Когда Ник Сейбен проводил первую пресс-конференцию в качестве главного тренера команды НФЛ, он сказал, что ему не хватает студенческого футбола. И по ходу этой пресс-конференции он понял, насколько сильно НФЛ изменилась с тех пор, как он работал в «Браунс» в начале девяностых. Сезон спустя Дрю Бриз не прошёл медосмотр в «Долфинс» Сейбена, что привело к обмену Данте Калпеппера. Тогда Сейбен уже не просто скучал по студенческому футболу, он вдруг понял, что терпеть не может саму сущность профессионального футбола.

«Когда это произошло, я признался себе в том, что не могу контролировать собственную судьбу [в этой лиге]. Как бы усердно я ни работал, что бы я ни делал, было слишком много всего. В колледже я мог контролировать свою судьбу, вкладываясь в работу и принимая правильные решения», — вспоминал Сейбен в 2019 году, почему ушёл из НФЛ после сезона 2006 года.

Embed from Getty Images

За пару лет до этого ESPN узнала о ходе мыслей Стива Спарриера, к тому моменту два года как тренировавшего профессиональную команду из Вашингтона. Тот внезапно осознавал, что у него нет шансов добиться успеха. Вот так.

«Суть в том, что после продолжительных раздумий Стив понял, что система его нападения не заработает в НФЛ. На него снизошло откровение», — цитировала ESPN источник, знакомый с ситуацией.

Лу Холц, тренировавший «Джетс» в 1976 году, когда завершал карьеру Джо Нэмет, закончил сезон 3–10 и сказал , подавая в отставку: «Бог привёл Лу Холца на землю не для того, чтобы тренировать профессионалов».

Два десятилетия спустя Холц в интервью The New York Times признался, что хотел вернуться в профессиональный футбол после того, как понял, как надо было себя вести — делегировать больше полномочий и лучше относиться к своим игрокам. Но он так и не получил второго шанса.

Все эти случаи объединяет то, что в один прекрасный день бывший тренер из студенческого футбола анализирует свою работу среди профессионалов и приходит к выводу: «Боже, ну и отстой», после чего уходит. Первая часть этого процесса — осознание — приходит ко всем. Джимми Джонсон, построивший династию в университете Майами, после финиша в дебютном сезоне с «Ковбоями» 1–15 упал в раздевалке и разрыдался. Он не отступился и в итоге выиграл два Супербоула. Мораль сей басни в том, что некоторые тренеры попадают в профессиональный футбол и понимают, что им больше подходит студенческий. Или, в некоторых случаях, НФЛ мочалит тебя так сильно, что у тебя не других вариантов, кроме как признать это — так было с Грегом Шиано и Бобби Петрино.

Всё это приводит нас к Урбану Майеру, который в новом статусе в «Джексонвиле», вероятно, найдёт все подводные камни, на которые натыкались его предшественники. Повторит ли он судьбу Ника Сейбена или Джимми Джонсона, зависит от того, насколько быстро и в какой мере он сможет адаптироваться. Судьба «Джагуарс» в обозримом будущем зависит от этого.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Jacksonville Jaguars (@jaguars)

В то же время Майер приступает к работе в совершенно другую футбольную эпоху. Всё прошлое десятилетие футбол на всех уровнях — студенческом, профессиональном и других — занимался заимствованием. Когда тренер «Оклахомы» Линкольн Райли посмотрел Супербоул три года назад, он сказал, что как будто увидел игру из конференции «Большая дюжина». Футбол сильно изменился с тех пор, как нападение Спарриера потерпело фиаско. Сейчас оно бы смотрелось нормально.

