Первое воскресенье сезона – все равно, что Новый год. Встречаясь с такими же фанатами, как и ты, отвечаешь улыбкой на улыбку, и можно даже ничего не говорить. Вы все пронизаны этим ощущением радостного возбуждения. Дождались, сезон здесь.

А потом хватаешь большую ложку и начинаешь жадно есть из каждого матча. Их шестнадцать штук, в каждом с десяток важных событий, как тут успеть? Вот там первый тачдаун, тут травма, вот этот удивил, этот разочаровал. И все это одновременно. После 9 месяцев на голодном пайке, состоящем из слухов, скандалов, обменов и выборов на драфте, наконец-то можно вгрызаться в футбол.

Что происходило в НФЛ на выходных

1. Молодые квотербеки превосходили ожидания

Молодых квотербеков любят все. Любят обсуждать, любят на них надеяться, любят ждать их провала. За них переживают и боятся. Квотербек – самая важная и самая сложная позиция в американском футболе. Даже самых успешных студентов-разыгрывающих берут в профессионалы с большой долей скепсиса. Но берут с распростертыми объятьями – деваться некуда. В стране 326 миллионов человек, а приличными квотербеками НФЛ массовый зритель назовет 15-20 счастливчиков, не больше.

Молодежь должна была заступить на вахту в четырех командах.

В «Денвере» после того, как завершил карьеру с чемпионским перстнем на пальце великий (на протяжении всей карьеры) и ужасный (в заключительном сезоне) Пейтон Мэннинг, борьбу за место стартового распасовщика в предсезонке выиграл, в общем-то, «безымянный» Тревор Симиан.

В «Нью-Ингленде» дисквалифицированного на 4 матча из-за скандального «дела о сдутых мячах» Тома Брэди подменял Джимми Гаропполо. По сравнению с парнями в соседних абзацах он уже имел кое-какой опыт, но в основном, это был опыт выглядывания из-за плеча лучезарного бостонского Аполлона (речь о всё том же Брэди).

В «Филадельфии» в бой бросали выбранного в апреле на драфте Карсона Вентца. Считалось, что он пока морально не готов к НФЛ. Стартовым квотербеком должен был быть ветеран Сэм Брэдфорд, но его неделю назад обменяли в осиротевшую «Миннесоту».

Наконец, в «Далласе» выбранный в четвертом (то есть, далеко не самый крутой по ожиданиям) раунде драфта Дак Прескотт должен был заменить маститого ветерана Тони Ромо, получившего травму спины и выбывшего на полсезона.

И, в общем, все справились. Игра каждого приятно удивила, хотя ни в одном случае не обошлось без ошибок и шероховатостей. Чужие суперзвездные ботинки оказались не на три размера больше. И пусть не все из четверки отметились тачдаунами и не все одержали победу, но за индивидуальное выступление все получили хорошую оценку. Будущее, оказывается, в надежных руках.

2. Промахи на последних секундах разбивали нам сердце

Люди, далекие от американского футбола, часто задают вопрос – а зачем, мол, вы зовете футболом вид спорта, в котором ногой мяч не пинают? Между тем, по статистике, одними из самых результативных игроков в клубах НФЛ становятся кикеры — те самые парни, которые только и делают, что пинают мяч. С их волшебных пендалей начинается любой матч. И с них же игры порой заканчиваются.

Стандартная ситуация. Окончание матча, на таймере остается меньше десяти секунд. Команды отделяют в счете друг от друга три очка или меньше. До ворот десятки ярдов. Выходит низкорослый (по сравнению с атлетами) паренек и вымеряет шаги, готовится к удару. Стадион замирает. От его удара по воротам зависит исход игры – победа, поражение или, в некоторых случаях, овертайм.

На минувшей неделе три игры закончились после промахов кикеров на последней минуте четвертой четверти. Грэм Гэно подвел «Каролину», Чендлер Катанзаро – «Аризону», а новый персонаж по фамилии Луц едва не спас «Нью-Орлеан». Последний бил с отметки в 60+ ярдов и не попал совсем чуть-чуть, так что к нему минимум претензий, он просто потерял шанс стать супергероем. Двое других убили надежды болельщиков своими промахами.

Филд-голы (удары по воротам) далеко не самая зрелищная часть футбола. Но очень часто судьба матча или даже сезона зависит именно от ноги кикера. Так что, не повторяйте чужих заблуждений – в американском футболе жизненно важно не только хорошо бросать, держать или ловить мяч, но и пинать его.

3. Принимающий «Сан-Диего» Кинан Аллен получил тяжелую травму

Понедельник — это день плохих новостей в НФЛ. В так называемый «черный понедельник» по окончании регулярного сезона увольняют не очень хорошо работающих тренеров. А еще каждый понедельник – это доклады врачей о травмах футболистов. По понедельникам мы пишем грустные заголовки со словами «выбыл до конца сезона».

