До решающей игры в сезоне НФЛ остаются считанные часы. Совсем скоро по всему миру люди начнут приходить на тематические Супербоул-вечеринки, и наши весьма далекие от Флориды просторы — не исключение.
Город
Время
Калининград, Киев, Рига, Таллинн, Вильнюс, Кишинев
01:30
Москва, Минск
02:30
Самара, Ереван, Тбилиси, Баку
03:30
Екатеринбург, Ташкент
04:30
Омск, Нурсултан
05:30
Красноярск
06:30
Иркутск
07:30
Якутск
08:30
Владивосток
09:30
Магадан
10:30
Камчатка
11:30
На каждой такой вечеринке находятся люди, которые пришли за компанию. Им интересен Супербоул как глобальное явление на стыке культуры и спорта, но смотреть остальной американский футбол нет времени или желания. А может, кто-то решил впервые посмотреть заокеанский вид спорта. Или дать ему еще один шанс.
В любом случае, этот самый простой гайд для просмотра Супербоула — то, что вам нужно.
Зачем вообще здоровые люди (не фанаты овальных мячей) смотрят Супербоул, тем более, в ночь на рабочий понедельник?
Люди обожают находить общие темы для разговора. Чемпионат мира по футболу смотрят не только закоренелые фанатики ногомяча. Евровидение смотрят не для того, чтобы оценить вокальные данные смазливых поп-продуктов. Даже последний эпизод «Игры престолов» смотрело сильно больше народу, чем весь предыдущий сериал (хотя лучше бы наоборот).
Находясь внутри глобальной поп-культуры мы хотим понимать отсылки, шутки, мемы, которые относятся к тому или иному событию. Если вы часто смотрите американские фильмы или сериалы, то наверняка не раз сталкивались с отсылками к их любимому виду спорта и главной игре года. На следующее утро вы сможете листать ленту новостей в полной боевой готовности.
Те, кому вообще не интересен американский футбол — а в Штатах это едва ли не половина от всех телезрителей — смотрят самую дорогую в мире рекламу, музыкальное шоу в перерыве (на этот раз будет The Weeknd) и просто наслаждаются семейным или дружеским сборищем.
Но можно увеличить градус удовольствия, если узнать немного больше про тех, кто играет, а главное — про саму игру.
Из всех людей на поле вам нужно знать хотя бы двоих. Это квотербеки — Том Брэди и Патрик Махоумс
Итак, в самом главном матче года сыграют «Канзас-Сити Чифс» и «Тампа-Бэй Бакканирс». «Чифс» — действующие чемпионы НФЛ, именно они выиграли трофей год назад. Канзас-Сити ждал вожделенный трофей целых 50 лет.
И когда футболисты «Чифс» выйдут из самолета перед игрой, они скажут:
— Знаешь, Тотошка, мне кажется, что мы больше не в Канзасе.
Потому что игра пройдет в Тампе. Впервые за всю историю у Супербоула есть принимающая сторона. Столкнутся два проклятья — очень редко чемпионы Супербоула защищали титул (последний раз — «Пэтриотс» в 2004-м) и вообще никогда не выигрывали команды, для которых Супербоул был бы домашним.
Ни «Канзас», ни «Тампа-Бэй» не считаются какими-то уж очень респектабельными клубами в НФЛ. Большую часть своей истории они существовали где-то на обочине. Про 50-летний перерыв между Супербоулами у «Чифс» я уже сказал, а «Бакканирс» свой единственный приз Ломбарди завоевали в 2002 году, но быстро стало понятно, что это были авторы одного хита.
Особенными эти клубы делают футболисты, которые выступают прямо сейчас. И, в первую очередь, квотербеки.
Всем, кто только погружается в мир американского футбола, лучше начинать с квотербеков. Это самые важные люди на поле — они отвечают за нападение, они всегда на виду, они лидеры своих команд. Да, играют и побеждают здесь, как и везде, командой, но вклад квотербека в общее дело несоизмеримо выше, чем у кого-либо еще.
Супербоул–55 дарит нам поистине королевскую дуэль: уходящий монарх против наследного принца, лучший игрок за всю историю американского футбола против лучшего игрока здесь и сейчас. Между ними 18 лет разницы. Тургенев ин да хаус.
