В Миннеаполисе закончилась эпоха Зиммера и Спилмена. Слово «эпоха» в спортивной журналистике обесценилось, так могут называть даже период работы тренера, уволенного через два года после назначения. Но восемь лет действительно ощущаются как целая эпоха. Я помню, как один из лучших русскоязычных авторов текстов об американском футболе Tikonderoga на Sports.ru называл их «Циммером и Шпильманом», настолько это было давно.
Рик Спилмен работал в «Миннесоте» аж с 2006 года, но он неразрывно связан с проектом Зиммера. Только в 2012 году Спилмен унаследовал титул генменеджера и впервые стал целиком отвечать за выбор на драфте (до этого делил обязанности с владельцами «Вайкингс» братья Вильфами и тренером Брэдом Чилдрессом). Зиммер — первый и единственный тренер, которого Спилмен назначил сам.
В каждом клубе НФЛ уникальная экосистема — где-то генменеджеры решают все ключевые вопросы, где-то их власть ограничена; одни главные тренеры плотно работают с игроками, другие выполняют роль менеджеров; какие-то координаторы полностью отвечают за свою вотчину, другие просто носят планшеты за главным тренером.
Все эти восемь лет проект «Миннесоты» был простым и понятным:
- команда должна побеждать в первую очередь благодаря топовой защите и выносной игре, квотербек может быть гейм-менеджером, его основная задача не стрелять себе в ногу и тащить только тогда, когда это действительно нужно;
- Зиммер отвечает за всю защиту целиком — работает с игроками, разрабатывает схемы, развивает молодёжь, назначает розыгрыши;
- нападение полностью отдаётся на откуп координатору нападения, который в плане полномочий практически равен Зиммеру;
- тренеры тренируют, подбором игроков занимается генеральный менеджер.
Майк Зиммер был и остаётся одним из главных специалистов и, если угодно, философов игры в защите в современной НФЛ. Он использует сложные концепции, постоянно их развивает и регулярно ставит в тупик лучших квотербеков и координаторов лиги. За 20 лет работы в «Далласе», «Цинциннати» и «Миннесоте» он вырастил несколько десятков защитников уровня All-Pro. Но всё это не гарантирует успех в роли главного тренера. Мы каждый год видим, как топовые координаторы защиты возглавляют команды НФЛ и проваливаются там.
За два года подготовительной работы Зиммер построил в «Миннесоте» элитную защиту. На протяжении трёх сезонов — с 2016-го по 2018-й — защита «Миннесоты» по пропущенным ярдам последовательно была третьей, первой и пятой в лиге. Это и было то Супербоульное окно, в которое «Викинги» пытались пролезть. В 2017 году «Миннесота» с результатом 13–3 взяла второй посев и дошла до финала конференции, где без шансов уступила будущим чемпионам из Филадельфии.
Кто-то может сказать, что для высоких результатов команде не хватило хорошего квотербека. Бриджуотер, Брэдфорд, Кинам и Казинс — не предел мечтаний. Но проект Зиммера не предполагал вложение в квотербека, который будет перетаскивать одеяло на себя. И то же обвинение Казинса во всех смертных грехах — самый ленивый анализ проблем «Миннесоты», который только можно себе представить. Зиммер хотел выиграть Супербоул, как его выигрывали «Джайентс», «Рейвенс» или «Бронкос». Единственное, чем Казинс мог быть хуже братьев Мэннингов (Пейтона образца 2015 года, конечно) или Флакко — это большим контрактом.
Главный тренер «Кливленда» Пэт Шермур (слева) и главный тренер «Сан-Диего» Норв Тёрнер (справа). В дальнейшем оба поработают координаторами нападения «Миннесоты».
Скорее, Зиммеру не везло с координаторами нападения. Их было шесть за восемь лет. Хорошие команды теряют координаторов нападения, но нападение никогда не было сильной стороной «Миннесоты». Эрик Бьенеми работает в «Чифс» четыре года подряд, не говоря уже про Джоша Макдэниелса в «Пэтриотс». В «Вайкингс» никто не задерживался более двух с половиной лет:
- Норв Тёрнер что-то не поделил с Зиммером и просто кинул его посреди сезона–2016. Впрочем, его разочарование от работы можно понять — идея была в том, чтобы строить нападение вокруг лучшего раннинбека лиги Эдриена Питерсона. Но Питерсон пропустил весь сезон–2014 из-за дисквалификации, а в начале сезона–2016 порвал мениск. В 2015 году, когда Питерсон был здоров, у «Вайкс» было четвёртое выносное нападение в лиге и выход в плей-офф (спасибо Блейру Уолшу за промазанный филд-гол в концовке матча с «Сиэтлом»). Без Питерсона в сезоне–2016 у «Вайкс» было последнее выносное нападение в лиге.
