Сейчас я досматриваю весенний тренировочный матч футбольной программы университета Мичигана и понимаю, что Джиму Харбо, который возглавил «Росомах» в межсезонье, предстоит проделать огромную работу. Как на поле, так и за его пределами – у Мичигана нет квотербека, нет ресиверов, возможно, есть защита, но команда, с сезона 2011/12, когда был завоёван Шуга Боул, не показывает тот футбол, которого ждут от одной из самых популярных и титулованных программ в стране.

Дом Старков разгромлен, и на Севере теперь правят другие люди, однако неожиданно знамя поднял ментор, заявивший на все Семь Королевств, что он готов к бою и вступает в «игру престолов».

До осени ещё далеко и, тем не менее, она уже близко.

Справится ли Джим Харбо с возложенной на него задачей? Если бы я знал, то, наверное, вы бы увидели меня по ТВ, рассказывающего о судьбе человека по фотографии или ищущего кого-то в заброшенном доме. Но я здесь, и я говорю о футболе, а не о мистике.

Поднять родное знамя

Университет Мичигана не является чужим для Джима Харбо. И не даром многие члены его семьи просили этого тренера встать во главе «Росомах».

С 1983 по 1986 годы Джим учился и играл квотербека в Мичигане. В 1985 и 1986 годах был одним из лучших на своей позиции, если не лучшим, в конференции Биг Тен, что позволило ему быть выбранным в первом раунде драфта НФЛ 1987 года «Чикаго Бэарз». С тех пор пути «Росомах» и Харбо не пересекались.

481877049-e1418831555542

И вот, спустя 28 лет, Джим Харбо возвращается в Альма Матер, чтобы поднять знамя университета Мичигана и вернуть его на футбольный Олимп Америки.

Три шага к признанию

Несмотря на то, что Джим Харбо за свою долгую тренерскую карьеру так и не выиграл ни главного титула НСАА, ни главного титула НФЛ, сегодня он является одним из самых признанных футбольных тренеров на планете.

Начав помощником в университете Западного Кентукки у своего отца Джека, Джим Харбо затем два года отработал тренером квотербеков в «Окленд Рейдерз», после чего получил свою первую должность главного тренера.

Это был уже далёкий 2004 год и скромная команда университета Сан-Диего, чьи «Торерос» выступали в первом футбольном дивизионе НСАА.

Всего за три года работы Харбо добился феноменальных достижений, дважды выиграв титул чемпионов конференции и оба раза с результатом побед 11-1. На сегодняшний день это лучшее достижение «Торерос».

После чего пришла пора помочь не чужому для семьи Харбо университету Стэнфорда. Джек Харбо в начале 1980-х был координатором обороны «Кардиналов», а сам Джим ходил в школу, расположенную неподалёку от кампуса Стэнфорда.

Во многом благодаря работе именно в этой программе имя тренера Джима Харбо стало известно широкой общественности, а он сам вошел во все возможные списки многообещающих футбольных тренеров.

Это было сначала временем ураганных прорывов раннинбека Тоби Герхарта, а затем блестящей игры квотербека Эндрю Лака.

И после того, как Стэнфорд, сильно ограниченный в наборе игроков в свою программу из-за высоких академических требований и радовавшийся любому попаданию в пост-сезон, одержал впервые в своей истории 11 побед в сезоне, затем выиграв ещё и престижный Оранж Боул, Джим Харбо получил заманчивое предложение от другой команды из Калифорнии. От клуба НФЛ «Сан-Франциско Фотинайнерз».

Дальнейшая история, думаю, многим из вас известна – три первых блестящих сезона, три подряд выхода в финал конференции, один из которых закончился победой и выходом в Супербоул, где состоялась эпичная битва Джима с его родным братом Джоном, завершившаяся в пользу последнего. И был «смазанный» рядом обстоятельств прошлый сезон, который «Фотинайнерз» завершили 8-8 и в плей-офф не попали.

Ещё в прошлом году многие говорили об уходе Джима Харбо из «Сан-Франциско» — этого тренера хотели видеть у себя клубы НФЛ, была возможность и остаться в Калифорнии, была возможность возглавить одну из популярных франшиз Лиги, словом, предложений было много.

Сам Джим не раз заявлял, что хотел бы выиграть Супербоул, но под давлением некоторых членов семьи, а также некоторой части общественности и СМИ принял решение вернуться в Мичиган.

