Может показаться, что между Аароном Роджерсом и Расселом Уилсоном нет и не может быть ничего общего. Тем удивительнее, что столь разные по характеру люди оказываются очень похожи в профессиональном плане.
Роджерс и Уилсон выигрывали Супербоул, но сделали это еще в прошлом десятилетии. В обоих случаях казалось, что это первый титул из множества грядущих. Роджерс так и не выходил в финал с той победы, а Уилсон не подбирался даже близко к финальному матчу с момента перехвата его передачи в Супербоуле-2015.
С тех пор шли годы, а звездные квотербеки становились все более недовольны сезонами без побед. В межсезонье оба наконец-то объявили об этом открыто, чем вызвали гору обсуждений их дальнейших судеб.
В минувшее воскресенье Роджерс и Уилсон встретились на поле в матче регулярного сезона. Оба квотербека вернулись к игре после вынужденного «отдыха»: Роджерс сдал положительный тест на коронавирус и сидел неделю на карантине, а Уилсон пропустил три недели из-за сломанного пальца. Оба квотербека выглядели невзрачно в матче, который «Пэкерс» выиграли со счетом 17-0. Этот результат вывел «Грин-Бэй» на первую строчку в таблице НФК с результатом 8-2, а шансы «Сихокс» на попадание в плей-офф упали до 16%.
Прошло уже 10 недель регулярного чемпионата, но будущее Уилсона и Роджерса все так же покрыто туманом, как и перед стартом сезона. Возможно, вопросов появилось даже больше.
В межсезонье все указывало на то, что сезон-2021 станет для Роджерса последним в составе «Пэкерс». Он намекал, что его ждет «последний танец» (по аналогии с сериалом HBO про заключительный сезон Майкла Джордана в «Чикаго Буллс»), а также выдал получасовую пресс-конференцию, на которой откровенно рассказал о своем недовольстве политикой клуба и работой менеджмента. Инсайдеры сообщали, что отношения Роджерса с генеральным менеджером Брайаном Гутеканстом испорчены окончательно, а сам квотербек не исключал, что вот-вот может переквалифицироваться в телеведущие.
Жалобы Уилсона были меньше похожи на желание добиться развода, скорее это было желание повлиять на развитие клуба. Его план сработал, поскольку включал в себя как отрицание запроса на обмен с одной стороны, так и составление списка команд для перехода с другой. В феврале Уилсон сказал, что устал получать удары — «Сихокс» выменяли гарда Гейба Джексона и продлили с ним контракт. Уилсон настоял, чтобы его мнение учитывалось при выборе координатора нападения — и «Сиэтл» взял на эту должность ассистента «Рэмс» Шейна Уолдрона, который был одобрен личным тренером квотербека.
К счастью для Уилсона, его план сработал. К сожалению для «Сихокс», особых дивидендов команде это не принесло. Сезон катился под откос для «Сиэтла» еще до травмы стартового распасовщика. Нападение команды стагнировало, а работа нового координатора нападения подверглась критике. Тренер Уилсона Джейк Хипс даже заявил, что блеклое нападение «Сихокс» стало причиной того, что ресивер Оделл Бекхэм решил не подписывать контракт с командой.
Да, эти жалобы исходят не от Уилсона лично, но этот человек из его близкого окружения. И сложно представить, что Уилсон проснулся в понедельник в хорошем настроении после первого сухого поражения в карьере и рейтинга квотербека 13.0.
Если перед сезоном уход Роджерса казался более вероятным, то сейчас ситуация изменилась. После матча с «Беарс» на 6-й неделе Роджерс не согласился, что это был его последний приезд на «Солджер Филд». Он также высказал мнение, что нынешний состав «Пэкерс» похож на команду 2010 года, которая и выиграла Супербоул. Роджерс, оказывается, человек простой — если команда побеждает и претендует на чемпионство, то его все устраивает. Плюс руководство «Грин-Бэй» пошло ему на встречу и выменяло ресивера Рендалла Кобба по личной просьбе Роджерса.
В «Сиэтле» дела обстоят иначе, хотя сложно в этом винить одно руководство. Команда за последние два сезона во многом потакала Уилсону. Особенно это сказалось на переориентации нападения в сторону паса — команда стала 5-й в лиге по частоте пасовых розыгрышей на ранних даунах. Этот подход работал месяца два, пока противники не подстроились под новую философию «Сихокс» и не превратили Уилсона из претендента на MVP в середняка.
