Впервые Том Брэди и Дрю Бриз встретились во время тоскливого матча конференции «Большая десятка» в октябре 1999-го. «Пардью» играл так плохо (принимающие «Бойлермейкерс» выронили 10 передач), что главный тренер команды Джо Тиллер пообещал после игры найти своего коллегу из бейсбольной команды. «Я позаимствую его бейсбольную биту, и кое-кому прилетит между глаз», — заявил Тиллер. Издание The New York Times отметило, что из-за этой игры Дрю Бриз не стал рассматриваться как претендент на приз Хайсмана.

Главным достижением Брэди в матче, выигранном «Мичиганом», стало то, что он не пустил на поле своего конкурента на позиции Дрю Хенсона. Ни для кого этот матч не был особенным. Всем было наплевать на него. Кроме, разумеется, Тиллера.

Тем временем в профессиональном футболе происходили серьёзные изменения. Дэн Марино проводил последний сезон, а Джон Элвей завершил карьеру за полгода до этого. За неделю до матча «Пардью» — «Мичиган» в последний раз на поле вышел Стив Янг. Брэди выбрали на драфте в 2000 году; Бриз пришёл через год — вместе они помогли заменить вышеуказанных квотербеков, а затем играли так долго, что стали делить поле с теми квотербеками, которые заменят их самих.

Сегодня ночью лицом к лицу сойдутся два квотербека, которые определили образ одной эпохи, а затем задержались, чтобы посмотреть на другую. Они изменили игру и адаптировались к ней, когда она изменилась ещё раз. Они уже не лучшие квотербеки в американском футболе, как было когда-то, но они всё ещё здесь.

Невозможно было предсказать, что их встреча в Энн-Арбор станет неким порталом в последующие 20 лет футбола НФЛ. Обоих не выбрали в первом раунде драфта, а сама игра не была увлекательной и не предвещала великого будущего, как в знаменитом противостоянии Бейкера Мейфилда и Патрика Махоумса в 2016 году. Та встреча, завершившаяся со счётом 66–59, была похожа на сцену из фильма «Назад в будущее», когда вымышленный кузен Чака Берри звонит музыканту, чтобы поведать ему о рок-н-ролле. В истории студенческого футбола были и другие игры, предвосхитившие будущее — взять хотя бы дуэль Ламара Джексона и Дешона Уотсона в 2016-м. Но схватка Бриз-Брэди была не из их числа.

И в то же время матч «Бакс» против «Сейнтс» в дивизионном раунде — историческое событие. Брэди и Бриз — два лидера в НФЛ по пасовым ярдам за карьеру, каждый набросал на 7 тысяч ярдов больше, чем кто-либо другой в истории. Когда они только попали в лигу, первые места в этом рейтинге занимали Марино и Элвей. В отличие от них, Бриз и Брэди выступают так долго, что пересеклись с игроками, которые побьют их рекорды в будущем — Махоумс, к примеру, набирает за игру на 28 ярдов больше, чем Бриз. Но Брэди и Бриз помогли изменить игру таким образом, что Марино и Элвей выпали из топ-5 в списке лучших распасовщиков.

Embed from Getty Images

Когда Брэди и Бриз попали в НФЛ, Марино был единственным, кому удалось пробить отметку в 5 тысяч пасовых ярдов за сезон. Брэди один раз превзошёл достижение Марино, Бриз — четыре. Лучший результат за сезон в карьере Элвея — 4,030 ярдов. Это был 35-й показатель в списке за всю историю до того, как в лигу пришёл Брэди. Теперь он 185-й по счёту.

Было бы глупо утверждать, что таких игроков в лиге больше не будет, потому что они уже здесь — просто дождитесь итоговых показателей Махоумса и Дешона Уотсона за карьеру. Брэди и Бриз нарисовали дорожную карту для тех, кто намерен продолжать побеждать в зрелом возрасте. Перед матчем с «Сейнтс» Брэди пошутил про то, что игру должен показывать канал History, а значит, он настолько стар, что уже юморит в жанре «папкины шутеечки» (имеются в виду dad jokes — жанр юмора, который, как считается, веселит только мужчин среднего возраста с детьми, часто основан на игре слов или каламбурах — Прим. ред.).

Нынешнее поколение зрелых квотербеков полностью изменило динамику футбольных карьер. Я называю таких «вечными квотербеками», но в случае с Брэди это звучит слишком слабо. Брэди — это футбольный Доктор Кто, пронзающий толщу пространства и времени и регенерирующий, когда нужно приспособиться к новым обстоятельствам. Конечно, аналогия не буквальная. В одном случае мы говорим о бессмертном путешественнике во времени, который всякий раз одерживает победу; в другом случае мы говорим о «Докторе Кто», британском телешоу. Брэди пережил три разных футбольных эпохи и в каждой из них добивался успеха.

В этом сезоне изменились оба, просто по-разному. Брэди в 43 года адаптировался к системе Брюса Эриенса, выдав потрясающие 9.1 ярда за передачу по воздуху — в прошлом сезоне за «Пэтриотс» он набирал только 7.6. Сезон–2020 вошёл в его персональный топ-5 сезонов по пасовым ярдам за карьеру, а по числу дальних передач он и вовсе лучший.

