Знаете, я не очень люблю сравнивать американский футбол с футболом традиционным, соккером. С тем же успехом его можно сравнивать с волейболом или баскетболом. Увы, из-за клонированного названия и мировой популярности мы обречены пребывать внутри этого конфликта сторон.
Спорт прекрасен во всем своем многообразии. Для того чтобы любить одни виды спорта, мне не требуется унижать другие. Но приходится признавать: со спортом на постсоветском пространстве все вообще не очень хорошо. Какой бы спорт ни считался у нас номером один, рейтинги просмотров спортивных событий настолько смешные, что нельзя утверждать, будто у нас спортивные страны (футбольные страны, хоккейные страны).
Наверное, есть шанс, что постепенно эта ситуация выправится. Открытие новых комфортабельных стадионов — одна из вещей, которая обеспечивает зрительский интерес. Новые стадионы увеличивают количество зрителей и улучшают качество картинки.
На этих выходных две команды открыли для себя стадионы — самый новый и самый старый в НФЛ. «Миннесота» провела первую игру на свеженьком «Ю-Эс Бэнк», а «Рэмс» вернулись на «Лос-Анджелес Мемориал Колизеум», открытом аж в 1923 году. (Новая арена в Лос-Анджелесе строится. Возможно, ее сдадут раньше, чем стадион «Зенита».)
Стадион «Крестовский» в Санкт-Петербурге заложили в 2007 году. За это время в НФЛ открылось 5 новых арен: «Лукас Ойл» в Индианаполисе, «АТ&Т» в Техасе, «Метлайф» в Нью-Джерси, «Ливайс» в Калифорнии и тот же «Ю-Эс Бэнк» в Миннеаполисе. Темпы строительства стадионов, в том числе, косвенно отражают темпы роста интереса аудитории к спорту.
Что происходило в НФЛ на выходных
«Миннесота» открыла новый стадион победой над принципиальным соперником
«Для того чтобы наши матчи с «Грин-Бэй» могли считаться принципиальными, нам нужно начать чаще их побеждать», — сказал накануне матча главный тренер «Миннесоты» Майк Зиммер. Гуру по работе с защитой каждый год пытается придумать что-нибудь этакое перед самым холодным (по температуре, не по эмоциям) дерби НФЛ. В этот раз мотивационная фраза сработала: действующие чемпионы своего дивизиона «Викинги» победили короля Аарона Роджерса и его поданных.
Расскажи любому болельщику «Викингов» месяц назад, что к матчу с «Грин-Бэй» у них не будет стартового квотербека Тедди Бриджуотера, а по ходу игры поле с травмой колена покинет бегущий Адриан Питерсон, и вы бы услышали вопль отчаяния. На деле же, «Миннесота» стала еще сильнее по части игры в защите. Роджерс, что ваш старик из сказки, несколько раз бросал невод в море, но улов был скромным. Аарон вынужден был постоянно убегать от преследующих его «викингов» и чувствовал себя в связи с этим некомфортно.
Новому квотербеку «Вайкингс» Сэму Брэдфорду, который в команде без году неделя, тоже не раз пришлось встретиться с защитниками: блок нападения «Миннесоты» ничем не лучше прошлогоднего. Но, в целом, Брэдфорд показал себя молодцом, выдал несколько острых передач на принимающего Стефона Дигса и наверняка удивил многих адекватной игрой. Проблемы «Миннесоты» видны невооруженным глазом, но пока команда их с лихвой покрывает защитой и идет лидером в дивизионе с результатом 2-0.
«Нью-Ингленд» потерял еще одного квотербека
Том Брэди продолжает отбывать дисквалификацию за дело о сдутых мячах. В его отсутствие Джимми Гаропполо, несмотря на все опасения, действовал очень эффективно. «Пэтриотс» и во второй игре сезона чувствовали себя в нападении уверенно, пока Гаропполо не приземлился в одном из столкновений с защитником на плечо и не скривился от боли. Повреждение ключицы вынудило выйти на поле выбранного в мае на драфте Джакоби Бриссета.
Для нашей редакции Бриссет — особенный малый. В прошлом году наш обозреватель Леонид Анциферов побывал с экскурсией в университете Северной Каролины Стэйт и взял у Бриссета интервью. А тут он вышел с нападением «Нью-Ингленда» на поле. Играть они, конечно, стали менее разнообразно, но защита «Майами» позволила неопытному квотербеку пройти все поле и занести тачдаун. Беда в том, что на следующей неделе, которую Гаропполо пропустит, «Нью-Ингленду» будет с «Хьюстоном» куда тяжелее.
Who’s under the mask this week? It’s none other than… #FakeBrady pic.twitter.com/bMlpRV5d1r
— Bleacher Report (@BleacherReport) 18 сентября 2016 г.
