Сезон-2021 выдался неудачным для ведущих раннинбеков НФЛ. С травмами выбыли Деррик Хенри, Алвин Камара, Кристиан Маккафри, Дэлвин Кук и Эзикиел Эллиот. Кто-то из них выбыл до конца сезона, кто-то еще надеется вернуться в строй. Так или иначе, проблемы самых известных бегущих возродили старую как мир дискуссию о ценности раннинбеков в НФЛ. Есть ли смысл им платить? Могут ли команды уберечь себя от рисков, связанных с высокой зарплатой игроков этой позиции? Неизбежно ли сожаление насчет подписания с раннинбеком соглашения на крупную сумму или же бывают исключения?
В отношении раннинбеков за последние годы работает конкретное правило — исключительным по своим навыкам бегущим платят щедро, но подобные соглашения раз за разом оборачиваются разочарованием для команд. Рано или поздно клубы НФЛ выработают новую стратегию, поэтому самое время изучить положение на рынке. Я проанализирую самых высокооплачиваемых бегущих в НФЛ, которые ранее заслуживали статуса «исключительных». Прямо сейчас в НФЛ 8 раннинбеков с зарплатой в $12 млн за сезон, на них мы и сконцентрируем свое внимание. В перечень не вошли Тодд Герли, Левеон Белл и Дэвид Джонсон, которые тоже получали $12 и более млн за сезон, но их команды, выдавшие им такие деньги, отказались от сотрудничества еще до сезона-2021.
Кристиан Маккафри, «Каролина»
Embed from Getty Images
Зарплата: $16 млн за сезон
Почему считался крутым: Маккафри обладал идеальным здоровьем перед подписанием контракта в 2020 году. В «Стэнфорде» он пропустил по собственному желанию всего один матч и не испытывал проблем с травмами до третьего сезона на профессиональном уровне. Не было никаких оснований полагать, что Маккафри может сломаться.
Чем обернулось: Маккафри сломался один раз, а потом снова и снова. За последние два сезона он провел только 7 матчей из-за проблем с плечом, бедром и лодыжками. По сути, он потерял 2019-й и 2020-й. «Пэнтерс» заплатили за эти два сезона $30,5 млн. Остается еще $44 млн за следующие 4 сезона. Если бы он сейчас вышел на рынок, то таких денег бы точно не получил.
Эзикиел Эллиот, «Даллас»
Embed from Getty Images
Зарплата: $15 млн
Почему считался крутым: Зики изначально считался элитным бегущим и подтвердил свой статус безукоризненным здоровьем — единственная травма была получена в предсезонке дебютного сезона. Да, он в сумме пропустил 8 матчей, но две игры пришлись на бессмысленные встречи 17-й недели, а еще 6 матчей были пропущены из-за дисквалификации. Игра «Каубойс» строилась вокруг Эллиота. Ему невозможно было не заплатить.
Чем обернулось: Эллиот пропустил лишь один матч за три сезона, но теперь делит игровое время с Тони Поллардом. Плюс Эллиот набирал 4,7 ярда за попытку выноса и 8,9 за прием паса в первые три года, а после нового контракта цифры упали до 4,3 ярда за вынос и 6,8 ярда за прием.
Эллиот стал менее взрывным — он выдает забег на 20+ ярдов каждые 78 попыток выноса, хотя в первые три года делал это каждые 29 попыток. Поллард вообще получил всего 287 попыток в сравнении с 705 попытками для Зики, но выдал больше забегов на 20+ ярдов.
Также выяснилось, что нет никакой связки Эллиота и Прескота — в дуэте с Поллардом у Дака выше рейтинг квотербека (68,2 против 67,6). Зики все еще можно считать полезным игроком, но сейчас он однозначно стал слишком дорогим актером второго плана. Возможно, он даже перестал быть лучшим бегущим в составе «Каубойс».
Алвин Камара, «Сейнтс»
Embed from Getty Images
Зарплата: $15 млн
Почему считался крутым: Еще один пример бегущего, который демонстрировал завидную работоспособность и здоровье в первые три года. Камару выбрали на драфте-2017, и до продления контракта в 2020-м он пропустил лишь 2 матча. Его роль в нападении «Нью-Орлеана» была уникальной, поскольку он ловил больше передач, нежели другие бегущие.
Чем обернулось: В 2020-м Камара провел приличный сезон за исключением попадания в COVID-протокол. Но в 2021-м его преследуют травмы, поэтому «Сейнтс» приходится обходиться без стартового квотербека (Джеймис Уинстон), бегущего (Камара) и ведущего ресивера (Майкл Томас). Проблема еще и в том, что Камара-2021 уже не так эффективен, как раньше. Он набирает лишь 3,6 ярда за попытку выноса после 5,0 ярдов в первые четыре года. Продвинутая статистика демонстрирует, что Камара действует на выносе даже хуже среднего бегущего по лиге и по некоторым показателям соседствует с бегущими, которые лишились статуса стартовых или вылетели из НФЛ. «Сейнтс» остается надеяться, что сезон-2021 — это лишь исключение, а не начало конца для Камары.
