От матча в ночь с четверга на пятницу можно было и не отвлекаться — «Нью-Орлеан Сейнтс» и «Аризона Кардиналс» в самом деле набирали очки. Но отвлечься всё равно пришлось, когда инсайдер ESPN Адам Шефтер выкатил новость:

Это большой ценник за обмен по ходу сезона — да, без первого раунда, но зато четыре суммарных драфт-пика. Конечно, «Фотинайнерс» и не могли отдать первый раунд, поскольку они истратили его на подъём на драфте–2021 за квотербеком Треем Ленсом. А теперь и их выборы во втором и третьем раундах предстоящего драфта принадлежат «Каролине». Даже с учётом того, что «Сан-Франциско» получит компенсационные выборы в третьем раунде за покинувших клуб ассистентов, клуб явно настроен на победу в Супербоуле в этом году.

Идти ва-банк всегда рискованно, но «Фотинайнерс» уже довольно давно ждали подходящей возможности. Они вложили несколько пиков первого раунда в Ленса после того, как не смогли приобрести Мэттью Стэффорда, который в итоге присоединился к их соперникам по дивизиону «Лос-Анджелес Рэмс». Вместе со Стэффордом «Рэмс» усилились Воном Миллером и Оделлом Бекхэмом и победили в Супербоуле, пройдя в финале конференции как раз «Сан-Франциско». «Фотинайнерс» не ходят тихо ждать своей очереди — одна победа над «Рэмс» у них уже в кармане, а теперь они нацелены на большее.

Однако Маккафри — это ведь не звёздный квотербек или ресивер, или пас-рашер. Это раннинбек. Раннинбек на дорогом втором контракте. Переезд Маккафри в «Сан-Франциско» даёт все возможные поводы в очередной раз подискутировать на тему ценности бегущего в современной НФЛ. По сравнению с квотербеками, ресиверами и пас-рашерами раннинбеки занимают второстепенную роль в построении современных команд. Молодые игроки, выбранные в поздних раундах драфта, могут с минимальными (или вообще без) потерями заменить опытных исполнителей в выносной игре.

Ни одна команда не демонстрировала этого так чётко, как «Фотинайнерс» Шенахена. С тех пор как он возглавил команду в 2017 году, у «Фотинайнерс» каждый год менялся лидер по выносным ярдам. Самыми эффективными становились бывшие резервисты и члены тренировочного состава.

Лидеры «Фотинайнерс» по выносным ярдам
Сезон Игрок Откуда взялся Ярды ТД
2022 Джефф Уилсон Незадрафтованный агент 400 2
2021 Илайджа Митчелл 6 раунд 963 5
2020 Джефф Уилсон Незадрафтованный агент 600 7
2019 Рахим Мостерт Тренировочный состав 772 8
2018 Мэтт Брида Незадрафтованный агент 814 3
2017 Карлос Хайд Унаследованный игрок 938 8

Пока эти еле попавшие в команду игроки вроде Мэтта Бриды или Рахима Мостерта вырастали во взрывных бегущих, «Фотинайнерс» одновременно вкладывались в других раннинбеков, которые в итоге так и не закрепились в составе. Выбор в четвёртом раунде драфта–2017 был потрачен на Джо Уильямса, который так и не сыграл ни одного важного снэпа за команду. Джерику Маккиннону выдали четырёхлетний контракт на $30 миллионов, но из-за травм он так и не смог проявить себя. В последние пару лет в третьих раундах драфта были выбраны бегущие Трей Сермон и Тирион Дэвис-Прайс. Первого уже нет в команде, второй до обмена Маккафри считался третьим бегущим в иерархии.

Такая чехарда для Кайла не откровение. Его отец Майк Шенахен ещё в начале нулевых выжимал максимально эффективные сезоны из бегущих, выбранных в поздних раундах драфта.

Embed from Getty Images

Почему же тогда Кайл Шенахен, наблюдавший за тем, как его система прекрасно функционирует без звёздных раннинбеков, отдал целый ворох драфт-пиков за дорогого бегущего? Ну, во-первых, у Шенахена больше нет никакой «системы». Да, общие мазки всё те же — мяч разыгрывается из-под центра, игроки двигаются перед снэпом, часто играется вынос, а потом плей-экшн — но акцента на аутсайд-зоун вынос больше нет. В этом сезоне «Сан-Франциско» сыграл лишь 17 аутсайд-зоун выносов — только у пяти команд в НФЛ меньше.

Эта система доминировала так долго, что распространилась по всей лиге, и, в конечном счёте, защиты научились ей противостоять. Отпечатки пальцев Шенахена можно было обнаружить на нападениях «Рэмс», «Миннесоты», «Цинциннати», «Грин-Бэй», «Кливленда» и «Теннесси». Приобретя Трента Уильямса, отправив Дибо Сэмюела в бекфилд и организуя игру вокруг Трея Ленса, Шенахен рассчитывал выйти на следующий этап развития, чтобы вновь одурачить координаторов защит. С каждым новым игроком его выносная игра становилась всё более разнообразной благодаря фейкам, пуллам, разделённому шотгану и мизерным нюансам. Ваш папа уже не признает это нападение Шенахена, и папа Кайла, кстати, тоже.