Кстати, перед матчем около стадиона появился лже-Брэди. Человек в жутковатой маске фотографировался с болельщиками, а потом снял свой облик и оказался… Уэсом Уэлкером, бывшим игроком «Пэтриотс» и хорошим другом самого Брэди. Осталось раздобыть для самого Брэди маску Бриссета, и тогда все будет хорошо.
«Сиэтл» в очередной раз обломал зубы на «Рэмс»
В последние годы «Сихокс» и «Рэмс» находятся на разных полюсах по качеству игры и результатам. «Сиэтл» ежегодно считается претендентом на Супербоул, «Рэмс» даже после переезда из Сент-Луиса в Лос-Анджелес могут рассчитывать разве что на сезон 8-8 (поровну побед и поражений). Но когда они встречаются друг с другом, мы видим ремейк библейской истории про бой Давида и Голиафа.
Вот и сейчас «Лос-Анджелес» по накатанной схеме навязал сопернику вязкую игру с большим количеством борьбы и минимальным количеством зрелищности. Итоговый счет 9-3, наверное, можно сравнить с 1-0 в соккере. Квотербек «Сиэтла» Рассел Уилсон, испытывавший проблемы с ногой, с трудом находил цели для передач. Как и «Вайкингс», первую официальную игру на новом месте «Лос-Анджелес» выиграл.
Скорее всего, в ближайшие дни последует официальная новость о продлении контракта главного тренера «Рэмс» Джеффа Фишера. Он уже очень давно работает в команде, и из-за отсутствия результата его не любят многие болельщики, но руководство клуба все устраивает. В СМИ уже просочились детали продления контракта, но после безликого поражения от «Сан-Франциско» давать такую новость со стороны клуба было бы странно, а вот после победы над «Сиэтлом» — самое то.
Шпаргалка #3. Что такое спецкоманды и чем они занимаются
В предыдущих выпусках мы говорили про нападение и защиту в американском футболе. Но на поле во время игры периодически появляются еще и спецкоманды (special teams). Кто эти люди и что им нужно?
Если вы видите, что на поле кто-то бьет по мячу ногой, значит, в данный конкретный момент играет не нападение против защиты, а спецкоманда А против спецкоманды Б.
Первый игровой эпизод, который происходит в каждом матче – это начальный удар. Игроки одной команды выстраиваются для нанесения удара по мячу, игроки другой выстраиваются для возврата мяча. Задачи у них противоположные: зафиксировать мяч как можно дальше от своей зачетной зоны, как можно ближе к зачетной зоне соперника, а лучше прямо в ней. Начальный удар также бьется в начале второй половины игры и после каждого тачдауна (и реализации) или филд-гола. Запомнить легко: набрал очки, сделал начальный удар.
Про филд-гол и пант мы говорили в самом первом выпуске. Напомню вкратце: в первом случае есть возможность набрать 3 очка, попав в ворота соперника, когда дальше по полю проходить не видится возможным. Пант пробивается с целью отдать мяч сопернику, чтобы тот начинал как можно ближе к своей зачетной зоне — когда, опять же, дальше по полю не пройти, а филд-гол бить далековато.
Если после тачдауна команда исполняет одноочковую реализацию, то тоже выходят спецкоманды. Это просто филд-гол с короткого расстояния (15 ярдов до зачётной зоны в НФЛ).
Еще есть такая хитрая штука, как онсайд-кик. В двух словах, это очень короткий начальный удар. Если команда уступает в счете, а времени до конца матча осталось очень мало, то, заработав тачдаун, можно попытаться оставить владение мячом себе. Для этого надо пнуть мяч так, чтобы он прошел минимум 10 ярдов, а потом его схватил свой же игрок, а не чужой. Сделать это сложно, получается редко.
Один из самых известных онсайд-киков за последние годы: в финале конференции игрок «Грин-Бэй» Брэндон Бостик не смог удержать мяч во время отчаянной попытки «Сиэтла» и тем самым подготовил почву для невероятной победы соперника.
Ключевые позиции в спецкомандах зовутся так: кикер, пантер, холдер, лонг-снэппер и возвращающие (ретёрнеры).
Кикер бьет по мячу во время филд-гола, реализации, начального удара и, если потребуется, онсайд-кика. Пантер делает еще меньше: бьет панты. (Но он тоже человек, никогда об этом не забывайте.)
Вот так выглядит победный филд-гол в матче, забитый с 57 ярдов. Все сходят с ума, потому что это студенческий футбол, там болельщики еще более сумасшедшие, чем в НФЛ.
Филд-гол можно не только пропустить. Если ты заблокировал удар кикера, то можешь попытаться вернуть его в зачетную зону соперника и заработать тем самым очки для своей команды, что и сделали «Джайентс» в эти выходные.