Какой вывод сделал Пит Кэррол? Команде не хватает выноса, конечно! От Уолдрона ждали, что он поставит в «Сиэтле» свежее нападение, которое предоставит Уилсону все необходимые инструменты для классной игры. Его назначение казалось компромиссом между Кэрролом и Уилсоном — моушены перед розыгрышами и высокий темп игры для квотербека, зонный вынос — для главного тренера. Все довольны, фанаты в нетерпении ждали начала сезона.
Спустя два месяца нападение Уолдрона больше похоже на нападение первого координатора нападения при Уилсоне, Даррела Бевелла. Это не так уж удивительно, поскольку координатор-новичок был вынужден адаптироваться под особенности игры своего разыгрывающего.
Одна из ключевых особенностей Уилсона заключается в том, что он не бросает в центр поля, особенно на среднюю дистанцию. Возможно, дело в росте. А может быть, Уилсону некомфортно выцеливать игроков в плотном прикрытии в толпе защитников. Так или иначе, это стало проблемой в текущем сезоне.
Вот тепловая карта передач в исполнении Уилсона. Слева — все маршруты в исполнении принимающих «Сиэтла», справа — куда он чаще всего бросает мяч.
Это не новость, что Уилсон избегает бросков в центр поля, поэтому Уолдрону пришлось под него подстроиться. Проблема в том, что вся структура нападения, которое проповедует Уолдрон, базируется на игре через центр. Именно благодаря этим принципам Джаред Гофф был похож на человека и приличного распасовщика в «Рэмс», а Стэффорд играет на уровне претендента на MVP. Но в новой версии нападения Маквея этот аспект оказался утрачен — «Сиэтл» занимает последнее место в лиге по пасовым розыгрышам, в которых используется хотя бы один маршрут ориентированный на центр поля. Уилсон бросил лишь 28 передач и почти все такие пасы на среднюю дистанцию были направлены в сторону Ди Кей Меткалфа, которому из-за габаритов вообще-то нелегко выполнять подобные маршруты.
Уилсон также влияет на формат выносной игры команды. Нападение Шона Маквея, которое пытается воспроизвести в «Сихокс» Уолдрон, строится вокруг специфических принципов, которые работают гораздо лучше, если квотербек получает мяч от центра из рук в руки. Но Уилсон лучше чувствует себя поодаль, в шотган-расстановке, поэтому и Уолдрон вновь оказался между двух зол. В сезоне-2020 «Рэмс» заняли 30-е место в лиге по частоте использования шотгана. В пяти матчах с Уилсоном в 2021-м «Сихокс» шли на 16-м месте в НФЛ по этому показателю и уже сейчас заказали больше выносных комбинаций из шотгана, чем «Лос-Анджелес» за весь прошлый год.
Особенно печально эта особенность проявилась в матче с «Пэкерс» — из-за травмы пальца Уилсон физически не мог забирать мяч напрямую у центра, поэтому «Сихокс» использовали пистол, усеченную версию шотгана, для реализации розыгрышей, которые созданы для игры с короткого снэпа. Это во многом и объясняет, почему «Сиэтл» так рано отказался от выносной игры, а Уилсон в первом же матче после травмы бросил 40 передач.
В Грин-Бэй «Сихокс» играли не то, зачем позвали Уолдрона. И разрешить эту ситуацию может быть непросто, потому что Уилсон ужасно сочетается с его принципами. Смена тренера помогла Роджерсу, который обрел второе дыхание после назначения Мэтта Лафлера вместо Майка Маккарти. Но сочетание навыков Роджерса не шло вразрез с идеями Лафлера, поэтому они нашли общий язык. А вот сможет ли Уилсон серьезно измениться, чтобы подстроиться под непривычное нападение — большой вопрос. Да и стоит ли вообще его об этом просить? Как-никак, именно Уилсон имеет за плечами годы игры на высочайшем уровне, в то время как Уолдрон — первогодка без прежних достижений. Нового координатора найти легче, чем квотербека уровня Уилсона.
«Пэкерс» пошли навстречу Роджерсу и это сработало. «Сихокс» попытались сделать то же самое с Уилсоном, но получили скорее негативные результаты. И летом нас ждут сиквелы хитов прошлого межсезонья.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.