Неделю назад в Лужниках прошла Международная конференция по маркетингу MARSPO, в рамках которой состоялся круглый стол на тему «Букмекерский рынок и российский спорт: новые вызовы». Спасибо большое коллегам из «Плеймейкера», которые осветили ключевые точки этого мероприятия.

Почему нам вообще это стало интересно?

Во-первых, потому что на встрече присутствовал «советник президента Федерации американского футбола России» Алексей Олдин.

Когда в нашей песочнице звучит незнакомая фамилия, да ещё в таком статусе — это интрига. Для нас он никакой не Олдин, а очень даже Ньюин (текст написан только ради этого каламбура). Рассчитываем в самое ближайшее время познакомиться с новым козырем в рукаве Артемия Рогового.

Во-вторых, состоялась бурная дискуссия вокруг того, как букмекеры хотят финансировать отечественный спорт, а государство им не даёт, во время которой прозвучало несколько интересных тезисов.

«Когда Федерация американского футбола получает в виде отчислений 3–5 тысяч рублей, банковское обслуживание этого перевода выходит дороже. И я не помню, чтобы букмекеры хоть раз обратили на нас внимание, когда мы обращались за спонсорским контрактом. Конечно, проще всего вкладывать миллионы в футбол или хоккей, которые давно раскручены», — бросился на защиту наших чести и достоинства Алексей.

Так мы узнали, что ФАФР получает от букмекеров 3–5 тысяч рублей. А с октября 2021-го эти отчисления якобы должны повыситься. Не терпится узнать больше.

Гендиректор «Париматч СНГ» Дмитрий Сергеев из-за этой реплики как-то очень завёлся. Надеюсь, коллеги из «Плеймейкера» простят нам объёмы цитирования, но дальнейший разговор для понимания ситуации лучше привести полностью:

Дмитрий Сергеев: А почему Федерация американского футбола России не может сама предпринять какие-то шаги? Давайте прямо сейчас напишем стратегию развития вашего вида спорта. Если вы получите хотя бы два процента от целевых отчислений, это будет два миллиона долларов. И у вас есть куда потратить эти деньги — это права на показ НФЛ, одного из самых популярных турниров в США, который имеет огромную армию болельщиков в России. Вы считаете, что эти права должен купить «Матч ТВ»? А мое мнение — это нужно в первую очередь вам. Раскрутить НФЛ в России довольно легко. Трансляции идут ночью, когда конкуренция с другими видами спорта минимальна. Время удобно для Сибири и Дальнего Востока. А потом вы с приобретенными правами пойдете на тот же «Матч», а любой из букмекеров с радостью подпишет с вами контракт. Продавать хайлайты вам поможет Sportrecs. И вот так, шаг за шагом, вы довольно быстро создадите фундамент для развития детско-юношеского американского футбола в России, получите средства для раскрутки внутренних соревнований, на которые постепенно люди тоже начнут делать ставки из-за роста популярности вашего вида спорта… Вы же хотите, чтобы букмекеры пришли к вам прямо сейчас, когда у вас ничего нет. Так это не работает.

Президент БК BetBoom Константин Макаров: Вот именно. У федерации должен быть четкий план развития, предполагающий повышение привлекательности соревнований. Этот план ей может спускать сверху Минспорта. Не важно — кто. А если создаются федерации, развитием которых никто не занимается, то зачем им вообще какие-то отчисления? И зачем эти федерации в принципе создавать?

Президент промоутерской компании Fight Nights Камил Гаджиев: Верно, каждые несколько лет министерство должно делать срез, какие новые федерации развиваются, какие — нет, и при неблагоприятном сценарии отзывать аккредитацию. Профессиональных видов спорта станет меньше? И что? Не вижу проблемы. Проблема — когда формально профессиональных видов много, а по сути они таковыми не являются. Потому что профессиональный спорт не может абстрагироваться от коммерческой составляющей.

Алексей Олдин: Спасибо за маркетинговый экспресс-курс. Но когда у нас будут права на НФЛ, букмекеры нам будут не нужны.

Дмитрий Сергеев: Ошибочное мнение. Вы наверняка даже не знаете, сколько эти права стоят. Так как же можете говорить о том, нужен ли вам будет контракт с букмекером? Если же вы считаете, что покупка телеправ — не дело федерации, то советую пообщаться с коллегами из федерации регби, которая пошла именно путем показа всех топовых международных соревнований и сейчас видит рост популярности своего вида спорта в стране и развивает сотрудничество с букмекерами.

Как говорится, раунд.

В общем посыле господа букмекеры не ошибаются. Американский футбол действительно лучше всего раскручивать с самого ходового продукта — НФЛ, а также сопутствующих художественных фильмов. Когда мы знакомились с фанатами американского футбола (как зрителями НФЛ, так и игроками в российский футбол), то везде история была одна и та же — «увидел фильм/сериал про этот вид спорта и затянуло», «поиграл в «Мэдден» или «увидел Супербоул». «Матч ТВ» часто ругают за обилие художественных фильмов на спортивную тему в эфире, так вот в нашем случае это бы неплохо сработало.

Но вот это бахвальство — «да мы вам сейчас стратегию напишем», «да раскрутить американский футбол в России очень просто»… Понятно, что на эмоциях можно пообещать и Марс покорить поперёд Илона Маска, но это несерьёзный разговор.

НФЛ много лет показывал «НТВ-Плюс». Периодически его параллельно с «НТВ-Плюс» показывал «7 ТВ». Стоило тогда это удовольствие 120 тысяч долларов за сезон, и это был откровенно нерентабельный продукт. За годы трансляций нарастили определённую базу поклонников американского футбола, но я бы не рискнул назвать её «армией».

И, к вопросу о знании предмета. Во-первых, НФЛ в России сейчас транслирует телеканал Viasat Sport. То есть, смотреть футбол дёшево и на русском языке можно. Во-вторых, «трансляции идут ночью» — ну это миф. Большая часть матчей НФЛ в сезон идёт в 20:00–21:00 по московскому времени. И только отдельные вынесенные матчи идут позже. Как там с рейтингами НХЛ и НБА в Сибири и на Дальнем Востоке? Никто по утрам не работает, все глядят североамериканские раскрученные лиги?

Видит бог, First & Goal не раз критически отзывался о работе ФАФР. И у нас есть вопросы по тем процессам, которые идут сейчас. Но в то же время мы не можем не замечать ту работу, которая идёт, и прекрасно знаем положение дел — американский футбол в России пока пытается выживать, а не развиваться.

Может, на стороннего человека сказки про то, что достаточно взмахнуть волшебной букмекерской палочкой, и всё сразу станет хорошо, и произведут впечатление, но мы здесь как-то не привыкли быть наивными.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.