Сейчас в НФЛ только два футболиста играют на пятом десятке лет. Самый возрастной, конечно, Том Брэди, получающий массу внимания за… скажем так, оригинальную систему тренировок. Ещё его совершенно заслуженно уважают за то, на каком высоком уровне он играет в 44 года. Но второй по возрасту действующий игрок НФЛ впечатляет, пожалуй, ещё больше.

Сорокалетний левый тэкл Эндрю Уитворт — самый возрастной игрок на своей позиции за всю историю. И он не просто играет, он преуспевает. Pro Football Focus оценивает Уитворта как лучшего блокирующего на пасе среди всех тэклов в нынешнем сезоне. Он в пятёрке лучших по допущенному давлению (PFF) и в пятёрке лучших по проценту проваленных блоков (Sports Info Solutions).

Как и Брэди, Уитворт каждую неделю доминирует в борьбе с игроками, которым годится в отцы. В отличие от Брэди, он делает это в линии.

«Уитворта крепко лупят каждую неделю. То, что он делает, впечатлят больше, чем то, что делает Брэди из-за физической составляющей игры на позиции тэкла», — говорит бывший левый тэкл «Кливленд Браунс» и аналитик NFL Network Джо Томас.

Многих в лиге поражает, что Уитворт способен выступать на таком уровне в свой 16-й сезон. Причём он это делает в статусе фундаментального игрока раздевалки «Рэмс», где всё постоянно меняется. Как же самому старому левому тэклу в НФЛ удалось стать долгожителем? Может ли капитан звёздной команды из Лос-Анджелеса помочь ей сыграть в Супербоуле на домашнем стадионе?

Фото: Jayne Kamin-Oncea/Getty Images

Уитворт всегда был словно сделан из стали. За пять лет в университете Луизианы Стейт он пропустил одну тренировку (из-за церемонии вручения диплома). Под руководством Ника Сейбена он установил рекорд колледжа по числу игр в стартовом составе (52). В 2003 году «Тайгерс» выиграли студенческий финал, а тремя годами позже Уитворта выбрали «Бенгалс» во втором раунде драфта НФЛ.

Уитворт провёл в Цинциннати 11 сезонов и принял участие в 168 из 176 возможных матчей. Но, поскольку команда чередовала неудачные сезоны с теми, в которых она вылетала из плей-офф после первого же матча, о Уитворте особо никто не знал, пусть он и был одним из лучших тэклов в лиге. Его стали узнавать только после подписания контракта с «Лос-Анджелес Рэмс» в 2017 году.

«Рэмс» нацелились на Уитворта, потому что хотели дать молодому квотербеку Джареду Гоффу опытного партнёра на слепую сторону, а новому главному тренеру Шону Маквею (он на четыре года младше Уитворта) — лидера в раздевалке. Гоффа в команде больше нет — прошлой весной его обменяли в «Детройт» на Мэттью Стэффорда. А вот сотрудничество с Маквеем стало успешным по всем показателям. С момента появления обоих в Лос-Анджелесе «Рэмс» — третьи в лиге по числу побед и третьи по наименьшему числу допущенных сэков. На второй год сотрудничества они дошли до Супербоула, где были побеждены Брэди и «Патриотами».

В прошлом году 39-летний Уитворт по ходу сезона порвал боковые связки колена — подобная травма могла досрочно завершить карьеру игрока. Но каким-то образом он пропустил всего семь матчей — почти столько же, сколько пропустил за все предыдущие 14 лет (девять). Он вернулся из резерва для травмированных через два месяца и сыграл в плей-офф. «Дико, что мне удалось так быстро восстановиться. В течение тех восьми недель я думал, что уже всё, отбегал своё», — говорит сейчас Уитворт.

Нет, не отбегал. Даже после травмы Уитворт стареет как Бенджамин Баттон. С этим согласны другие легендарные игроки на его позиции. «Я не вижу, чтобы он как-то изменился по сравнению с периодом выступлений за «Цинциннати». Он подходит к своему делу легко. Как будто вообще не напрягается», — говорит Томас.