Дэлвин Кук, «Вайкингс»
Embed from Getty Images
Зарплата: $12.6 млн
Почему считался крутым: На момент подписания большого контракта Кук был очень хорош, но убегать от травм у него получалось плохо. Из первых 48 матчей на профессиональном уровне Кук пропустил 19, а также не смог доиграть до конца еще 6. Плюс свой лучший сезон Кук провел под началом Гэри Кьюбиака, который по ходу карьеры за счет схем Майка Шенахена лепил звезд из одного неизвестного бегущего за другим. В 2018-2019 годах Кук выдал период из 19 здоровых игр, в которых набрал в сумме 2187 ярдов и занес 15 тачдаунов.
Чем обернулось: Кук все еще хорош, но травмы продолжают ограничивать его вклад в результаты «Миннесоты». И это мы еще не берем в расчет обвинения в насильственных действиях против бывшей подруги, которые могут вылиться в дополнительные пропущенные игры. Другими словами, «Вайкингс» выписали мощный контракт талантливому, но склонному к травмам игроку. И получили талантливого, но склонного к травмам игрока.
Деррик Хенри, «Тайтенс»
Embed from Getty Images
Зарплата: $12.5 млн
Почему считался крутым: Хенри даже на фоне других игроков НФЛ выглядит внушительно. Он быстрее и сильнее большинства защитников, которые пытаются его остановить. За четыре года в лиге он пропустил лишь две игры. В третьем сезоне он выбился в число настоящих звезд НФЛ и помог «Теннесси» выйти в финал АФК на четвертый год. Этим и заслужил свой контракт.
Чем обернулось: Хенри невероятно провел сезон-2020 и вошел в элитный клуб бегущих, набиравших 2000 ярдов за сезон. В 2021-м на него легла колоссальная нагрузка, которая выглядела совсем уж комично. Он успел сыграть 8 матчей, после чего выбыл до конца сезона с травмой, набрав 937 ярдов и 10 тачдаунов.
Тут важно отметить, что Хенри, видимо, ощущал последствия сезона-2020 в 2021-м и до повреждения. Согласно статистическим моделям, Хенри набирал ровно столько, сколько набрал бы на его месте усредненный бегущий, просто Хенри давали безумное количество возможностей. С другой стороны, эффективность нападения «Тайтенс» без Хенри сильно просела — заменившие его раннинбеки не могли столь же регулярно выдавать длинные забеги, придавать угрозу плей-экшн розыгрышам и быть серьезным оружием вблизи чужой зачетки. Без Хенри «Тайтенс» стали другой командой.
Ник Чабб, «Браунс»
Embed from Getty Images
Зарплата: $12.2 млн
Почему считался крутым: Чабб был однозначным претендентом на звание лучшего бегущего в лиге по сумме двух последних сезонов. Он стал первым, кому удавалось поддерживать показатель набора ярдов за попытку выше 5 в первых трех сезонах при 150+ попытках. Первые два сезона он также не испытывал проблем со здоровьем, хотя и пропустил четыре игры из-за травмы колена в 2020-м.
Чем обернулось: Технически говоря, продление контракта с Чаббом еще не вступило в силу, поскольку три дополнительных года легли сверху на тот год, который у него еще оставался.
Чабб является лидером НФЛ по ярдам за попытку (6,8, лучший результат в карьере). С другой стороны, он пропустил два матча из-за травмы и еще один из-за попадания в COVID-протокол. Плюс ему повезло играть в команде с отменной линией нападения (хотя Чабб и перекрывает с лихвой показатели эффективности сверх ожидания).
Джо Миксон, «Бенгалс»
Embed from Getty Images
Зарплата: $12 млн
Почему считался крутым: Миксон пропустил 4 игры за первые три сезона (две из-за сотрясения и еще две после операции на колене). Сам Билл Беличик называл Миксона лучшим бегущим в лиге в 2019-м, поскольку даже с кошмарной линией нападения он умудрился набрать 1137 ярдов за сезон.
Чем обернулось: В 2020-м Миксон набирал 3,6 ярда за попытку, пока не получил травму и не выбыл до конца сезона. «Цинциннати» пришлось переформатироваться в сторону паса, пока квотербек Джо Бурроу сам не выбыл до конца сезона с травмой колена.
В 2021-м Миксон обрел новое дыхание, он играет эффективно и продуктивно. Согласно статистическим моделям по эффективности выноса сверх ожидания, он демонстрирует не такой уж выдающийся футбол, но зато редко допускает фамблы и заносит тачдауны с рекордной для себя частотой.
