У каждого великого розыгрыша в истории американского футбола есть собственное имя. Часто религиозного характера. «Пресвятая Мария», «Святой роллер», а уж разнообразных «чудес» наберётся с десяток.

Но самое стильное название получил розыгрыш, случившийся в дивизионном матче плей-офф сезона–1972 между «Питтсбург Стилерс» и «Окленд Рейдерс».

«Непорочный приём».

При переводе теряется игра слов: Immaculate Conception («непорочное зачатие») и Immaculate Reception.

Почему он так назван? Потому что тачдаун занёс игрок, которому пас не предназначался. Но лучше добавим побольше контекста.

Embed from Getty Images

23 декабря 1972 года. Третий сезон после объединения лиг НФЛ и АФЛ. В дивизионном раунде Американской конференции встречаются чемпионы своих дивизионов «Питтсбург Стилерс» (11–3) и «Окленд Рейдерс» (10–3–1). «Рейдерс» выиграли свой дивизион в пятый раз за шесть лет, они регулярные участники финалов конференций. «Стилерс» не выходили в плей-офф 25 лет.

Матч получается малорезультативным — нули к перерыву. Четвёртая четверть складывается в пользу «Окленда», и за минуту до конца игры гости ведут со счётом 7–6.

«Питтсбург» начинает последний драйв. Как и в течение всего предыдущего матча, нападению ярды даются очень тяжело. Ситуация 4–и–10 со своих 40 ярдов. Остаётся играть 22 секунды.

Главный тренер «Стилерс» Чак Нолл назначает пасовый розыгрыш под кодовым названием 66 Circle Option, где основным принимающим является новичок Барри Пирсон. После ввода мяча в игру квотербек Терри Брэдшоу оказывается под давлением двух линейных защиты «Окленда» и бросает пас на 35-ярдовую линию соперника в направлении хавбека Джона Фукуа. На нём висит сейфти Джек Тейтам. Дальше лучше смотреть:

После отскока мяч подхватил фуллбек Франко Харрис, который в начале розыгрыша занимался блокированием соперника, а затем решил, что Брэдшоу не помешает ещё одна пасовая опция. В момент, когда мяч летел в направлении Фукуа, Харрис вспомнил совет своего тренера по колледжу — всегда иди к мячу.

Этот розыгрыш стал не только одним из самых удивительных в истории, но и одним из самых обсуждаемых.

Дело в том, что по правилам, актуальным на 1972 год, если мяч после паса касается игрока нападения, то только он имеет право им овладеть. Для того, чтобы приём Харриса был засчитан, мяч либо должен был сначала коснуться защитника, либо коснуться одновременно обоих игроков.

Судьи обсуждали этот момент сразу после тачдауна. Более того, рефери пошёл на бровку и позвонил главе судейского департамента. Их разговор оброс теориями заговора, которые живы по сей день. Главная из них — якобы рефери звонил выяснить, достаточно ли на стадионе полицейских для того, чтобы обеспечить безопасность судейской бригады и футболистов «Окленда» в том случае, если будет принято решение в пользу гостей.

Долгое время считалось, что это именно здесь произошёл первый случай использования видеопросмотра эпизода. Но, как описывают события его участники, разговор был коротким.

Рефери Фред Сверинген: Два моих человека видели, что мяча коснулись оба футболиста.

Глава судейского департамента Арт Макналли: Тогда всё хорошо, продолжайте.

После того, как Сверинген объявил тачдаун на весь стадион, фанаты «Питтсбурга» высыпали на поле, и пробитие экстра-пойнта пришлось отложить на 15 минут.

Споры продолжались десятки лет. В 1998 году NBC показала повтор «Непорочного приёма» в перерыве финала Американской конференции, поскольку он был снят с другого угла. В нём лучше видно, что мяч отскочил от плеча ди-бека «Рейдерс». В 2004 году профессор физики из университета Карнеги провёл целый эксперимент и, исходя из траектории полёта мяча, пришёл к выводу, что тот коснулся именно защитника «Окленда».

Многое ли изменил волшебный, случайный, аномальный тачдаун?

«Питтсбург Стилерс» в следующем раунде проиграли «Майами Долфинс». В том сезоне «Долфинс» стали чемпионами НФЛ, не проиграв ни одного матча. При этом «Окленд Рейдерс» исторически считались для них самыми сложными соперниками — результат в их личных встречах тогда был 6–1–1 в пользу «Рейдерс».

Сами «Стилерс», одержав первую победу в плей-офф за четверть века, стали набирать обороты и превратились в одну из сильнейших команд семидесятых, выиграв четыре Супербоула в последующие семь сезонов. Из-за спорного эпизода их противостояние с «Окленд Рейдерс» стало одним из самых жёстких и бескомпромиссных в ту эпоху.

Embed from Getty Images

Франко Харрис, автор легендарного тачдауна, по итогам сезона–1972 получил приз лучшему новичку в нападении. Он доиграл в «Питтсбурге» до середины восьмидесятых, став четырёхкратным чемпионом. Фуллбеки в семидесятые значили куда больше, чем сейчас, и Харрис 9 лет подряд избирался в Матч звёзд, а также стал MVP Супербоула–9.

К сожалению, до юбилея самого знаменитого розыгрыша в своей карьере — а может и в истории НФЛ, во всяком случае, так считают NFL Films и NFL Network — Харрис не дожил нескольких дней. Он скоропостижно скончался 20 декабря в возрасте 72 лет. Завтра, в перерыве матча «Стилерс» — «Рейдерс» (да, они сыграют между собой так близко к юбилею) он должен был присутствовать на церемонии выведения его номера из обращения.

Люди уходят, легенды остаются.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.