Бриз в 41 год даже по своим стандартам бросает очень короткие передачи — 6 ярдов за передачу по воздуху, это меньше, чем 6.4 ярда в прошлом году и 7.1 ярда в позапрошлом. Ни один игрок в этом сезоне не бросал мяч на расстояние 20+ ярдов чаще, чем Брэди. Бриз — 32-й в этой категории, он бросил меньше дальних передач, чем Дак Прескот, для которого сезон закончился на пятой неделе.

В то же время у Бриза пять тачдаунов на дальних передачах и ни одного перехвата (лишь у четырёх игроков стартового состава нет ни одного перехвата на дальних передачах). У Брэди же 12 перехватов, но вспомнить, насколько нападение Эриенса подвержено тёрноверам, можно сказать, что Брэди выступил отлично. Как написали в ProFootballFocus: «Брэди снижает риски у сверхрискованного нападения Эриенса».

Embed from Getty Images

В воскресенье Брэди и Бриз сойдутся в третий раз за сезон, и впервые в плей-офф, что неудивительно, учитывая, что они провели большую часть карьеры в разных конференциях. Они были близки к тому, чтобы встретиться в Супербоуле два года назад, но не замеченная судьями помеха ловле стоила «Нью-Орлеану» победы в финале НФК. Им удалось наверстать упущенное после того, как Брэди переехал на Юг НФК, и их встреча, скорее всего, будет последней — ожидается, что Бриз по окончании сезона завершит карьеру и станет комментатором.

Это противостояние самых возрастных квотербеков в истории, но это определение лишь формальность — встречаясь с другими зрелыми разыгрывающими, Брэди буднично переписывал подобные рекорды. Всего два года назад рекордной по суммарному возрасту квотербеков стала встреча Брэди с Филипом Риверсом, которого «Чарджерс» выбрали на драфте в 2004 году на замену Бризу.

Брэди и Бриз покинут футбол не таким, каким они его встретили. Оба квотербека помогли провести спред-революцию в НФЛ. Нападение «Пардью» с Бризом на позиции квотербека довело до ума концепт Тиллера о «баскетболе на футбольном газоне». «Пэтриотс» образца 2007 года заимствовали идеи возглавлявшего тогда «Флориду» Урбана Майера о том, как использовать всё пространство поля.

Ни Бриз, ни Брэди не способны работать в современной версии спред-нападения, поскольку обоим не хватает мобильности, но они стояли у истоков его появления в НФЛ. Десять лет эксперты потратили на споры, но теперь всем очевидно, что студенческое широкое нападение выместило то, что называлось «про», а Бриз и Брэди продолжили стоять в первом ряду.

Embed from Getty Images

В остальных матчах плей-офф в этот уикенд будет играть, в основном, молодёжь. В АФК в старте выйдут два 24-летних и 25-летних квотербека, которые с самого детства развивались в принципиально иных системах нападения, нежели Бриз и Брэди. Даже Аарон Роджерс, старик по сравнению с другими разыгрывающими в плей-офф, на шесть лет моложе Брэди.

Весь успех нападения связан с пасовым взрывом, произошедшим в 2011 году. С этого момента начался рост результативности, который обеспечили правила, потворствующие нападению, ограничения по времени тренировок и так далее. Брэди и Бриз получили преимущество, которого не было у их предшественников, но они настолько талантливы, что оно им и не требовалось. 

2011-й — это начало новой эры в футболе нападения. Неудивительно, что самыми успешными распасовщиками в том сезоне были Бриз и Брэди. То, что футбол настолько изменился за время их карьер можно сравнить с тем, как Первую мировую солдаты начинали верхом на лошадях, а закончили — в танках.

Можем ли мы извлечь какие-то уроки из карьер двух квотербеков? Конечно, хотя и не очень много. Они извлекли выгоду из сотрудничества с двумя классными тренерами. Тренер «Нью-Орлеана» Шон Пейтон разработал вместе с Бризом одну из самых эффективных и умных версий нападения в истории. Билл Беличик больше известен как защитный тренер, но он сделал несколько важнейших вещей за то время, что Брэди выступал в «Нью-Ингленде». Во-первых, он, само собой, собрал и натренировал одноклубников Брэди, но также и дал ему подсказки относительно того, что защита соперника будет делать против него.

Embed from Getty Images

Бывший ассистент «Пэтриотс» Дин Пис в этом году рассказал, что Беличик на занятиях для защиты проводил меньше часа.

«Беличик проводил выдающуюся работу с Томом. Когда мы играли с «Джетс» или с кем-нибудь другим, он садился рядом с ним и говорил: «Вот куда надо смотреть. Вот что тебе показывает сейфти. Вот что показывает лайнбекер». Это такое подспорье, когда тренер высочайшего уровня проводит время с твоим квотербеком и учит его читать защиту», — сказал Пис.

Ещё одна общая черта — неувядающий дух соперничества и поразительная работоспособность, хотя это часто встречается среди великих квотербеков. Бывшие одноклубники Брэди рассказывали, как он на обычной июньской тренировке бесился из-за брошенного чуть мимо паса. Дублёры Бриза вспоминали, как тот относился к простому прогону как к четвёртой четверти Супербоула. Всем этим никого не удивишь — таковы все звёздные квотербеки, но только потому, что это входная дверь на вершину профессии.

Но главное сходство в том, что оба игрока оказались в лиге в нужное время и правильно распорядились этим временем. Они понимали, как вплести себя в большое футбольное полотно. Здорово будет посмотреть на 43-летнего Махоумса и рекорды, которые он к тому времени установит. А также, как он будет смотреться в матче плей-офф сезона–2038 против Брэди.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.