Michigan football coach Jim Harbaugh answers questions following the first day of spring practice at a press conference at Schembechler Hall Tuesday. (ALLISON FARRAND / Daily)

Michigan football coach Jim Harbaugh answers questions following the first day of spring practice at a press conference at Schembechler Hall Tuesday. (ALLISON FARRAND / Daily)

Спустя 28 лет. Возможно, это будет самым сложным испытанием в карьере Джима Харбо, ведь в случае неудачи его акции резко упадут на бирже футбольных специалистов, а потерянных лет никто не вернёт.

Эффективный менеджмент Харбо

Джима Харбо никогда нельзя было назвать гуру какой-то футбольной составляющей, скажем, нападения. Он не принёс в игру революцию, и он также не был «своим парнем» для игроков. Он просто выжимал максимум из имеющегося у него, создавал конкуренцию внутри коллектива, собирал грамотный тренерский штаб, и, в итоге, это приводило к созданию конкурентоспособной команды.

Он умеет мотивировать. Он может объединить самых разных по характеру людей, даже не ладящих между собой, заразив их одной общей целью, и такой целью в футболе, как и любом ином виде спорта, является победа.

Играй по правилам – забудь о правилах

В студенческом футболе всё не так, как в НФЛ — здесь слишком велика разница в уровне футболистов, и очень многое зависит от рекрутинга.

Ты можешь изобрести уникальную философию, поразить ей соперников и провести великолепный сезон, но в 95% случаев ты всё равно станешь пищей для тех, кто готовил свою партию уже давно и играет в «игру престолов» НСАА не первый год.

Самым лучшим таким игроком по праву считается главный тренер Алабамы Ник Сэйбан, который может не быть лучшем тренером, но он знает, как «подмаслить» комитет, как быть «хорошей невестой при слабом календаре» и как заманивать к себе талантливых школьных выпускников. Титулы этого человека говорят за него — четыре национальных чемпионства (три с Алабамой, одно с ЛСЮ).

Сэйбан провалился в НФЛ, и у многих вызывает скепсис тренерский талант этого человека. Однако из года в год он идеально делает две вещи – получает лучших школьных выпускников к себе в команду и высокие рейтинги даже при слабых игре и календаре.

Последний пункт теперь не будет иметь столь ощутимого эффекта в виду применения системы плей-офф с начала прошлого года. И Огайо Стэйт наглядно всем показали слабости старой системы.

Однако в умении уговаривать школьников выбрать свой университет Сэйбану по-прежнему нет равных.

Но времена меняются, меняются регламенты, правила и системы оценок. Джоффри отравлен, Тайвин убит Тирионом, а у Серсеи не всё в порядке с головой – пришла пора добить Ланнистеров.

Сегодня Джим Харбо решил по полной использовать институт «сателлитовых лагерей», чтобы завербовать как можно больше школьников.

Что же это такое? Всё очень просто – какое-либо учебное заведение для обмена опытом приглашает в гости представителей тренерского штаба более сильной команды. Вся прелесть в том, что правила Юго-Восточной Конференции и АСС запрещают главным тренерам программ этих конференций покидать свой дом в радиусе 50 миль от кампуса, в Биг Тэн подобного ограничения нет.

По оценкам скаутов масштабный и очень богатый на таланты лагерь сегодня проходит в городке Праттвилль, штат Алабама.

И Джим Харбо уже там во всю резвится с ребятишками прямо под носом у Ника Сэйбана, Тускалуса в 90 милях от Праттвилля, и Гуса Мальзаха, Обэрн в 70 милях от Праттвилля. Оба эти тренера, по правилам своей конференции, не могут приехать в этот лагерь. А Джим Харбо не только приехал, но и намекает, что готов к войне.

Не забывают в Мичигане и о своих соседях из Огайо Стэйт, которые являются действующими национальными чемпионами. Так, в твиттере появился следующий пост:

Тренер ресиверов «Каштанов» Зак Смит смеётся и недоумевает, ну, а тренер принимающих «Росомах» Джедд Фишш наглядно всем показывает и рассказывает, почему молодым принимающим со Среднего Запада следует идти учиться в Мичиган.

НСАА стоит на пороге больших перемен – система плей-офф мотивирует и открывает двери даже перед самыми маленькими командами.   Между тем, осень уже близко, и пребывавший не в лучшем состоянии последние годы университет Мичигана, похоже, готов к серьёзной драке.

А как иначе, ведь армию «Росомах» возглавил Джим Харбо, который прекрасно знает, что большие победы одерживаются не только благодаря успехам в битвах на поле, но и грамотным действиям за его пределами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.