- После ухода Тёрнера нападение подобрал работавший с тайт-эндами Пэт Шермур. Ему удалось построить классное нападение с дублёром Кейсом Кинамом на позиции квотербека (Брэдфорд, конечно же, сломался) — именно при нём случился тот самый сезон–2017 с 13–3 и финалом конференции. Увы, его уже в следующее межсезонье переманили «Джайентс», где Шермур провалился как главный тренер.
- После того, как «Иглс» выиграли Супербоул, «Миннесота» забрала у них тренера квотербеков Джона Дефилиппо (хоть как-то отомстить за однозначное поражение в финале конференции). Он был принципиально иного профиля, чем предшественники — молодой, перспективный. Но он в итоге совершенно не сработался с Зиммером именно потому, что хотел ставить другое нападение — с акцентом на пасовую игру. Прибывший в клуб Кирк Казинс набрал неплохую статистику, но выносное нападение было одним из худших в лиге, что совершенно не устроило главного тренера. Дефилиппо был отправлен в отставку до окончания сезона.
- Затем был повышен до координатора молодой Кевин Стефански, который начал работу с Кирком Казинсом под присмотром мегаопытного дядьки Гэри Кьюбиака (он выигрывал Супербоул с «Бронкос», но отошёл от дел по здоровью). В сезоне–2019 выносное нападение «Миннесоты» совершило скачок с 30-й позиции в лиге на третью, «Вайкс» в третий и последний раз в эпоху Зиммера вышли в плей-офф, где уступили «Сан-Франциско» в дивизионной игре. Стефански забрал «Кливленд», где он работает по сей день.
- Последние два года нападением «Миннесоты» занимались Кьюбиаки — сперва отец Гэри, затем сын Клинт. Кумовство — отдельный бич, разросшийся в клубе в последние годы. Сокоординатором защиты «Викингов» в прошлом сезоне был Адам Зиммер, сын главного тренера. Что-то мне не кажется, что сыновья начальников на позициях обоих координаторов — это хорошая идея. (Про Беличика помню).
Всю первую пятилетку (с оговоркой про первый сезон, когда проект только строился) «Миннесота» Зиммера была конкурентоспособной командой, которая претендовала на многое. Два невыхода в плей-офф легко можно было объяснить внешними, не очень прогнозируемыми обстоятельствами. В 2016 году травма Питерсона и уход Тёрнера (32-е выносное нападение), в 2018 году вновь смена координатора нападения и смерть тренера о-лайн Тони Спарано, которая усугубила и без того плохую ситуацию с линией нападения (30-е выносное нападение).
В последние два года «Миннесота» сошла с рельс, потому что впервые сломался фундамент всех успехов команды — защита.
По итогам сезона–2020 у «Вайкингс» по пропущенным ярдам была 24-я защита в лиге. Зиммер сказал, что такой плохой защиты у него в карьере не было никогда. В этом сезоне защита финишировала 27-й в рейтинге (защита против выноса — 30-я).
Почему так произошло? Во-первых, закончился срок действия первого состава, который Зиммер тщательно собирал и обучал в первые годы работы.
- DE Эверсон Гриффен — четырёхкратный пробоулер, ушёл в 2019-м (вернулся в 2021-м, но уже другим игроком)
- DE Денил Хантер — двукратный пробоулер, за последние два сезона сыграл 7 матчей из-за травм
- DT Линвал Джозеф — двукратный пробоулер, ушёл в 2019-м
- LB Энтони Барр — четырёхкратный пробоулер, за последние два сезона сыграл 2 матча из-за травм
- LB Эрик Кендрикс — пробоулер
- CB Зейвьер Роудс — трёхкратный пробоулер, ушёл в 2019-м
- FS Харрисон Смит — шестикратный пробоулер
Ни один из этих фундаментальных игроков защиты не был выбран на драфте (или не пришёл в команду) позже 2015 года. Троих «Миннесота» потеряла, потому что уже не могла удерживать на контракте. Ещё двое фактически выбыли из строя из-за травм на два последних сезона.
Восполнять потери пришлось на драфте, но либо Рик Спилмен промахнулся с выбранными игроками, либо атмосфера в «Миннесоте» не располагала к их развитию (скорее всего, комбинация обоих факторов). Перед сезоном–2020 Зиммер говорил, что не собирается упрощать схему под новичков, мол, подстроятся. Но старая гвардия, игравшая вместе не один год, говорила между собой на принципиально другом языке, молодые корнербеки банально не успевали адаптироваться, тем более, в год, когда стали действовать коронавирусные ограничения, и все привычные схемы обучения посыпались.
