«Ну что, теперь Брэди наглядно доказал Беличику, кто из них двоих в «Нью-Ингленде» был настоящим и единственным гением?»
«Как же Биллу, должно быть, обидно было видеть, как Том поднимает приз Ломбарди».
«Видите, как Билл зашевелился на рынке свободных агентов? Теперь ему есть что доказывать — нельзя, чтобы все знали, что успех «Пэтриотс» зависел только от Брэди».
От этих ремарок у меня дёргается глаз.
Нет, мы ещё как-то миримся с тем, что в командных видах спорта постоянно на первый план выпячивают индивидуальностей.
Победы и поражения 50 футболистов часто низводятся до персоны одного квотербека. Это ладно, психология у нас такая, нужно упрощать и персонифицировать процессы.
И ладно даже, когда мы обозначаем дуэли тех же квотербеков, хотя они играют не друг против друга, а в совершенно разных ситуациях и обстоятельствах. Это как смаковать дуэль вратарей в соккерном матче.
Но противопоставлять тренера и футболиста — до такой тупости ещё не доходило.
Союз Беличика и Брэди был взаимовыгоден, они укрепили величие друг друга, но сегодня мне придется побыть адвокатом дьявола по двум причинам: во-первых, общественное мнение сейчас на стороне гения Тома; во-вторых, это не философская дискуссия о курице и яйце. Беличик был раньше.
Когда приводят статистику о том, что выиграл Беличик без Брэди, не учитывают одну важную деталь: Брэди попал в состав благодаря, а не вопреки Беличику.
Это Билл дал добро на выбор неатлетичного разыгрывающего из университета Мичигана в шестом раунде драфта.
Это Билл создал обстановку, в которой игровой интеллект футболиста ценился настолько высоко, что можно было закрыть глаза на очевидные физические недостатки.
Это Билл отмечал прогресс Тома в тренировочном лагере и быстро сделал его основным дублёром Дрю Бледсо.
Наконец, это Билл сделал ставку на Тома, когда Бледсо травмировался. Он выдал колоссальный кредит доверия неопытному пацану, в котором никто ещё не видел будущую звезду. Даже в финальном драйве Супербоула–2001, когда Джон Мэдден орал: «Да что же они делают, надо заканчивать и переводить игру в овертайм», Беличик дал Брэди довести драйв до филд-гола.
Вы правда считаете, что талант Брэди пробился бы в любой команде и при любом тренере?
Болельщики до сих пор уверены, что драфт НФЛ — это некая лотерея, где главное просто вытащить выигрышный билет. Вот вытащил «Канзас-Сити» Патрика Махоумса — и настала у них золотая эпоха. А «Чикаго» не угадал с Митчеллом Трубиски — и всё, несколько лет в песок.
Но настоящая работа происходит потом. Никто не знает, кем бы вырос Трубиски у Энди Рида, и что бы было с Махоумсом в «Чикаго». Сомневаюсь, что всё было бы так же, как сейчас.
И Дэвид Карр не стал бы таким бастом, если бы не оказался в только что появившемся «Хьюстоне», где линия нападения отсутствовала как класс. И Бен Ротлисбергер мог не стать элитным квотербеком, не окажись он в тепличных условиях «Питтсбурга».
Том попал в условия, которые оказались идеальными для него: мощнейший состав в защите, неортодоксальный тренер и принципиально новая футбольная культура внутри команды.
Разумеется, это не значит, что Брэди тупо повезло. Это вообще две разных грани — САМ ВСЕГО ДОБИЛСЯ и ЧИСТО ПОВЕЗЛО. Истинное величие, как правило, приходит через сумму этих двух слагаемых.
Во времена первой династии «Пэтриотс» ее доминирующей силой была защита. В 2003-м только в символическую сборную сезона попали ди-тэкл Ричард Сеймур, сейфти Родни Харрисон, корнербек Тай Лоу и лайнбекер Теди Бруски (последний — во вторую, остальные — в первую). Через год все, кроме Лоу, попали в неё повторно.
В первый чемпионский сезон Брэди играл в стиле «как бы чего не вышло». И это абсолютно нормально. В те суровые времена квотербеки, как правило, либо особо не высовывались и были гейм-менеджерами, либо совершали много серьёзных ошибок (см. Пейтон Мэннинг).
Когда я играл в Madden NFL, меня жутко раздражало, что игроки команд, которые выигрывают Супербоул, резко прогрессируют по игровым параметрам. Казалось бы, они и так чемпионы, а начислять им сверху — это читерство какое-то.
Но это действительно работает так, особенно для квотербеков. Победа в Супербоуле придаёт уверенности. Чемпионские команды рушатся по другим причинам: потолок зарплат, возраст, травмы, тренерский штаб разбирают другие клубы.
Эти три первых перстня (в каждом следующем Супербоуле Брэди выглядел всё уверенней) стали трамплином Тома к величию. Сначала команда тащила его, потом он тащил команду. В 2007 году ни у кого уже не было сомнений, на какой уровень он вышел.
Однако если успешность «Нью-Ингленда» зависела только от Брэди, почему же «Пэтриотс» не были чемпионами ни разу с 2004-го по 2013-й? Проклятый Беличик ослаблял команду?
Мы можем спорить об успешности Беличика как генменеджера, ведь в этой роли он собирал невероятную защиту, всё время держал на уровне линию нападения и при этом лишал нападение каких-либо плеймейкеров к концу эпохи Тома. Но неужели всерьёз можно сомневаться в уровне его тренерской работы?
После всего, что сказал про него Том и все те бывшие игроки, которым постелили красную ковровую дорожку в Зал славы.
«Пэтриотс» провалили сезон без Брэди, конечно. Но примите во внимание, что они при этом лишились чуть ли не всех лидеров защиты (ни у одной команды столько игроков не взяли отпуск на сезон), потеряли на время стартового квотербека из-за COVID-19, вынуждены были играть в одном дивизионе с самыми мощными «Биллс» за последние 20 лет и всё равно финишировали 7–9. Потерять величайшего квотербека в истории и выдать результат чуть ниже среднего по лиге — это и есть провал по-беличиковски.
Брэди же перешёл в команду, набитую талантом сверху донизу. Которую эксперты несколько лет называли «потенциальным открытием сезона» и считали, что её тянет назад только безбашенность Джеймиса Уинстона.
Да, Брэди привил «Бакс» психологию победителей, изменил футбольную культуру команды. Но, опять же, как он сам ею пропитался? Не в университете Мичигана же. Он 20 лет работал под руководством самого требовательного специалиста в НФЛ.
Меня всегда удивляло, как люди не могут пережить, что в мире может быть одновременно два лучших соккериста современности — Лео Месси и Криштиану Роналду. Обязательно нужно возвеличить одного и опустить другого. Но они хотя бы существуют в одной роли и даже делили одно футбольное поле.
Но это — тренер/генменеджер и квотербек. Они работают в абсолютно разных плоскостях. И оба в них лучшие. Им двоим на олимпе почему-то не тесно, а нам всё кажется, что да.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.