Предыдущие выпуски: 

Часть 1. Массовые формации и летящие клинья
Часть 2. Как зарождался блок
Часть 3. Пас как предчувствие

В прошлый раз мы с вами остановились на том, что к рубежу 20–30 годов XX века американский футбол приобрёл очертания, очень похожие на современные: и с точки зрения игровой механики (попытки, дистанции, филд-голы и тачдауны), и с точки зрения тактики (широкие принимающие и тайт-энды в нападении, рашеры и секондари в защите). Да и вообще, чисто визуально тот футбол уже сильно напоминал знакомую нам игру: повсеместным стало использование шлемов, защиты на ногах подкладок под плечи. Какой же вектор приняло дальнейшее развитие игры в этих условиях?

Ричард Никсон (#12) вместе с товарищами по университетской команде, 1930 год.

Ричард Никсон (#12) вместе с товарищами по университетской команде, 1930 год.

Первым важнейшим процессом, который растянулся на все 1930-е годы, стало постепенное послабление правил, ограничивающих пасовую игру — и, как следствие, её быстрое развитие. Поправки были внесены в угоду зрелищности, которой в тот период — впервые за всю более чем полувековую историю футбола — стали придавать большое значение (и это в немалой степени способствовало выходу профессиональных команд на коммерческую окупаемость в долгосрочной перспективе). В первую очередь, сняли ограничения на глубину и ширину паса. За непринятый пас в зачётную зону стали наказывать просто потерей попытки, а не сменой владения, как в остальных случаях непринятого паса. Отменили ограничение на количество пасов за драйв (раньше за две первые попытки можно было сделать только один пас). Наконец, размер мяча был окончательно уменьшили до сегодняшнего.

Неудивительно, что в результате введения этих поправок количество пасов за игру стало быстро расти. Стала зарождаться современная концепция пасовых маршрутов (поначалу они были просто манёврами для ухода от защитника при персональной опеке), а позже — и развязки из нескольких маршрутов. Защита, которая приноровилась было играть против двух принимающих, растягивающих прикрытие по глубине или по ширине, была вынуждена изыскивать новые средства.

Ранние версии развязок — мы мельком упоминали их в предыдущем выпуске — представляли собой скорее направления движения, чем конкретные шаги и углы. Вместе с тем, стало появляться понимание, что открываться для приёма мяча, не говоря уже о самой ловле — вполне себе самостоятельная задача, которая требует специальной подготовки. Это привело ко всё большему обособлению позиции принимающего (в те времена их всё ещё называли «эндами») — сплит-энды стали всё реже участвовать в выносной игре по центру.

Второе: продолжил эволюционировать блок. Напомню: тогда ещё запрещался контакт с соперником вытянутыми руками, и основным приёмом была блокировка плечом или всем телом. Но с развитием игры, на рубеже 20-х и 30-х годов в футбольной теории стала зарождаться концепция угла атаки, которая привела к изменению техники блока. Например, приобрела популярность техника, при которой блокировщик нападения двигался в одном направлении с выносом, просто отрезая защитника от выносящего своей головой. Футбольная литература стала описывать блок как растянутый по времени процесс — в противоположность набору скорости и единоразовому «вырубанию» защитника — и делать особый упор на работу ног после контакта. Куда больше, чем прежде, стали использоваться срывы блокировщиков за спинами своих партнёров; появилась концепция трэп-блока — «ловушки». Наконец, отдельное развитие получила техника блока для защиты паса — пускай тогда она и заключалась в статичном упоре в защитника.

Наконец, третьим важным трендом стало повышенное внимание, которое уделялось безопасности участников игры. Именно 30-е годы шлем стал обязательным элементом облачения игрока; был также введён запрет на использование жёстких и абразивных материалов при изготовлении футбольной экипировки. Сигналом к окончанию розыгрыша стал свисток судьи, а не сам команда «даун!», которую должен был подавать игрок. Вне закона объявили любые преднамеренные контакт с головой, лицом или шеей соперника, а также был запрещён любого рода контакт (как захват, так и блок) в прыжке.

Помимо того, что эти нововведения способствовали безопасности игры, они оказали своё влияние и на тактический аспект футбола. Спортсмены теперь могли позволить себе контакт на бóльших скоростях, что открыло возможности для построения принципиально выносных комбинаций.

Поговорим о типичных для того времени типах розыгрышей.

Что касается построений, основными на то время продолжали оставаться вариации на тему «винга» — двойного или одиночного — а также сбалансированная «Т-формация». В обоих случаях, однако, энды начинали становится шире для более эффективной пасовой игры.

Вот, например, как выглядел типичный вынос по центру:

С развитием пасовой игры защитников на линии схватки становилось всё меньше (5–6). Блокировщики нападения при разборе соперников на линии стали принимать во внимание также и проходы: например, при двойном блоке они стремились не только отодвинуть защитника от линии скримиджа, но и переключиться на блок против соперника на следующем уровне через проход в передней линии. В некоторых системах нападения — таких, например, как система тренера Даны Икс Байбла, работавшего тогда с Университетом Техаса — вообще строили вынос исходя по проходам не между линейными нападения, а между линейными защиты, и прямо так и именовали свои комбинации. Например, приведённая выше комбинация называлась бы у него чем-то вроде «ФБ-дайв-1» (то есть в первый проход — между центром и правым гардом защиты).

А так — по широкой.

Обратите внимание на рич-технику в блоке, а также чёткое предписание, кто из игроков интерференции и под каким углом должен выходить на контакт.

А вот типичный пасовый розыгрыш из формации со сплит-эндом. В большинстве случаев, конечно же, он тогда игрался через плей-экшн.

Чем же на это отвечала защита? Как я и говорил ранее, одним из самых главных вопросов тогда был (да и остаётся, пожалуй, сейчас) — количества защитников на линии скримиджа. Самыми распространённым формациями тогда стали 6–2–2–1 и 5–3–2–1. В обоих этих случаях мы видим схожую с современной систему разделения защитников на линейных и секондари (третьей цифрой схеме обозначались энды, функция которых была схожа с современными корнербеками, а последней — сейфти, который работал тогда на очень большой глубине — в том числе и для того, чтобы ловить панты, которые тогда ещё могли ударить на любом дауне в качестве трик-плея для смены позиции на поле).

Схема 6–2–2–1 примечательна тем, что в ней уже было выработанно третье прикрытие, похожее на современное, с чётким разделением зон на короткие и глубокие — и с соответствующей техникой игры в них.

А вот 5–3–2–1 дала нам другую новую идею, которая до сих пор находит свое отражение в современных защитных формациях: компактный бокс, не выходящий за ширину блока нападения. В такой формации вынос и пас на периметр осознанно остаётся ответственностью секондари.

В конечном счёте, к концу 30-х годов спорт достиг небывалой популярности и окончательно распространился на всю страну, но дальнейшему его развитию помешала — или, наоборот, помогла — начавшаяся в следующем десятилетии война. Как? Об этом поговорим в следующем выпуске.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.