Маккафри даёт нападению «Сан-Франциско» новое ответвление — и не только в выносной игре, а вообще во всём. Пускай нападение Шенахена опиралось на выносную игру и последующий плей-экшн-пас, но, в целом, раннинбеки практически не были вовлечены в игру на приёме. Вот показатели лучших раннинбеков «Сорок девятых» в игре на приёме (мы не включили сюда фуллбека Кайла Юзчека):

Сезон Игрок Цели Приёмы Ярды ТД
2017 Карлос Хайд 88 59 350 0
2018 Мэтт Брида 31 27 261 2
2019 Тевин Коулмен 30 21 180 1
2020 Джерик Маккиннон 46 33 253 1
2021 Джамайкл Хейсти 29 23 157 0

В эпоху Шенахена в «Сан-Франциско» не было ни одного хорошего ловящего раннинбека. Всего за шесть игр нынешнего сезона в составе «Каролины» Маккафри набрал больше ярдов на приёме, чем любой из бегущих «Сан-Франциско» за сезон в последние четыре года.

Присутствие Маккафри в тылу нападения, разумеется, усиливает выносную игру, поскольку он просто более талантливый бегущий, чем Джефф Уилсон или Илайджа Митчелл, но это минимальная отдача, учитывая, как здорово Шенахен выстраивал игру вокруг разных раннинбеков из года в год. Из-за Маккафри обороняться против выноса «Сан-Франциско» будет сложнее, потому что будет сложнее обороняться против всего нападения целиком. Когда Маккафри будет вставать в хадл вместо Уилсона или Митчелла, защитники уже не смогут мысленно вычитать бегущего из своих уравнений. Уравнения и так были сложными — защитам надо было готовиться к тому, что Сэмюел может играть в бекфилде, а Юзчек на позиции ресивера, а Брендон Айюк будет бежать джет, да ещё шесть разных блокирующих схем, да ещё три разных игрока, способных набирать ярды после приёма. А теперь добавьте сюда ещё одну универсальную угрозу.

Embed from Getty Images

Когда «Найнерс» будет выстраиваться на поле, порой это будет выглядеть как обычно. Джимми Гаропполо встанет за центра, за ним Юзчек, а за ним Маккафри. Они будут играть какие угодно выносные комбинации, после чего использовать плей-экшн, и обороняться против них будет очень тяжело. Это скучно.

А затем «Найнерс» встанут в другое построение, и всё будет выглядеть иначе. Дибо останется в бекфилде, Маккафри запрыгнет в слот. «Найнерс» и раньше баловались подобным, но у них ни разу не было бегущего, который настолько хорош в игре на приёме. С Маккафри в составе эта угроза очевидна. Защитникам придётся делать нереальный выбор. Лучше привести побольше людей на сторону Маккафри, чтобы не дать набрать халявные ярды на скрине? Или отвести людей в бокс, чтобы накрыть потенциальную вкладку на Дибо? А что, если квотербек бросит пас? Отрядить на Маккафри лайнбекера, дав нападению численное преимущество и рассказав Гаропполо, что играется персональная опека? Или лучше бросить лайнбекера на выбегающего из бекфилда Сэмюела? Всю игру сидеть в зонах и наблюдать за тем, как Шенахен назначает столько перекрёстных маршрутов, что у лайнбекеров головы откручиваются с плеч? Облегчить персонал и выпустить на поле пару дополнительных ди-беков? Пускай «Фотинайнерс» набирают 300 выносных ярдов?

Голова болит от такого.

Насколько вообще важен навык игры раннинбека на приёме — ещё одна загадка. Вот почему переход Маккафри в «Сан-Франциско» бросает вызов нашему пониманию влияния раннинбека на игру нападения. В 2020 году Pro Football Focus сделал вывод: раннинбеки, встающие на позиции ресиверов и пробегающие маршруты, оказываются гораздо менее эффективными, чем… собственно, ресиверы, которые бегут свои маршруты. В вакууме перевод игрока, действующего на приёме, с одной позиции на другую, не должен сильно напрячь защиту.

Embed from Getty Images

Но в «Сан-Франциско» мы увидим перевод Маккафри не в вакууме, а в контексте. Там будет Сэмюел, заходящий и выходящий из бекфилда. Всё это в рамках нападения, которое набирает ярды после приёма лучше всех. Мы увидим эффект домино. Универсализм Маккафри умножит универсализм Сэмюела, и всё это будет помножено на универсализм схем Шенахена. Это один слой над другим и над ещё одним. Это нападение в виде лазаньи.

Отдать кучу драфт-пиков за одного игрока — это всегда серьёзный риск. Даже в отрыве от истории травм Маккафри, его контракта и позиции, которая считается легко заменяемой. Но когда мастер по замене раннинбеков совершает подобный ход, значит дело не в том, чтобы найти кого-то получше, чем Илайджа Митчелл. Дело в том, чтобы предложить защитам совершенно новый челлендж. Дело в том, чтобы выигрывать матчи — выигрывать их, используя хороших игроков и классные схемы. Маккафри даёт «Сан-Франциско» именно это, и нам повезло за всем этим наблюдать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.