Квотербека «Тампа-Бэй» зовут Том Брэди. Возможно, вы что-то о нем слышали. Он играет в НФЛ уже 20 лет и выиграл ее вдоль и поперек. Он красив, богат, успешен, знаменит и женат на бразильской супермодели Жизель Бундхен. Его карьеру можно разрезать ровно напополам, и обе половинки с первого раза пройдут в Зал славы. По уровню доминирования в американском спорте его совершенно серьезно сравнивают с Майклом Джорданом.
Сейчас поясню на пальцах. Выиграть чемпионский перстень очень сложно. В это межсезонье карьеру уже завершили или скоро завершат такие квотербеки-мастодонты как Филип Риверс и Дрю Бриз. Рассуждали о возможном завершении карьеры Аарон Роджерс и Бен Ротлисбергер. Совсем недавно сошли со сцены братья Мэннинги — Пейтон и Илай. Спроси любого фаната американского футбола, он тебе скажет — да, это легенды.
Ни один из этих зубров не выиграл больше двух перстней за карьеру. Только Ротлисбергер сыграл в Супербоуле трижды, все остальные — меньше. Сколько чемпионских перстней на пальцах у Тома Брэди? Шесть. Да, ему не хватило одной руки. Супербоул в Тампе станет для него ДЕСЯТЫМ в карьере. Парни, попадающие в НФЛ, мечтают за карьеру даже не выиграть, а хотя бы сыграть в одном. Для Тома это просто будничная поездка — я, живя в Карелии, на рыбалку езжу реже, чем он в Супербоул.
Все эти перстни Брэди выиграл в составе «Нью-Ингленд Пэтриотс». Но прошлой весной он, устав от тамошней атмосферы «умри, но сделай», от деградирующего состава команды и от необходимости каждый день общаться с Императором Палпатином в роли главного тренера, ушел на правах свободного агента в «Бакканирс».
Можно ли назвать Брэди самым крутым квотербеком в НФЛ на _данный момент времени_? Нет. Он не способен убежать от соперника, его бросок слабеет, он периодически кидает какие-то странные перехваты. Но, блин, мужику 43 года. Сорок три! Раньше квотербеки выходили в 40 лет на поле только для того, чтобы прямо там и помереть. Брэди в 40 лет за сезон набил 40 пасовых тачдаунов и вывел команду в Супербоул. По части ментальной подготовки, опыту и умению побеждать во что бы то ни стало равных ему до сих пор нет.
Но есть Патрик Махоумс, квотербек «Канзас-Сити». Он пришел в лигу в 2017 году. Первый год сидел на скамейке запасных и прилежно учился у старших. А когда вышел на поле, то убрал весь чемпионат, не сильно напрягаясь. В первый полноценный сезон он взял награду MVP (лучшему игроку сезона), забросив 50 тачдаунов. Во второй — вывел «Чифс» в Супербоул и стал MVP уже финальной игры.
У Махоумса шикарный бросок, он замечательно читает защиту, способен уходить от давления и продлевать розыгрыши. Самое главное, он периодически выкидывает трюки, от которых орут даже фанаты со стажем. Вот как в обычном футболе в свое время поражал Роналдиньо — когда он был на поле, не проходило ощущение, что в любой момент может произойти маленькое чудо. Вот так и с Махоумсом.
Хотя если мы уж начали сравнивать рукамячистов с ногомячистами, то стоит вспомнить и Месси. Пока на прошлой неделе не были опубликованы детали контракта Месси с «Барселоной», я искренне считал Махоумса самым высокооплачиваемым спортсменом на планете, потому что перед сезоном «Канзас-Сити» выдал ему 10-летний контракт на 500 миллионов долларов.
Это два очень разных бойца. Старая школа против новой, величие против перспективы, победный дух против вау-эффекта. Выбирайте, что вам больше по душе. И не спускайте с них глаз.
Куда смотреть во время игры, чтобы не упустить самое главное. Вам не нужно знать все правила, чтобы кайфануть от игры
Из личного опыта: смотрю НФЛ больше 10 лет. Основные 80% правил понял за первый месяц. Отдельные нюансы узнаю до сих пор. Но основную суть понял в первый же просмотр, правда, при помощи более опытного товарища. Очень здорово, если рядом с вами будет опытный человек, который сможет спокойно ответить на любой вопрос об игре. Но, в принципе, можно обойтись и без него.