И хотя Уитворт с Брэди — единственные, кто играет в НФЛ на пятом десятке лет — их методы достижения цели кардинально различаются. Брэди — образец нового подхода к тренировкам, включающего эластичность связок, массаж глубоких тканей и мороженое с авокадо. Уитворт — это такая карикатура олдскульного мужика, достойного зайти в клуб Salty Spitoon из мультсериала про Губку Боба.

https://www.youtube.com/watch?v=C051nfAmnU4

Когда COVID поломал привычный тренировочный процесс в межсезонье 2020 года, Райан Соренсен, личный тренер Уитворта, заставил игрока тащить свой автомобиль по улице в качестве упражнения. «Для него это стало глотком свежего воздуха», — говорит Соренсен.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Ryan Sorensen (@ryan_sorensen)

Но вообще Уитворт нечасто использует тренировки как будто из фильма «Рокки», чтобы оставаться в форме. Напротив, больше всего впечатляет то, чего он не делает. Он не использует барокамеру или криотерапию. До недавнего времени у него не было личного тренера. Он почти не пользуется ледяной ванной. Он вообще не очень любит лёд. С болеутоляющими он завязал в 2013 году и делает исключения только для травм и каких-то жёстких ситуаций. Даже противовоспалительные он принимает лишь в день игры.

Томас — один из немногих, кто может в полной мере оценить то, что делает Уитворт. Томас и сам считался стальным человеком в НФЛ — он отыграл 10 тысяч снэпов за «Кливленд» подряд с 2007-го по 2017-й, а затем завершил карьеру в 33 года. Но он был ошарашен, когда узнал, что Уитворт не прибегает к лекарственным препаратам.

«Ни разу не слышал, чтобы игрок НФЛ не принимал что-нибудь от боли. В последние три года я каждый день принимал самые сильные противовоспалительные таблетки от боли. А перед каждой тренировкой я ещё закидывался «Тайленолом». Непосредственно в день игры принимал болеутоляющее. Выходила тройная доза, и только после этого хватало сил на разминку», — говорит Томас.

Это стало рутинным делом для Томаса, когда он был на 10 лет моложе, чем Уитворт сейчас. И Уитворт не пьёт ни «Тайленол», ни «Адвил» перед тренировками. Порой его упрямство выводит из себя клубных физиотерапевтов или его жену Мелиссу.

«Последний раз я уговорила его выпить «Тайленол» при температуре 38.9. Я сказала: «Прости, но хватит уже. Сегодня мы выпьем «Тайленол», — говорит Мелисса.

Где-то на пятом-шестом году карьеры Уитворт решил, что не хочет играть на таблетках. Он понял, что какими бы ни были лекарства, рано или поздно к ним выработается толерантность. Так почему бы не выработать толерантность к боли?

«Помните фильм «Дом у дороги»? Там герою Патрика Суэйзи накладывают швы без анестезии. Вот такой должен быть подход. Если уж я выбрал себе такое занятие и хочу заниматься им долго, то мне придётся выработать высокий болевой порог», — утверждает Уитворт.

И хотя они используют абсолютно разную стратегию (отец Тома Брэди подсчитал в прошлом году, что его сын принимает в среднем по 45 таблеток в день) и выступают на совершенно разных позициях, как Брэди, так и Уитворт независимо друг от друга пришли к одному и тому же выводу относительно того, как доиграть до пятого десятка лет: поскольку сложнее всего вернуть игровую форму после отдыха, они решили постоянно поддерживать игровую форму.

Фото: Christian Petersen/Getty Images

«На нынешнем этапе моей карьеры лучше всего просто заниматься круглый год. Не думаю, что взлёты и падения, когда ты находишься в отличной форме, затем теряешь её, а потом пытаешься вновь её набрать — это хорошая тактика. Я предпочитаю всегда поддерживать руку в боеспособном состоянии», — заявил Брэди в интервью Pro Football Talk в 2017 году.

