9 октября 2021 года, стадион «Коттон Боул» в Далласе. «Оклахома» (6-я команда в рейтинге) встречается с «Техасом» (21) в знаменитой «Разборке на Красной реке». «Лонгхорнс» только что возглавил Стив Саркисян и его команда показывает по-настоящему яркое нападение, набирая в среднем по 44 очка за матч. Тем не менее, «Сунерс» были фаворитами в этом матче и эта оценка была справедливой, пока он не начался: в первом же розыгрыше квотербек «Техаса» Кейси Томпсон отдал точную передачу на ресивера Зейвьера Уорти и тот оформил тачдаун. Дальше — хуже. Заблокированный у зачетной зоны пант, еще один легкий тачдаун «Хорнс». К концу первой четверти «Оклахома» проигрывала уже 28-7, а её квотербек Спенсер Раттлер, до этого момента уверенно шедший по протоптанной Бейкером Мейфилдом и Кайлером Мюрреем дорожке к призу Хайсмана и первому выбору драфта, смог сделать лишь 5 точных передач на 36 ярдов, бросить перехват и несколько раз попасть под сэк.

Закон жанра требует в этом месте текста помпезный оборот «главный тренер Линкольн Райли решился на отчаянный шаг, заменив своего звездного квотербека на юного Кейлеба Уильямса». Будьте  уверены, что когда о Уильямсе снимут видеосюжет или даже фильм, этот эпизод его карьеры будет подан именно так. «В этом матче взошла его звезда». Киношникам даже стоит немного посочувствовать — слишком уж киноматографично началась карьера Уильямса, жизнь сама написала за них самый пошлый сценарий. И всё же никуда от этой правды жизни не денешься. Кейлеб действительно вышел в начале второй четверти в важнейшем для своей команды матче против принципиальнейшего соперника именно в тот момент, когда всё летело из рук, а парни в оранжевых джерси уже готовились праздновать скорый триумф. Ситуация 4-и-1 на собственных 34 ярдах, Райли командует играть, выходит Уильямс и убегает в зачетную зону соперника. А затем выигрывает этот матч.

https://youtu.be/5JrOZbp9jWs

Единственным преувеличением здесь будет фраза про взошедшую звезду. Вероятно, для стороннего наблюдателя так и есть, но и в «Оклахоме», и в «Техасе» прекрасно знали, кто такой Кейлеб Уильямс. Фанаты «Лонгхорнс» перед матчем и вовсе разминались кричалкой «мы хотим видеть Кейлеба», а защита команды перед выходом квотербека на поле взяла таймаут (ситуация 4-и-1 на стороне соперника и только что была пауза на смену половин). Это им не помогло.

Уильямс дал своё согласие играть за «Оклахому» еще летом 2020 года. Среди кандидатов на него были все ведущие футбольные университеты страны: «Алабама», «Огайо Стейт», «Джорджия», «Клемсон», «Орегон» (а «Мэриленд» и вовсе успел предложить ему стипендию еще в 2017 году). На тот момент Уильямс выбирал не столько программу, сколько тренера, а Линкольну Райли для квотербека просто не было равных. В свою очередь, Кейлеб обладал всеми нужными качествами для системы Райли: подвижность, сила руки и, конечно, талант плеймейкера. Пазл сошелся.

Однако судьба отмерила Уильямсу в «Оклахоме» всего один сезон, да и тот, по меркам программы, неудачный. Вслед за сенсационным камбеком в матче с «Техасом» последовали уверенные победы над ТХУ и «Техас Тек» (с «Ред Рейдерс» квотербек набрал аж 402 ярда пасом) последовало крутое пике вниз: вчистую проигранный матч будущим чемпионам конференции из «Бейлора» (у Уильямса 142 ярда и 2 перехвата), чудом добытая победа над «Айовой Стейт («Сунерс» едва не раздели Брок Парди и Брис Холл, шумящие сейчас в НФЛ) и еще одно поражение в «Бедламе» (райвалри штата) от «Оклахомы Стейт». В результате «Оклахома» и вылетела из гонки за национальный плей-офф, и не попала в финал «Большой Дюжины». Тем не менее, Кейлеб уже превратился в национальную сенсацию, а статистика сезона, который он начинал в статусе бэкапа, получилась вполне взрослой: 1912 ярдов пасом с точностью 64.5%, 21 тачдаун при всего 4 перехватах. Словом, Уильямс вполне органично смотрелся в ряду звездных разыгрывающих «Сунерс».

