Утро 29 марта 1984 года принесло жителям Балтимора шокирующие новости — они за одну ночь лишились своей любимой команды — «Балтимор Кольтс»…

В 1953 году в Балтиморе была создана новая футбольная франшиза под названием «Кольтс». Эта была одна из самых современных команд того времени. У «Кольтс», одних из первых в НФЛ, появились черлидеры, марширующий оркестр и командная боевая песня.

С первых дней основания команды ее владельцем был Кэролл Розенблюм — бизнесмен, основатель компании Blue Ridge, разбогатевший на пошиве рабочей одежды. Его также называли «комбинезоновым королем Америки». Он был уроженцем Балтимора, поэтому там и решил создать новую франшизу. За время, когда Розенблюм владел «Кольтс», команда была достаточно успешна, трижды стала чемпионом НФЛ в эру до Супербоула (1958, 1959, 1967), а также была триумфатором V Супербоула.

Все бы ничего, команда была хорошая, жители Балтимора ее любили, но уже с 1970-х годов Розенблюм начал задумываться о переезде франшизы. Комфортному нахождению команды в городе мешал на глазах устаревающий «Мемориал Стэдиум», на котором проводились домашние матчи. Кроме того, что сооружение было старо, так еще и руководство города, являвшегося владельцем стадиона, хотело повысить стоимость аренды.

Embed from Getty Images

26 декабря 1965 года. Грин-Бэй. Травмированный квотербек «Балтимор Кольтс» Джонни Юнайтес общается на бровке с владельцем клуба Кэроллом Розенблюмом

В ноябре 1971 года Розенблюм объявил, что по истечении арендного соглашения в 1972 году «Кольтс» не вернутся на «Мемориал Стэдиум» и ни на какие переговоры с властями города он не пойдет. Розенблюм всерьез задумался о переезде франшизы по нескольким причинам: во-первых, доходы команды падали, в том числе из-за устаревающего стадиона; во-вторых, у Розенблюма была открытая вражда со СМИ города; ну и в-третьих, новая пассия Кэролла хотела переехать на Западное побережье.

В то же время мэр города Уильям Дональд Шефер и губернатор штата Мэриленд Марвин Мэндель создали специальный комитет, который должен был провести экспертизу и дать заключение, что нужно модернизировать на стадионе. Данный шаг был предпринят в том числе и для того, чтобы показать, что стадион не так плох, как говорил Розенблюм. Заключением комиссии руководство города и штата хотело повлиять на Кэролла, чтобы тот даже не думал о переезде.

Какое разочарование ждало Шефера и Мэнделя в итоге! Комиссия пришла к выводу о том, что стадион морально устарел. Из заключения следовало, что на стадионе с десяти тысяч мест был ужасный обзор на игровое поле, 20 000 болельщиков должны сидеть на устаревших длинных скамейках, а не на индивидуальных сиденьях, 7 000 мест располагались на временной трибуне, на которой было опасно находиться. Подтрибунных помещений не хватало для расположения фронт-офисов «Балтимор Кольтс» и «Балтимор Ориолс» (на стадионе также проводила матчи бейсбольная команда). Раздевалки команд были неудобными, верхняя трибуна охватывала только 50 ярдов поля. А также, что немаловажно для болельщиков, было признано, что на стадионе не было достаточного количества туалетов.

В итоге Кэролл Розенблюм плюнул на все и обменялся франшизами. Он стал владельцем команды «Лос-Анджелес Рэмс», а владельцем «Балтимор Кольтс» — Роберт Ирсей. Тот и купил «Рэмс» для того, чтобы сразу же обменяться с Розенблюмом франшизами.

Embed from Getty Images

Август 1988 года. Владелец и президент «Кольтс» Роберт Ирсей за работой

Роберт Ирсей сразу начал действовать. При его поддержке был создан проект по постройке крытого стадиона на 70 000 человек под названием «БалтДоум». Загвоздка данного проекта была в том, что Ирсей и владелец «Ориолс» Джерральд Хоффбергер хотели, чтобы 78 миллионов долларов на строительство стадиона выделили из городского бюджета.

Однако мэр и губернатор, которые в принципе не горели желанием что-то менять и улучшать, были категорически против вложения таких денег в новый стадион. А в 1974 году надежды на новый стадион окончательно разрушились: «Мемориал Стэдиум» был признан памятником ветеранам войны и на законодательном уровне штата было закреплено, что никаких государственных денег, кроме него, ни один другой стадион в городе не получит. То есть, это означало: если хотите строить «БалтДоум», стройте на свои деньги, а мы в вложимся в «Мемориал Стэдиум». Данная законодательная поправка вошла в историю под названием Question P.