«Я хочу заканчивать сезон в отличной физической форме. Какого бы результата мы ни добивались, я после этого сразу же приступаю к тренировкам. Я не воспринимаю конец сезона как время, когда надо брать перерыв. Я воспринимаю конец сезона как начало следующего, то есть готовиться нужно сразу», — согласен Уитворт.

Во время сезона самый большой секрет Уитворта заключается в том, что до декабря он почти не тягает железо. Ему важнее постоянно двигаться. Он всё перепробовал — ММА, бокс, кроссфит, марафоны. Он играет в гольф. Он совершает пешие прогулки. Для 150-килограммового мужика он даже неплохо танцует. «Если бы он принял участие в «Танцах со звёздами», то выиграл бы», — убеждена его жена Мелисса.

Что бы он ни делал, это работает. Он допустил давление на квотербека всего в 3% снэпов в блоке паса (PFF) и провалил всего 1% своих блоков (Sports Info Solutions). Оба показателя — в топ-5 по лиге. «Я уже годами шучу, что на самом деле он становится моложе с каждым годом. Хотя сейчас это уже даже не шутка», — говорит правый тэкл «Рэмс» Роб Хавенстайн.

Вечная молодость имеет свою цену. У Уитворта четверо детей в возрасте от семи до 10 лет, и он хотел бы проводить с ними больше времени. Один из его детей минувшей зимой был назван в в школе учеником года. Уитворту не удалось побывать на церемонии, поскольку он тренировался. Его старший сын играет в футбол, и хотя Уитворту удалось посетить дебютную игру сезона, он пропустил все последующие. Сын приглашал его на тренировки, но Уитворту не вырваться с собственных. «Я такой: «Прости, старик, я не могу. Я буду работать», — говорит Уитворт.

«Чем-то приходится жертвовать. Папочки не будет на твоей футбольной игре. Ну, ладно, пошлём ему видео. Папочки не будет на твоём выступлении. Ну, ладно, пошлём ему видео», — говорит Мелисса.

Одна из причин, по которой так происходит — «Рэмс» агрессивно пытаются завоевать чемпионский титул. За последние пару лет ни одна команда не шла олл-ин так, как «Лос-Анджелес». «Рэмс» с 2016 года не выбирали в первом раунде драфта и не будут вплоть до 2024-го из-за многочисленных обменов, которые клуб организовал, чтобы побеждать здесь и сейчас. Только с драфта 2022 года «Рэмс» обменяли первый, второй, третий, четвёртый и шестой раунды ради таких звёзд, как Стэффорд, корнербек Джейлен Рэмзи и пас-рашер Вон Миллер (не говоря уже про подписание ресивера Оделла Бекхэма по ходу сезона).

Подобная распродажа будущих активов оказывает ещё большее давление на команду — она должна побеждать сейчас, особенно когда есть перспектива провести домашний Супербоул. В прошлом марте Уитворт в стиле Брэди изменил условия контракта, чтобы клуб смог влезть под потолок зарплат. Он отказался от $3 миллионов и перекинул часть денег на 2022 год — это значит, что в нынешнем сезоне он заработал только $4 миллиона, 45-й показатель среди всех тэклов.

«В моей ситуации клуб не ждал, что я готов буду отодвигать на будущее деньги, которые и так мне гарантированы. Не знаю, сколько игроков на такое пошли, но для меня это было важно, поскольку это помогло нам стать более конкурентоспособными. Я серьёзно вовлечён в команду и клуб, это нечто большее для меня, чем просто играть в футбол. Для меня это больше, чем просто футбольная команда», — заявил Уитворт.