Раз уж мы обрисовали квотербеков, давайте от них и будем плясать. Повторюсь, это самый простой способ внедрения в игровой процесс.
После того, как будет произведен первый начальный удар (и комментатор скажет: «AND WE’RE UNDERWAY». Ну, или «Поехали» голосом Хайтовского), на поле выйдет тот или другой квотербек в окружении десяти товарищей. Это команда нападения — та, что владеет мячом.
У нападения две задачи. Задача-максимум — убежать с мячом в зачетную зону соперника или поймать мяч в зачетной зоне соперника, чтобы заработать тачдаун. Задача-минимум — пройти дистанцию минимум в 10 ярдов за четыре попытки. Если ты прошел 10 ярдов, тебе дают еще четыре попытки на прохождение следующей такой же дистанции. И так, пока не зайдешь в зачетную зону или не потеряешь мяч.
Набирать ярды в нападении можно двумя способами — квотербек либо бросает мяч по воздуху на принимающего, либо отдает его находящемуся позади (или рядом) бегущему, и тот уже сам бежит вперед. Есть еще смешная третья опция, когда квотербек получает мяч и бежит с ним сам — это вы можете увидеть в исполнении Махоумса, но не в исполнении Брэди.
Что делает в это время соперник? Все, что в его силах, лишь бы не дать нападению набрать ярды. Часть защитников с началом розыгрыша бежит на квотербека, чтобы как можно быстрее припечатать его мордой об газон. Чтобы этого не произошло, в нападении перед квотербеком выстраиваются пять-шесть очень увесистых мужчин, которые блокируют защитников и дают своему квотербеку время на принятие решения — обычно буквально пару секунд. Другая часть защитников прикрывает тех, кому может быть адресована передача.
Ну, и понятно, что в любой ситуации защитники пытаются поймать человека с мячом, кто бы он ни был. Причем, не просто поймать, а желательно выбить у него из рук мяч и накрыть на земле. Мяч в американском футболе — вещь непостоянная, переходит из рук в руки. Вот летит он в руки принимающему от квотербека, но если защитник успел первым и перехватил его — тогда команды меняются местами, и теперь обороняющаяся команда нападает и наоборот.
В этом противостоянии нападения одной команды и защиты другой, собственно, и заключается основной процесс игры.
Но давайте еще немного напряжемся и запомним про количество попыток. Как я сказал, надо пройти минимум 10 ярдов за четыре попытки. Что будет, если не прошел? Вот четвертая попытка, надо пройти два ярда, квотербек бросает мяч, и его никто не ловит. Тогда команды меняются составами (нападение — защита), и соперник начинает прямо с точки броска.
А что, если эта самая точка находится слишком близко к твоей зачетной зоне? В этих случаях команды на четвертой попытке не играют мяч, а пробивают пант — выходит специально обученный человек (его, правда, за человека никто не считает) и пинает снаряд далеко вперед. Пусть оппонент оттудова начинает.
Бывает, что ты уже прошел половину поля, но три попытки сыграл так себе. Вместо того, чтобы рисковать остаться ни с чем, можно вызвать другого специально обученного человека (его тоже никто не уважает), чтобы он пробил мячом по воротам. Если попадет — команда получает три очка. Это в два раза меньше, чем за тачдаун, но лучше, чем ничего.
Набор очков в американском футболе с непривычки кажется вообще рандомной штукой. Вроде только что одна команда вела в 10 очков, бац — и уже проигрывает. И это вы еще «Атланту» не видели!
Но ко всему привыкаешь. Даже к рваному ритму игры, который так непривычен после обычного футбола и других командных видов спорта. Просто воспринимайте американский футбол как живые шахматы. Только ходят в нем оба гроссмейстера одновременно и сразу несколькими фигурами, у которых остается пространство для самостоятельных решений. С шахматами у американского футбола больше общего, чем с ногомячом.
А когда выспитесь в понедельник, не забудьте рассказать, помог ли вам этот гайд, как вам понравился Супербоул и простил ли вас начальник за отгул.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.