Как сложится у Майера? Предсказать невозможно, потому что никто — даже сам Майер — не знает, как он отреагирует, когда его схемы столкнулся с защитой, которую он никогда не встречал. Или как он будет справляться с разницей в классе между его командой и командой соперника — такой пропасти он не видел с 2004 года, когда только приехал в университет Флориды. Или как он справится с ограничением на выбор в первом раунде драфта. В «Огайо Стейт» у него было больше игроков, выбранных в первом раунде драфта, чем поражений — 14 против девяти. Студенческий и профессиональный футбол становится всё более неразличим, но препятствия для тренера из студентов, переходящего к профессионалам, остаются. Чёрт подери, да Чип Келли справился с первым препятствием и добился промежуточного успеха в первые два сезона, после чего не сумел улучшить свои схемы, стал самым предсказуемым плейколлером в лиге и бесславно вылетел из лиги. Нанимая Майера, «Джексонвиль» делает рискованную ставку, но она может сыграть, если Майер понимает, во что ввязался.

В прошлом году Майер давал интервью Sports Illustrated и рассказывал, что изучал профессиональный футбол. Он общался со многими бывшими игроками. По его словам, выступавшие за «Нью-Орлеан» с восторгом рассказывали о духе соперничества на тренировках. Были и те, кто говорил, что в их клубах не было командного духа, поскольку не было общих встреч, все общались только по позициям.

«Дело не в том, играют ли они вынос по зонам или используют всю ширину поля, идёт ли речь о трёхуровневых передачах или о перекрёстных маршрутах. Люди порой считают, что в этом всё дело. Так веселее. Это интересно. Но команды побеждают не поэтому. Чтобы понять, почему они побеждают, надо зайти в их раздевалку, пообщаться с игроками, и тогда всё станет ясно. Главный тренер, генменеджер и все остальные работники клуба обязаны привить определённую культуру и наполнить команду талантливыми игроками», — сказал Майер.

То, что Майер на словах сосредоточен именно на этом аспекте — хороший знак. Он не может решить все проблемы, просто переиграв «Чифс» тактически или забрав у них из-под носа более качественных игроков. Кажется, что это очевидный вывод, но слишком много студенческих тренеров горели на этом.

Таких назначений, как Майер в «Джексонвиле», ещё не было. Полным-полно было случаев, когда успешные тренеры из колледжей без опыта работы в НФЛ заскакивали в лигу, а также когда бывшие профессиональные тренеры возвращались с пенсии (среди прочих Дик Вермейл и Джон Груден). Но не было такого, чтобы специалист, всю свою карьеру построивший в колледже, откладывал в сторону микрофон (Майер работал аналитиком на телевидении — Прим. ред.) и возглавлял команду НФЛ. Всего два года назад Майер сказал, что вряд ли будет когда-либо тренировать. А сейчас у него есть возможность выбрать на драфте самого перспективного квотербека Тревора Лоуренса, которого, кстати, он хвалил в телеэфире.

Embed from Getty Images

Это рискованный шаг. За последние три года «Джагуарс» по частям разобрали солидную команду, чтобы начать с чистого листа. Человек, которому они доверяют обозначить новую эпоху, ранее не работал в НФЛ. Дважды (а то и трижды, в зависимости от того, как считать) он завершал карьеру, ссылаясь на проблемы со здоровьем, профессиональное выгорание и желание проводить больше времени с семьёй. С «Коламбусом» он расстался некрасиво. «Огайо Стейт» дисквалифицировал его на три матча в сезоне–2018 за то, как он себя вёл в отношении случаев домашнего насилия от ассистента Зака Смита. После того сезона Майер завершил карьеру в «Огайо Стейт».

Как минимум, период работы Майера в «Джексонвиле» станет одним из самых удивительных экспериментов в современной истории лиги — скучать не придётся. Будет ли игра стоить свеч, полностью зависит от того, как Майер подойдёт к этой работе. У меня есть теория относительно спортивных команд из Майами, моей родины — они отражают саму философию штата «пан или пропал», существуя в бесконечной череде успехов и провалов. Спортивные команды из Флориды неожиданно выходят на пик успешности, после чего проводят несколько лет в полном забвении. Вспомните траекторию успеха местных студенческих команд. Да что там, вспомните самих «Джагуарс», которые за свою короткую историю трижды выходили в финал конференции, но проиграли их все, а за последние 13 лет лишь раз по итогам сезона одержали больше побед, чем поражений. Тот самый сезон явился из ниоткуда и привёл их в Фоксборо, где им не хватило одного шага до Супербоула с Блейком Бортлсом в роли стартового квотербека. Вскоре та команда вернулась туда, откуда пришла. Такие команды летают очень высоко, но падают ещё ниже. Может, это простое совпадение, что в одном штате играют «Марлинс», «Мэджик» и «Бакс» — команды, которые выбираются из болота посредственности раз в десятилетие, чтобы всех удивить. Но если в этом штате что-то и ценят, так это умение рискнуть на полную катушку, даже если за кратким пиком последует многолетний откат. Так уж заведено в нашем штате. Девиз Флориды — когда-нибудь за принятые решения нам выставят счёт, и мы его проигнорируем.