Сезон в НФЛ очень короткий – с сентября до конца декабря. Хорошие команды играют еще в январе, а две самые крутые захватывают первую неделю февраля. Любая мало-мальски серьезная травма с таким календарем становится фатальной. А повреждений в одном из самых контактных видов спорта, как вы понимаете, очень много. Оттого и составы у команд НФЛ такие большие, они редеют еженедельно.

allen-chargers

Вот у «Сан-Диего», например, травму колена по ходу первой игры сезона получил перспективнейший принимающий Кинан Аллен. Поле он покидал в слезах – для молодого футболиста пропустить сезон на старте интригующей карьеры чревато тяжкими последствиями. Без него имеющие солидное преимущество в счете «Чарджерс» как-то сразу потерялись, стухли в нападении и перестали набирать очки. В итоге, их соперник «Канзас-Сити» совершил самый впечатляющий камбэк в своей истории и выиграл матч в овертайме.

Это лишь одна травма из многих. Первые крестообразные связки колена, порванные на футбольном поле в 2016 году. Маленькие трагедии на постоянной основе.

Шпаргалка #1

В первом выпуске «Уровня Изи» мы говорили об общем назначении нападения в американском футболе и делали акцент на персоне квотербека. Сегодня попытается закрепить тему, рассмотрев функции и состав нападения поближе.

Как мы уже знаем, нападение должно продвигаться вперед по полю, набирая не меньше 10 ярдов за 4 попытки. Делать это оно может за счет паса или выноса.

Что такое пас, понятно интуитивно. Квотербек получает мяч, высматривает партнеров по команде, которые освобождаются от защитников и отдают на них передачу. Если товарищ мяч поймал, это называется приемом или ловлей. Поймав мяч, игрок может продолжать с ним движение, пока его не остановят огорченные этой ловлей защитники. Где остановят, оттуда нападение и продолжает свое наступление.

На видео выносы в исполнении раннинбека Мелвина Гордона

Вынос – это когда квотербек отдает мяч из рук в руки игроку, находящемуся позади его. И тот бежит вперед напролом, как бы из тыла своего нападения (формально это называется «из бэкфилда»).

Позиции в нападении имеют следующие названия: квотербек (разыгрывающий), раннинбек (бегущий), ресивер (принимающий), тайт-энд (нет устоявшегося аналога на русском) и линейные – тэклы, гарды и центр.

Квотербека вы уже знаете. Ресиверы, в основном, занимаются как раз тем, что с начала розыгрыша бегают по полю в ожидании передачи от квотербека. Они либо бегут по специально подготовленным заранее маршрутам, либо в редких случаях импровизируют.

Раннинбеки – это как раз те, кто по большей части занимаются выносом мяча, то есть получают вкладку мяча в руки и рвутся в редуты защиты, пытаясь отыскать там свободный коридор.

Линия нападения (у нас ее еще называют блоком нападения) – это здоровенные парни на массе, которые стоят стеной перед квотербеком. У них две основных задачи, которые зависят от назначения розыгрыша. Если квотербек стоит с мячом и высматривает принимающих для передачи, то линейные должны его охранять и блокировать попытки защиты пригвоздить квотербека к земле. Если же мяч отдается раннинбеку, то линейные стараются отодвинуть защитников таким образом, чтобы образовалось свободное пространство, куда и мог бы юркнуть их одноклубник с мячом.

Вот за этими дяденьками как за каменной стеной

Вот за этими дяденьками как за каменной стеной

Может быть, видели когда-нибудь фотоколлаж, где показаны игроки из обычного футбола (соккера) и американского футбола. И в первом случае там Криштиану Роналду с кубиками пресса, а во втором — жирненькие бугаи. Так вот, это и есть линейные, которые должны обладать большой массой, чтобы их было тяжелее сдвинуть с места. При этом, они должны быть достаточно быстрыми и ловкими, чтобы их нельзя было обойти. Поверьте, эти здоровенные туши пробегут 40 ярдов быстрее вас.

Тэкл, гард и центр – это специализация линейного. Центр стоит прямо перед квотербеком и отдает ему мяч в начале каждого розыгрыша, слева и справа от центра стоят гарды, а уже рядом с ними стоят тэклы. У каждого из них немного разные задачи, но если не заморачиваться, то общая задача у них одна — обеспечивать наилучшие условия для своих более «активных» в плане действий партнеров по нападению.

Наконец, диковинный зверь по прозвищу тайт-энд является гибридным вариантом линейного и принимающего. Он куда крупнее обычного ресивера, но гораздо лучше линейных управляется с ловлей мяча. Это позволяет ему как блокировать соперника, так и ловить передачи от квотербека в зависимости от ситуации. Тайт-энды особенно хороши, когда до зачетной зоны соперника рукой подать — квотербеку проще работать с крупной целью, а сила тайт-эндов позволяет им лучше бороться за пространство и мяч с защитниками.

screen_shot_2013-11-14_at_4-33-30_pm

«Питтсбург» (команда в желто-черном) в нападении

Вот так они обычно и стоят – впереди линия нападения и тайт-энд, за ними квотербек, готовый принять мяч от центра, по флангам принимающие, а позади бегущие. Конечно, построения могут быть самыми разными, и на поле необязательно должны быть именно два или три ресивера. Да и функции не ограничены – никто не мешает раннинбеку принимать мяч или даже бросать его, но мы говорим про самые часто встречающиеся варианты.

