В начале этой недели ФАФР объявила о новом формате подготовки сборной России к октябрьскому матчу с Чехией.

Формат такой: тренировка в понедельник, тренировка в среду, две тренировки в субботу. Все тренировки в Москве. Мягко говоря, не очень удобно для футболистов из регионов, которые, тем не менее, приглашены на просмотр в столицу 14 августа.

(14-15 августа играются полуфиналы во Второй лиге, но будем честны перед собой. «Регионы» — это Санкт-Петербург и Пермь. Для Волгограда, Петрозаводска, Пензы и Нижнего Новгорода надо придумать какой-то дополнительный термин. Например, «Регионы-2»)

Всё это, конечно, вызвало ряд вопросов к организации. Впрочем, уже иронично-риторических. В футболе все не первый день и привыкли к тому, что сборная России по американскому футболу — это самая странная сущность в нашем спортивном пространстве.

Американский футбол вообще плохо сочетается с форматом сборных. Ни в одном другом игровом виде спорта сыгранность игроков не является настолько жизненно важной. Конечно, и в соккере, и в баскетболе, и в волейболе — везде сыгранность помогает командам побеждать, даже когда они уступают соперникам в классе. Но нападение в американском футболе без сыгранности просто не может нормально функционировать. И мы, к сожалению, это много раз наблюдали. Было/били больно.

Сборная России вернулась пускай к вегетативной, но всё-таки форме жизни с 2015 года — с матча против Норвегии. С тех пор мы успели увидеть несколько форм её образования:

  • давайте отберём лучших со всей страны, и пусть они выйдут на поле без тренировочных сборов
  • давайте поедут играть те, кто может себе это финансово позволить
  • давайте сделаем ставку на какой-то один клуб, а к нему добавим крутых пацанов из разных команд
  • и вот теперь: давайте обойдёмся москвичами

Разумеется, все понимают, что это вынужденные формы существования. Нет финансирования, нет баз, нет даже возможности играть больше одного матча в год (а то и в несколько лет), потому что так уж выстроена система сборных в европейском футболе.

Но претензии к ФАФР по части сборной России (особенно после смены руководства) основаны не на том, что мир неправильно устроен, а на том, что общественность продолжают информировать каким-то механическим голосом виртуального помощника, скрываясь за облачными формулировками и пытаясь сохранить хорошую мину при плохой игре.

Ребят, в наших текущих условиях невозможно соединить вместе две задачи — отбирать в сборную России достойных со всей страны и при этом побеждать в матчах. Надо выбрать что-то одно и не побояться об этом прямо сказать.

Сборная России перед матчем квалификации чемпионата Европы-2020 против сборной Швеции. 5 октября 2019 г., Зеленоград, Россия. Фото: Леонид Анциферов (First & Goal)

Либо мы решаем, что сборная России — это прежде всего признание заслуг футболиста, попасть в неё очень почётно, и все должны к этому стремиться. Это такая символическая сборная чемпионата России, которая перестала быть символической и реально вышла на поле. Это такой наш Пробоул, но только мы играем как в Пробоуле, а соперник — как в регулярке НФЛ.

Либо мы решаем, что сборная России должна максимизировать шансы на победу, и тогда мы берём самое простое и самое рабочее. Прямо сейчас это «Спартанцы», к которым можно добавить защитников из других команд, но лучше тоже связками, а не по отдельности.

Когда наступит тот светлый день, и у нас будут и деньги, и сборы, и сырки «Вологоша» в сухом пайке для каждого футболиста, вот тогда можно вернуться к цивилизационной схеме с отборами и УТС для всех. Сейчас же отбор для регионалов выглядит просто пиар-акцией.

Удивительно, но на смене эпох в отечественном футболе казалось, что обеспечить прозрачность процессов и наладить нормальную взаимосвязь с общественностью (паблик ЛАФ, как мы помним, в один момент просто закрыл комментарии) — это будет самое простое из миллиарда задач, потому что для этого нужно только желание и готовность к ответу.

Но говорить прямо в американском футболе так же сложно, как и содержать сборную.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.