Пока не оказалось, что в треугольнике Райли-Уильямс-«Оклахома» есть кое-что лишнее и это именно «Оклахома». Главной событием колледж-футбола осенью 2021 года стало похищение Лос-Анджелесом Райли, мгновенно обнажившее простую истину, что даже с элитной футбольной программой Норман остаётся провинцией (интересно, что об этом думают в Таскалусе). Есть много версией, почему Райли решился на этот переход, но важным контекстом является два ключевых изменения, произошедших в колледж-футболе в тот год: студентам разрешили зарабатывать на продаже собственного образа (т.к. сниматься в рекламе) и переходить из между университетами без потери года. С такими исходными данными Калифорния всухую выигрывала у заштатной Оклахомы, а вакансии в «Тродженс» можно ждать еще очень долго. Райли отправился в «Южную Калифорнию» и первым взял с собой именно Уильямса.

За Уильямсом потянулись другие: его однофамилец Марио («Оклахома», ресивер), Джордан Аддисон («Питтсбург», ресивер), Тревис Дай («Орегон», раннинбек). Все прекрасно понимали уникальность ситуации и хотели ей воспользоваться. «Тродженс» мгновенно превратились из команды 4-8 (в 2021 году не не смогли даже квалифицироваться в боул) в претендента на национальное чемпионство, а Уильямс стал центральной фигурой в команде.

Дальше как в кино под бодрую музыку. «Тродженс» клепают победы одну за другой, регулярно переигрывая соперников в несколько владений, а сам Уильямс в среднем набирает по 300 ярдов за матч. Он всё меньше полагается на собственные выносы, словно демонстрируя скаутам НФЛ свои навыки как конвертного распасповщика. Впрочем, угроза выноса никуда не пропала и это заставляет защиты соперника оставлять кого-то в карауле, ослабляя прикрытие — и это тоже фактор. Вместе c Кейлебом как буто повзрослело и всё нападение Райли, постепенно отошедшее от излюбленного растягивания противника по вертикали (апогеем этого стиля можно считать сезон-2019 с Джейленом Хертсом за центром).

Оба поражения «Юте» выглядят обидными пятнами на белоснежном пальто «Южной Калифорнии», но вскрывают обидную проблему, которую Райли привез с собой из «Оклахомы» — эмоциональную защиту. «Тродженс» как любой гранд прекрасно чувствуют себя, ведя в счете, однако стоит навязать им равную игру, так защита начинает ошибаться и первыми сыпятся ди-бэки. Битва за господство в воздухе — важная часть философии команд Райли и это часто приносит плоды в виде перехватов, но когда мяч оказывается пойманным секондари превращаются в статистов. Хорошо, когда нападение с Уильямсом готово ввязаться в перестрелку и там уж у кого нервы раньше сдадут (см. матч с УКЛА), но финал «Тихоокеанской Дюжины» показал, что есть границы и физическим возможностям квотербека.

Кстати, тот матч дал повод «Ютс» посмеяться над одним очень необычным увлечением квотербека — маникюром.

Уильямс украшает ногти под каждого соперника. Перед тем самым матчем с «Техасом» на ногтях красовались перевернутые эмблемы «Лонгхорнс» с быком и буквы FU UT (UT — это аббревиатура University of Texas).

Маникюр появился на ногтях квотербека благодаря маме, которая занимается маникюром профессионально. И если в случае с «Техасом» была очевидна тщательная подготовка (эмблемы соперника он рисовал явно не сам), то затем все упростилось до букв F, U, C и K на одной руке и названия команды-соперника на другой. Были и исключения —  в этом материале ESPN собрал все дизайны ногтей Кейлеба в этом сезоне.

Разумеется, такое увлечение нашло отражение в англоязычных заголовках про победу Уильямса в голосовании за Приз Хайсмана. Nailed it — так подытожил событие едва ли не каждый второй журналист.

Русский аналог «прижал к ногтю» отдает то ли анахронизмом, то ли обидным преувеличением — тем более, что финальный шаг к величию к колледж-футболе Кейлеб еще не сделал. Трое его ближайших конкурентов за «Хайсмана» (Дагган, Страуд и Беннетт) индивидуального признания не получили, но под Новый год сыграют в национальном плей-офф. На то, чтобы прижать к ногтю их программы, у Уильямса есть еще год.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.