Фото: Terry Pierson/The Press-Enterprise via Getty Images

На прошедший День благодарения Мелисса приготовила две индейки, два огромных окорока, грудинку и 60 хорошо пропечённых картофелин. Вот что бывает, когда приглашаешь на праздничный ужин всё нападение, и откликается 30 футболистов. Уитворты начали приглашать одноклубников домой на праздники ещё в ту пору, когда Эндрю играл в Цинциннати, поскольку осознали, как много молодых людей проводят эти дни в одиночку. После переезда в Лос-Анджелес традиция продолжилась.

«В его понимании мы — семья. На День благодарения мы идём к нему домой ужинать. На Рождество мы идём к нему. Я очень ценю, какую атмосферу они создали, что они нас всех зовут и позволяют быть частью их семьи», — говорит линейный нападения «Рэмс» Брайан Аллен.

В первые дни пандемии COVID-19 Уитворт в своём гараже построил почти профессиональный тренажёрный зал, и пока клубная база была закрыта, игроки занимались там. Эта привычка осталась, даже когда начался сезон — по вторникам, когда у игроков выходной, они в 7:30 утра собираются на совместную тренировку в гараже Уитворта. Но пока они доезжают до его дома, сам Уитворт уже закончил тренироваться. Иногда он просто потягивает кофе и наблюдает за ними. Иногда его просто там нет. Его одноклубники просто заезжают и заходят в помещение сами.

«На протяжении дня он постоянно думает: «Как ещё мне им помочь?», — говорит Аллен.

Большинство игроков в линии нападения «Рэмс» — Аллен (26), левый гард Дэвид Эдвардс (24), правый гард Остин Корбет (26) и свинг-тэкл Джо Ноутбум (26) — были выбраны на драфте в последние пару лет, и все они ещё учились в начальной школе, когда Уитворт выступал за «Бенгалс». Некоторые ветераны видят в молодых угрозу. В конце концов, если Уит завершит карьеру или просто начнёт играть хуже, его в стартовом составе заменит Ноутбум. Но Ноутбум говорит, что Уитворт после каждой тренировки дополнительно занимается с ним над техникой.

«Из того, что я слышал, многие из ветеранов даже не общаются с молодыми. Не хотят им помогать. Но Уит помогает молодым адаптироваться. Вот что приходит на ум в первую очередь, когда говоришь о нём — его страсть помогать тем, кто находится рядом», — говорит Ноутбум.

Роб Хавенстайн, второй по старшинству в линии нападения «Рэмс» (29 лет), считает, что игра бок о бок с Уитвортом позволила ему продлить карьеру. «Если бы не он, я бы так надолго здесь не задержался», — утверждает Хавенстайн.

«Хороших игроков много. Но это не так много значит, если их при этом не назовёшь хорошими людьми», — согласен Аллен.

Если их действительно воспринимать как семью, тогда у деток всё в порядке. «Рэмс» — вторые в лиге по пасовому блоку по оценке PFF и шестые по оценке Football Outsiders. Стабильный блок невероятно важен в плей-офф.

Для нападения Маквея характерно сдавать позиции во второй половине сезона. Согласно Pro Football Focus, Стэффорд с 9-го тура под давлением играет ниже среднего уровня. Также он бросил больше всех перехватов во второй половине сезона, включая семь перехватов за последние три игры регулярки. Возможно, дать Стэффорду максимально комфортные условия для игры — это ключевая задача «Рэмс» в матчах на вылет.

Взвалить на свои плечи ответственность за результат в плей-офф значит создать огромное давление. Это надломило линию «Рэмс» три года назад, когда в Супербоуле доминировала защита «Пэтриотс». Но тогда Уитворт не стал посыпать голову пеплом.

«В конце концов, мы все умрём. И уже не будет возможности играть в футбол. Будет иметь значение только, кто ты такой, как себя ведёшь, идёшь ли с высоко поднятой головой после поражения или без конца жалеешь себя. Это то, что люди будут о тебе помнить», — сказал он.

Как бы ни закончился сезон для «Рэмс», Уитворта запомнят за то, как он себя вёл. И сразу по окончании сезона он начнёт готовиться к следующему.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.