Что же касается футбола, то неудивительно, что Майер выбрал «Джексонвиль» — клуб, в котором у него будет власть, богатый ассортимент выбора на драфте, пространство под потолком зарплат и возможность слепить команду по образу и подобию своему. Выбрать работу с доступом к Лоуренсу — ещё одно доказательство того, как Майер умеет заходить с козырей. В своё время он предпочёл возглавить «Флориду» вместо «Нотр-Дама», хотя был фанатом последних, потому что «Флорида» была готова побеждать, а «Нотр-Дам» — нет. Он доминировал во «Флориде» и «Огайо Стейт» — где ещё так умеют рекрутировать школьников? Каждый год толпа талантливых пацанов выстраивается в очередь за право надеть шлем с их логотипами. В течение нескольких месяцев я слышал, что «Джексонвиль» называют самым лакомым кусочком для тренера в НФЛ. Это даже круче, чем тренировать Джастина Херберта в «Чарджерс», потому что «Джагуарс» дадут полную поддержку от владельца, практически пустую платёжку и драфт-капитал — два выбора в первом раунде этого года.

С тактической точки зрения вряд ли Майер будет катить квадратное и носить круглое. Скорее всего, он попытается использовать атлетические данные Тревора Лоуренса, но не будет превращать того в Тима Тибоу. Скорее всего, активно будет задействован Джеймс Робинсон:

У меня как-то состоялся разговором с Дэном Малленом, координатором нападения «Флориды» при Майере, а ныне её главным тренером. Маллен вспомнил, что шутил раньше, мол, нападением Майера мог бы рулить Пейтон Мэннинг, мягко говоря, не самый подвижный квотербек на свете. Лоуренс куда более подвижен. В 2006 году Маллен встречался с ассистентом «Пэтриотс» Джошем Макдэниелсом, чтобы от лица своих начальников, Билла Беличика и Майера, обсудить тактику. Штаб «Флориды» рассказал «Патриотам» всё о широком построении Майера.

Само собой, Майеру придётся подстроиться. Есть вопросы относительно того, как Майер, который на дух не переносит поражений, будет чувствовать себя в лиге, где даже команды калибра плей-офф проигрывают по шесть раз за сезон. Вот что рассказал один из функционеров в НФЛ в интервью The Athletic:

«Он очень много требует от своих помощников и от игроков. Ему придётся понять, что нельзя требовать столько же в НФЛ. В этом и состоит вызов. Джимми Джонсон через это успешно прошёл 30 лет назад. Ещё одно обстоятельство, с которым Урбану, работавшему в роли тренера и генменеджера в колледже, придётся столкнуться — в НФЛ он будет контролировать меньше».

Embed from Getty Images

У «Джагуарс» уже был позитивный опыт назначения тренеров из колледжей — Том Кофлин, работавший ассистентом в НФЛ в восьмидесятые, ушёл из «Бостон Колледж» и возглавил «Джагуарс» за год до того, как те стали полноценным клубом НФЛ. Уже на второй год Кофлин вывел «Джексонвиль» в плей-офф, и та команда была одной из самых весёлых в конце девяностых. После периода в «Джайентс» Кофлин вернулся в «Джексонвиль» в роли функционера и был куда менее успешен. Майер первым делом попросил об обновлении клубной базы — классический запрос от тренера из колледжей. Вскоре мы узнаем, сможет ли он, в отличие от Сейбена, контролировать свою судьбу. Судьбу «Джагуарс» он уже контролирует.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.