Зиммер понял свою ошибку в первом матче сезона–2020, когда Аарон Роджерс разводил молодых корнербеков как детей. Сразу после поражения главный тренер «Вайкингс» начал упрощать схемы игры в защите, что фактически свернуло всю предсезонную подготовку в этом направлении.
Вот выборы «Миннесоты» на последних трёх драфтах в защиту:
- LB Кэмерон Смит (2019, 5–162)
- DT Армон Уотс (2019, 6–190)
- S Маркус Эпс (2019, 6–191)
- CB Крис Бойд (2019, 7–217)
- CB Джефф Глэдни (2020, 1–31)
- CB Кэмерон Данцлер (2020, 3–89)
- DE Ди Джей Воннам (2020, 4–117)
- DT Джеймс Линч (2020, 4–130)
- LB Трой Дай (2020, 4–132)
- CB Харрисон Хэнд (2020, 5–169)
- S Джош Метеллус (2020, 6–205)
- DE Кенни Уиллекес (2020, 7–225)
- S Брайан Коул (2020, 7–249)
- LB Чез Суррет (2021, 3–78)
- DE Патрик Джонс (2021, 3–90)
- CB Кэмрин Байнам (2021, 4–125)
- DE Джанериус Робинсон (2021, 4–134)
- DT Джейлен Тваймен (2021, 6–199)
18 защитников, и лучшее, чего кто-нибудь из них добился — это стал игроком глубокой ротации.
Второй момент озвучил лайнбекер и «мозг защиты» Эрик Кендрикс, когда его спросили про уход Зиммера. Он упомянул про «атмосферу страха», которая не способствует развитию футболистов. Это говорит о банальной усталости игроков от тренера. Такой элемент присутствует во всех видах спорта, и избавиться от него можно, либо сменив тренера, либо сменив игроков. В клубах с тренерами-долгожителями («Нью-Ингленд», «Питтсбург», «Балтимор») обычно срабатывает второй вариант. Но Зиммер до последнего удерживал костяк своей монструозной защиты.
Были, конечно, и другие факторы. Например, у Спилмена с Зиммером был разработан хороший план по тому, как починить линию защиты, которая в последние годы (после ухода того же Линвала Джозефа) сдала в продуктивности. Вернулся после травмы Денил Хантер, вернулся в команду Эверсон Гриффен, были подписаны два ран-стоппера Делвин Томлинсон и Майкл Пирс. Сколько эта четвёрка отыграла вместе? 12 снэпов, разбитых на три разных матча — ни в одном из них не сыграл эдж Энтони Барр. Но это уже рядовые истории — болельщики каждой команды могут рассказать про травмы, которые всё портят.
Принципиальный момент здесь в том, что «Миннесота» потеряла свою идентичность. Одно дело кивать на недостатки в выносе, на то, что квотербек не рискует или не тащит. Но «Вайкингс» лишились того, что составляло саму их суть, и потеряли на этом два года. Вот почему были уволены Зиммер и Спилмен.
Но я всё равно склонен оценивать эту эпоху позитивно. Смешно, когда болельщики «Вайкингс» пишут, что за восемь лет их любимая команда выиграла «всего лишь» две игры в плей-офф. Факт в том, что за эти восемь сезонов «Миннесота» была 10-й командой по проценту побед (55.8%). Только 13 команд выходили в плей-офф чаще. Да даже если говорить о конечной цели — чемпионских перстнях — то их за этот срок выиграли пять клубов из 32. Мы говорим о лиге со сверхвысокой конкуренцией. Увольнение после плохих результатов оправданно, но обесценивать заработанный результат?
Я застал четыре года «Миннесоты» до Зиммера и за это время увидел одну игру в плей-офф (безнадёжно проигранную с самого начала) и 39 поражений. Всё познаётся в сравнении. Два чемпионства в одном дивизионе с Роджерсом, две победы над «Сейнтс» в плей-офф, включая Чудо в Миннеаполисе, весь сезон–2017 и выдающаяся защита — это было очень круто. Больше, чем то, на что могут рассчитывать болельщики большинства команд НФЛ.
Как я давно убедился, в НФЛ практически не бывает вторых шансов для команд, претендующих на Супербоул здесь и сейчас. «Миннесоте» нужно было использовать свой шанс в 2017 году, на пике своего могущества, но они не смогли победить «Иглс». Вот и Майк Зиммер оказался чертовски хороший мужик, но не орёл.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.