С 1975 года Ирсей начал искать варианты для переезда. В 1976 году он встречался с руководством штата Аризона и города Финикс. Затем, в том же году он прощупывал варианты переезда команды в Индианаполис. Затем война Ирсея и руководства города Балтимора продолжилась, когда в прессе владелец «Кольтс» заявил, что у него есть очень заманчивое предложение о переезде в Финикс. Но эти заявления мэрией были пропущены мимо ушей.

Ирсею поступали предложения о переезде из Мемфиса, Теннесси, Джексонвиля, Алабамы. Кроме того, даже город Нью-Йорк был заинтересован в переезде «Кольтс», так как после переезда «Джетс» на «Джайентс Стэдиум» в Нью-Джерси, формально в городе не было ни одной команды.

В 1980 году руководство «Кольтс» в последний раз попросило мэрию и руководство штата выделить 25 миллионов долларов на реконструкцию «Мемориал Стэдиум». Штат одобрил сумму в 23 миллиона долларов, но изменил план реконструкции — с добавлением большего количества мест, но без создания скайбоксов (что могло бы приносить дополнительный доход), улучшением туалетов и душевых и созданием более удобных офисных помещений. В итоге Ирсей не согласился с контрпредложением штата.

Embed from Getty Images

15 декабря 1974 года. Балтимор. Игра «Кольтс» и «Джетс» на «Момериал Стэдиум»

В это же время в Индианаполисе не сидели зря, а планомерно создавали все условия для переезда франшизы НФЛ. Мэр Индианаполиса Уильям Хаднат в 1980 году создал Комитет по изучению вопроса строительства многофункционального стадиона. В 1982 году началось строительство «Хузьер Доум», который открыл свои двери в 1984 году.

Мэрия Балтимора понимала, что им не потягаться с предложением, которое пришло Ирсею из Индианы, но терять франшизу НФЛ в городе явно не хотели. Ирсею была предложена ссуда в размере 15 миллионов долларов, а также 4 миллиона долларов на улучшение базы команды в Оуэн-Миллс. Но владелец «Кольтс» уже был категорично настроен на переезд. К тому же 2 марта 1984 года владельцы франшиз НФЛ проголосовали за разрешение Ирсею перевезти франшизу в любой выбранный им город.

Тогда руководство штата Мэрилэнд не придумало ничего умнее, кроме как экспроприировать франшизу у ее владельца. 27 марта 1984 года законодательное собрание штата собралось для обсуждения принятия закона, позволяющего штату получить франшизу «Кольтс» из частного владения Роберта Ирсея. Такое отчуждение частной собственности в пользу государственной в американском праве именуется «eminent domain».

Этот закон, отбирающий франшизу у Ирсея, должны были принять в ближайшие дни, поэтому Роберту ничего не оставалось, кроме как действовать молниеносно. Узнав о намерении штата отобрать у него франшизу, вечером 28 марта 1984 года, Ирсей позвонил мэру Индианаполиса Уильяму Хаднату, чтобы обсудить детали переезда. Хаднат предложил Ирсею ссуду на 12.5 миллионов долларов, 4 миллиона долларов на тренировочный комплекс и аренду новенького Hoosier Dome на 58 тысяч мест за 77,5 миллионов. Ирсей согласился и объяснил Хаднату, что действовать нужно как можно быстрее. Тогда Хаднат позвонил своему приятелю Джону Б. Смиту, который владел грузоперевозочной компанией «Мэйфлауэр», и тот отправил 15 грузовиков в Оуэн-Миллс, на тренировочную базу «Кольтс».

Грузовики прибыли на базу в 22-00 28 марта 1984 года. Ирсей хотел как можно быстрее смотаться из Мэрилэнда, так как боялся, что штат в любой момент сможет принять закон, и тогда в первую очередь компетентные органы приехали бы на базу команды опечатывать имущество. Пятнадцать грузовиков в общей сложности вывезли все принадлежащее «Кольтс» имущество за 8 часов. Каждый грузовик ехал в Индиану по разным дорогам, чтобы полиция штата не смогла перехватить такую колонну и задержать ее до момента принятия закона. Когда грузовики въезжали в штат Индиана, их до Индианаполиса сопровождал полицейский кортеж.

28 марта 1984 года. Балтимор. Автомобили отправляются в Индианаполис с имуществом «Кольтс»

Ночная операция была провернута не зря. Утром 29 марта, еще не зная о том, что франшизы «Кольтс» уже нет в Мэрилэнде, законодательное собрание приняло данный закон, но было поздно. В НФЛ не было больше команды «Балтимор Кольтс», а была команда «Индианаполис Кольтс».

Новость о переезде команды повергла в шок жителей города. Руководство штата быстро поняло, что оно же и стало главным виновником произошедшего, поэтому почти сразу закон Question P был отменен. В 1986 году все судебные иски штата против «Кольтс» были отозваны. Руководство клуба одобрило Балтимор в качестве города, который в будущем может претендовать на новую франшизу НФЛ.

Балтимор остался без НФЛ до 1996 года, но это уже совсем другая история…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.