Холдер и лонг-снэппер — это, на первый взгляд, незаметные винтики в системе, но если кто-то из них ошибется, то любой розыгрыш насмарку. Лонг-снэппер получил свое название от «long snap», то есть длинного ввода мяча в игру. В нападении центр отбрасывает мяч квотербеку на небольшое расстояние (или вообще передает из рук в руки), а во время исполнения филд-гола или панта отбрасывать надо далеко из не самого простого положения.
Холдер — тот человек, который, поймав мяч от лонг-снэппера, ставит его так, чтобы кикеру было удобно бить. Помните «Эйса Вентуру»? «Шнуровкой наружу!». Обычно обязанности холдера исполняет игрок, у которого есть и нормальная, человеческая позиция. Чаще всего холдером на полставки подрабатывает запасной квотербек.
Возвращающие (kick returner и punt returner) — это очень шустрые парни, чья задача состоит в том, чтобы пробитый начальным ударом или пантом мяч поймать и постараться пробежать с ним как можно дальше — «вернуть» мяч таким образом. Тут еще важно успеть быстро оценить обстановку: есть ли смысл бежать вперед или же враги табуном прискакали уже и надежнее просто зафиксировать мяч, где он есть, чтобы никто его не выбил. Успешный возврат мяча в зачетную зону всегда смотрится очень эффектно.
Служба знакомств
Джей Джей Уотт, ди-энд «Хьюстона»
Большая белая машина для убийства. Уотт за 5 лет карьеры в НФЛ трижды признавался защитником года и четырежды отбирался в главную символическую сборную чемпионата. Это образец того, как должен играть крайний линейный защиты, ди-энд. Образец того, как защитник должен припечатывать квотербека к земле, зарабатывая таким образом сэк, и как надо сразу же захватывать раннинбека с мячом, заставляя нападение соперника терять ярды.
В какой-то момент уровень крутизны Уотта стал настолько высок, что его даже несколько раз поставили в нападение на позицию тайт-энда, и на этой позиции он поймал передачу от квотербека и заработал тачдаун. В современной НФЛ такой универсализм — явление штучное, так что Джей Джей стал еще более уникальным и популярным игроком.
Сейчас, в основном, в почете квотербеки, и о них заходит речь, когда ты говоришь о той или иной команде. Есть команды, которых знают благодаря раннинбекам или принимающим. Несмотря на наличие одного из лучших принимающих, Деандре Хопкинса, «Хьюстон» — это, конечно же, в первую очередь команда Джей Джей Уотта.
Вопросы от нормальных людей
«Привет, Стас! Меня зовут Эля, хочу задать один вопрос».
Это официально лучшее начало вопроса в нашей рубрике. Во-первых, потому что меня назвали по имени. Во-вторых, потому что нам пишет представительница 10% читательниц нашего сайта.
«Насколько выгодно при ковер-2 в защите играть слэнты, и как лучше справляться с забитым боксом?».
Ладно-ладно, это не вопрос от Эли. Но если мы все делаем правильно, то через 100 выпусков «Уровня Изи» она будет задавать такие вопросы. Только уже Василию Евгеньевичу Добрякову, а не сюда. Мой ковер-2 пылится на балконе. Теперь серьезно:
«Посмотрела на днях матч, думала, что это НФЛ, но оказалось, что колледжи. Там обе команды набрали за 50 очков. Это вообще законно? В НФЛ же вроде поменьше счета или просто мало видела?».
Да, в НФЛ действительно счета ощутимо поменьше. Огромные счета в студенческом футболе связаны с несколькими обстоятельствами:
– Уровень соперников часто неравный. То есть, даже великая и ужасная «Алабама» может на какой-нибудь неделе сыграть против крохотного университета и убить всю интригу еще в первой четверти. Поэтому счета типа 67-0 не редкость.
– В студентах любят играть так называемое «широкое нападение» (spread offense). Грубо говоря, это когда у квотербека масса вариантов для паса, ресиверы заполняют пространство, из-за чего мяч перемещается по полю очень быстро.
– В студентах не заботятся о защите. Индивидуально есть звезды, которых потом высоко выбирают на драфте НФЛ, но в целом, уровень игры в защите НСАА и НФЛ просто небо и земля. Оттого сложно переходить в профессионалы квотербекам, поскольку после мальчиков для битья им приходится обниматься с такими ребятами как Джей Джей Уотт и Ндамуконг Су. Жизнь их к этому не готовила.
«P.S. Прости, опечаталась в начале письма. Спасибо, Изя».
Если устал читать
На прошлой неделе квотербек «Тампа-Бэй» Джеймис Уинстон оформил сразу 4 пасовых тачдауна. Уинстон играет в лиге только второй год, и считается, что второй сезон для молодых квотербеков куда сложнее, чем первый. После первой недели казалось, что это устаревшее представление или хотя бы не относящееся к первому номеру драфта-2015. Однако в матче второй недели с «Аризоной» Уинстон за одну только первую половину трижды отдал мяч сопернику, дважды сделав перехват и один раз допустив фамбл.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.