Служба знакомств

Виктор Круз, принимающий «Джайентс»

0606153001455158736_filepicker

Сегодня мы знакомимся с футболистом, которому не раз пришлось бросать бой сложнейшим обстоятельствам и превозмогать их. В 2010 году выпускник университета Массачусетс вышел на драфт, но там его никто не выбрал. В этом у нас с ним много общего, только в моем случае это была волейбольная команда на уроке физкультуры.

Это непростой момент для всех игроков, рассчитывавших на будущее в профессионалах. Чем ниже тебя выбирают на драфте, тем меньше у тебя гарантий – по деньгам и по перспективам. Если тебя не выбрали вообще, то ты уже через пару недель можешь устраиваться продавцом машин, и узнавать тебя будут только в кампусе родного университета.

После драфта с ним подписали копеечный по меркам лиги контракт «Нью-Йорк Джайентс». Незадрафтованных агентов летом в командах пруд пруди, но 90% из них уже осенью подыскивают себе другую работу. Круз своим шансом воспользовался по максимуму. Он так здорово ловил, что его оставили в команде, но увы, в третьем своем матче регулярки он получил травму и выбыл до конца сезона. Подбит на старте.

Последующие три сезона Круз был одним из самых заметных принимающих НФЛ. Помимо того, что он здорово играл, он здорово играл в Нью-Йорке, а это всегда дополнительное внимание прессы. К тому же, Виктор запомнился благодаря своему танцу сальса, исполняемому после каждого тачдауна.

12 октября 2014 года в матче против «Филадельфии» в одном из эпизодов он неловко наступил на ногу и свалился, воя от боля. Разрыв связок колена и операция. Его возвращение на поле откладывалось несколько раз. Едва он начинал тренироваться, как происходил рецидив. Честно говоря, даже оптимисты считали, что если он и вернется, то чисто символически.

В воскресенье 29-летний Виктор Круз вышел на поле в майке «Джайентс» против их извечного соперника «Далласа». Победный тачдаун в игре был на его счету. Первая сальса за два года.

Вопросы от нормальных людей

Люблю, когда общение начинается как-то неожиданно. Первый читатель, решившийся на нестыдный вопрос, сделал из заглавия колонки имя собственное.

«Уважаемый Изя!», – пишет нам Владимир, – «А зачем игрокам нужны полотенца, которые крепятся к форме? Они могут их выбрасывать, как побежденные боксеры?».

Сам ты сдаешься раньше времени, Владимир

Сам ты сдаешься раньше времени, Владимир

Полотенца на игровой форме вызывают у нормальных людей живое любопытство, это давно подмечено. На самом деле, это для практического применения. Полотенца есть только у тех игроков, которые непосредственно вовлечены в процесс бросания и ловли мяча – квотербеков, ресиверов, тайт-эндов. Они просто протирают ладони от пота.

Пожелавший остаться неизвестным (я же обещал анонимность, товарищ 81.10.242.12) читатель уточняет, сколько команд по итогам регулярного сезона выходят в плей-офф и за кого в этой связи можно поглорить. Когда-нибудь мы подробно увязнем в глубинах этого мироустройства, а пока можно сказать, что из каждой конференции в плей-офф выходят 4 победителя своих дивизионов + 2 лучших команды в конференции. То есть, из одного дивизиона вполне может выйти 3 команды.

За кого болеть из тех, кто точно будет в плей-офф? НФЛ очень непредсказуемая лига, но суперсенсацией будет, если в январе не будут играть «Нью-Ингленд», «Грин-Бэй» и «Сиэтл». В остальных я уже не так уверен.

Если устал читать

Практически все тренеры в НФЛ – большие перестраховщики. Никто не пойдет на неоправданный риск, если есть возможность сыграть понадежнее. Помните, что после тачдауна можно заработать либо одно очка, либо два? Для первого нужно просто ударить по воротам с близкого расстояния, а для второго – разыграть комбинацию и, по сути, занести еще один тачдаун.

Так вот, если на табло остаются считанные секунды до конца заключительной четверти матча, а после тачдауна вы отстаете на одно очко от соперника, то в 99% случаев тренеры разыграют одноочковую реализацию, чтобы перевести игру в овертайм. Но тренер «Окленда» Джек Дель Рио решил не испытывать судьбу, а доверил своей команде разыграть двухочковую. Пан или пропал: удачный розыгрыш почти гарантировал бы им победу, но в случае одной ошибки они автоматически лишались шансов на выигрыш. Это был очень смелое и редкое решение.

Также можно посмотреть на самые зрелищные розыгрыши первой недели, 5 лучших приемов и все тачдауны первого воскресенья сезона.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.