Аарон Джонс, «Пэкерс»
Embed from Getty Images
Зарплата: $12 млн
Почему считался крутым: Мне не кажется, что Джонс считался особенным в той же мере, что и другие парни из этого списка. Джонс и до подписания большого контракта пропускал игры с мышечными травмами и повреждениями связок колена. В прошлом январе Джонс выбыл с травмой грудной мышцы, поэтому ходили разговоры, что его период выступлений за «Грин-Бэй» закончился. «Пэкерс» подписали с Джонсом контракт (который по правде, скорее, рассчитан на $20 млн за 2 года), несмотря на наличие в составе Эй Джея Диллона.
Чем обернулось: Джонс проводил худший сезон в качестве стартового бегущего, пока вновь не повредил связку колена. Он набирал до травмы 4,2 ярда за вынос (после 5,2 ярдов в первые 4 сезона в НФЛ) и демонстрировал невнятные цифры по ярдам на выносе сверх ожидания.
Что все это значит
Восемь раннинбеков, каждый из них демонстрировал классную игру до подписания крупного контракта. Большинство после этого начали испытывать проблемы со здоровьем, перестали играть столь же эффективно. В лучшем случае бегущие либо избегают повреждений, но скатываются к средним значениям по лиге (Эллиот), либо остаются на элитном уровне при условии регулярных травм (Кук).
Не слишком справедливо делать выводы по целой позиции на основании 8 игроков, но ведь вопрос о ценности раннинбеков возникает далеко не в первый раз. Всего несколько лет назад в похожем контексте обсуждались Тодд Герли, Левеон Белл, Дэвид Джонсон, Девонтей Фримен, Джерик Маккиннон, а также выбранные высоко на драфте Сейквон Баркли и Леонард Фурнет. Фурнет — единственный из всех перечисленных, кто смог изящно перезапустить карьеру в «Бакканирс».
Нельзя сказать однозначно, что бегущим совсем нельзя платить. Некоторые соглашения оказываются приемлемыми для обеих сторон, взять хотя бы Остина Экелера ($24,5 млн за 4 года) или Маршона Линча в 2012-м ($30 млн за 4 года, сейчас этот контракт был бы ближе к $45 млн). Всякое бывает. Команды предпочитают не злить ветеранов, поскольку их недовольство может повлиять на атмосферу в раздевалке. Хотя лично я считаю эффект от таких ситуаций переоцененным — «Стилерс», к примеру, не развалились, когда отказались от сотрудничества с Беллом.
Командам НФЛ однозначно следует быть изобретательнее в отношении контрактов бегущих.
Во-первых, стоит подумать дважды, прежде чем продлевать контракт с бегущим уже после трех лет продуктивной карьеры. Контракты на этой стадии получили Герли, Эллиот и Маккафри — все три соглашения обернулись разочарованием. «Тайтенс», к примеру, решили подождать еще год и получили от Хенри еще один сезон по дешевке.
Во-вторых, если вы выбираете бегущего в первом раунде, то не забывайте про опцию пятого сезона. Баркли в 2022-м заработает $7,2 млн, а это даже меньше его средней зарплаты ($7,8 млн) за первые четыре года.
В-третьих, недолговечность раннинбеков подразумевает, что для команды есть смысл выстроить контракт таким образом, чтобы как можно раньше наступила возможность выйти из соглашения. Это означает, что придется заплатить более серьезные деньги сразу же на старте. Но оно стоит того, поскольку вам нужна такая структура, которая позволит расстаться с игроком через два сезона. Здесь нужно брать пример с «Пэкерс», которые заплатят Джонсу больше $14 млн в первый же год (хотя франчайз-тег обошелся бы им в $8,6 млн), но всего $6 млн во второй. После сезона-2022 «Пэкерс» смогут сбросить с себя соглашение Джонса всего за $6,5 млн «мертвых» денег в платежке. Это логично, поскольку к 2023-му «Грин-Бэй», вероятно, перейдут к Джордану Лаву в роли стартового квотербека и Диллону в роли стартового бегущего.
С точки зрения игроков, разумеется, имеет смысл бастовать и требовать новый контракт как можно раньше. Лучше всего добиться того, чтобы соглашение начало действовать уже на четвертый сезон. В противном случае есть риск остаться с носом, поскольку экономическая модель НФЛ играет против игроков, мешая им зарабатывать соответственно своей игровой ценности в первые же сезоны в лиге. И если квотербеки могут рискнуть с однолетним контрактом, то у бегущих такой привилегии нет, они стареют гораздо стремительнее.
В грядущее межсезонье на новые контракты смогут претендовать Джош Джейкобс, Дэвид Монгомери и Майлз Сандерс, через год — Диллон, Джонатан Тейлор, Деандре Свифт, Клайд Эдвардс-Илейр, Антонио Гибсон, Джей Кей Доббинс и Кэм Эйкерс. Некоторых из перечисленных можно назвать звездами, которые будут претендовать на зарплату топ-уровня, другим придется искать компромисс.
И когда кто-то из них неминуемо не оправдает возложенных ожиданий, мы вновь вернемся к теме ценности бегущих. Возможно, кто-то сможет избежать типичной для раннинбеков судьбы и стремительного угасания. Но верится в это с трудом.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.