Существование четко отлаженной системы, позволяющей молодым игрокам максимально комфортно переходить из школьного футбола в студенческий и далее в НФЛ, обеспечивает безостановочную работу конвейера по производству новых футбольных звезд. Учитывая тот факт, что процесс обучения азам игры начинается чуть ли не в с 5 лет, вклиниться в такую систему «со стороны» практически невозможно.
Впрочем, из любого правила, как все мы знаем, существуют исключения – игроки, не прошедшие все этапы традиционной североамериканской подготовки, все чаще попадают в составы команд НФЛ. В одном только «Сан-Франциско» сейчас насчитывается сразу два отличных примера – бывшая звезда австралийского регби Джаред Хейн и Лоренс Окойе, экс-дискобол и участник Олимпийских Игр в составе сборной Великобритании.
Но это все, в лучшем случае, уровень тренировочного состава (practice squad), а найдутся ли выходцы из Старого Света в числе тех, кому удалось проявить себя на ведущих ролях?
Игорь Ольшанский
Уроженец Днепропетровска, выбранный в свое время «Чарджерс» во втором раунде драфта, является хорошим примером альтернативного пути. Сын известного советского баскетболиста не только унаследовал высокий рост и атлетичное телосложение, но и пошел (поначалу, во всяком случае) по стопам отца. После переезда в США в семилетнем возврате Игорь занимался исключительно баскетболом (благо, рост в 196 см позволяет) вплоть до предвыпуского года в старшей школе.
В Университете Орегона Ольшанский уже полностью сосредоточился на футболе, успев попробовать себя на всех позициях линии защиты и попутно установив командные рекорды в жиме лёжа и еще целом ряде силовых упражнений.
Профессиональная карьера также выдалась для Игоря вполне успешной, пусть и завершилась немного раньше, чем могла бы – восемь неплохих сезонов в Сан-Диего, Далласе и Майами достойны всяческого уважения.
Золтан Меско
Родившийся в Румынии в семье этнических венгров, Меско с детства обожал соккер. Переезд в Штаты в возрасте 12 лет мог бы негативно сказаться на его спортивных перспективах, но еще в седьмом классе Золтану быстро нашли применение в составе школьной футбольной команды. На занятиях в спортзале он умудрился разбить освещение, как следует приложившись по мячу, но вместо традиционной взбучки от директора получил приглашение в новый для себя вид спорта.
Студенческая карьера Меско складывалась идеально – он успел поработать как пантером, так и кикером в Университете Мичигана, а по ее окончании был выбран «Нью-Инглендом» в пятом раунде драфта. Впрочем, счастье длилось недолго – в преддверии сезона 2013 «Патриоты» предпочли более экономный вариант в лице Райана Аллена (выгода для них составила чуть менее миллиона долларов), а Меско в ходе непродолжительных скитаний в «Питтсбурге» и «Цинциннати» окончательно осел в статусе свободного агента.
Майкл Роос
Уроженец деревни Таэбла в Эстонии, как и многие другие фигуранты этого списка, переехал в США еще ребенком. Как и Игорь Ольшанский, он впервые ощутил вкус игры лишь незадолго до окончания школы, в которой выделялся также как баскетболист и метатель копья.
Футбольная стипендия, впрочем, оказалась более привлекательной и Майкл, переквалифицировавшись из тайт-эндов в линейные нападения, стал первым выпускником небольшого Университета Восточного Вашингтона, которому посчастливилось быть выбранным во втором раунде драфте. Долгая и успешная карьера в рядах «Теннесси Тайтанс» не только обеспечила ему любовь и уважение болельщиков (как ни крути, а таких «верных» футболистов ценят все), но и позволила вернуть должок своей «альма-матер». Роос (как мы уже рассказывали) пожертвовал своему университету полмиллиона долларов, которые пошли на ремонт стадиона и приобретение искусственного газона ярко-красного цвета, о котором грезило руководство ВУЗа.
Себастьян Джаниковски
Бессменный, как сейчас уж кажется, кикер «Рейдерс» успел построить достаточно успешную соккерную карьеру по обе стороны океана, прежде чем окончательно переметнуться на сторону футбола. Отметившись в составе юниорской сборной Польши и клуба «Орландо Лайонс», Джаниковски все же соблазнился все той же футбольной стипендией от «Флориды Стэйт» и не прогадал. Помимо возможности лично познакомиться с Виталием Писецким, это подарило ему одну из самых впечатляющих карьер как в студенческом, так и в профессиональном спорте.
Обладая феноменально мощным ударом, Джаниковски еще в колледже отличался способностью не просто с легкостью обеспечить тачбэк при пробитии начального удара, но и зачастую направить мяч в створ ворот, провоцируя стадионные системы на фиксирование филдгола. В 2000 году Себ объявил о нежелании оставаться в НСАА на выпускной год и своем решении выйти на драфт досрочно, чтобы иметь возможность оплатить переезд матери из Польши в США.
Несмотря на не самый простой характер (год, проведенный без пьяной драки в баре, был редкостью для Себастьяна), Джаниковски был выбран «Оклендом» под общим 17-ым номером, что является абсолютно выдающимся результатом для кикера в 21-ом веке.
Личный рекорд Джаниковски в официальных матчах – 63-ярдовый филдгол в матче против «Бронкос» в 2011 году. Попытка 64-ярдового филдгола четырьмя годами раньше закончилась попаданием в штангу.
Себастьян Воллмер
Тэкл нападения «Патриотов» — один из немногих примеров практически полной подготовки успешного футболиста вне пределов США. Будучи звездой юниорского состава команды «Берлин Адлер», Воллмер здорово проявил себя на юниорском Чемпионате Мира 2004 года в Сан-Диего, где и привлек внимание скаутов НСАА.
Приняв предложение Университета Хьюстона, Воллмер переквалифицировался из тайт-энда в линейного и был выбран «Патриотами» во втором раунде драфта, несмотря на то, что не был приглашен на НФЛ Комбайн.
В минувшем сезоне Воллмер стал обладателем чемпионского перстня в составе «Нью-Ингленда».
Бьорн Вернер
Уроженец Берлина, прошедший через ту же школу подготовки «Орлов», что и Воллмер, Вернер (по его собственному признанию) с детства грезил о футбольной карьере, часами играя в «Мэдден». Неизвестно, помог ли ему такой вид подготовки, но в 2007 он сумел устроить себе переезд в США в качестве студента по обмену.
Два года в старшей школе, успешная карьера ди-энда во «Флориде Стэйт» и вот Бьорн уже становится первым выращенным в Европе полевым игроком, выбранным в первом раунде драфте. Карьера в «Кольтс» у него, впрочем, пока складывается с переменным успехом, но главного – осуществления своей детской мечты – он уже, пожалуй, добился.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.