Удивительно, с какой лёгкостью Филип Риверс снял футбольную форму и положил её на полку.

Он не объявлял сезон–2020 своим «последним родео», а в прощальном письме острил и отказался от любого намёка на пафос.

Даже великие квотербеки, кому гарантирован билет в Зал славы, порой напоминают того персонажа из «Дороги ярости», что прыскал себе на лицо из баллончика с краской и прыгал в неизвестность с воплем: «Запомните моё имя!».

Пока ты играешь в НФЛ, ты нарабатываешь кредит узнаваемости. Когда заканчиваешь, он расходуется. С каждым днём всё ближе к уровню: «Кто-кто? А, ну вроде был такой, сейчас проверим в Википедии».

Как хороший мужик — не профессия, так и хороший квотербек — не репутация.

Серьёзно, кого мы помним? Чемпионов, и то не всех. Кто был квотербеком «Балтимора» в золотом сезоне–2000? А «Тампы» в 2002-м?

Порой мы даже лучше помним тех, кто бессовестно провалился на высшем уровне. Джонни Мэнзела, Джамаркуса Рассела и Джино Смита вспомнит больше людей, чем каких-нибудь добротных, но не выдающихся разыгрывающих, которые по всем параметрам превзошли бастов на поле.

И, конечно, меметичных героев эпизода, актеров одной роли. Тим Тибоу, Марк Санчез, с оговорками Райан Фицпатрик.

Риверс не входит ни в одну из этих категорий. Или каких-либо других.

У него уникальная манера броска — молодых квотербеков тренеры бьют по рукам за подобную технику. У него уникальная манера трэш-тока — без единого оскорбления. У него детей больше, чем попаданий в Пробоул, и если это не кажется вам удивительным, то напомню, что Риверс попадал в Матч всех звёзд восемь раз.

В прощальном заявлении Филип вспомнил, как 13 лет назад играл в финале конференции с порванной крестообразной связкой колена. Во второй половине нулевых — по сути, на заре карьеры Риверса — у него были наилучшие шансы на перстень.

К 2008 году его главные однодрафтники уже были при перстнях — Ротлисбергер выиграл в 2005-м, Илай в 2007-м. И тогда казалось, что Риверс вот-вот к ним присоединится.

Должен был побеждать в 2006-м, в свой первый сезон в старте, когда Ладейниен Томлинсон взял MVP, но ту выдающуюся команду дважды переехал «Нью-Ингленд». 

В 2010-м у «Чарджерс» было лучшее нападение и лучшая защита в лиге, но команду буквально похоронили собственные спецбригады. Это не преувеличение, ничего более странного я до сих пор в НФЛ не видел.

А там, чем дальше, тем меньше шансов выиграть Супербоул. В XXI веке всего три квотербека брали перстень после 30 лет — Том Брэди (исключение из всех правил), Пейтон Мэннинг (в роли живой мумии в сезоне–2015) и Брэд Джонсон (вот кто выиграл за «Тампу» в 2002-м!).

Уилсон выиграл свой перстень семь лет назад. Роджерс — десять. Бриз — одиннадцать. Ротлисбергер — двенадцать. Да если бы Брэди не потреблял авокадо в промышленных масштабах, то мог закончить с тремя перстнями, выигранными до тридцатника. Война — дело молодых, лекарство против морщин.

Внешние обстоятельства подводили Риверса с самого начала его профессиональной карьеры. Он должен был оказаться в «НЙ Джайентс», если бы семейка Мэннингов не устроила бойкот.

Сан-Диего считался такой дырой, что от него отказались сразу два квотербека, выбранных под общим первым номером — Майкл Вик в 2001-м и Илай Мэннинг в 2004-м. За семь сезонов до драфта–2004 «Чарджерс» пять раз финишировали последними в дивизионе и добились результата 35–77.

Следующие семь сезонов после выбора Риверса: 66–36, пять первых мест в дивизионе. За это не дают наград, но Риверс собственноручно превратил одну из худших команд в лиге в одну из лучших.

Он не был стабилен по ходу своей карьеры, но всегда возвращался после неудачных сезонов. Никогда не играл в Супербоуле, но имеет респектабельные показатели в плей-офф. И ушёл на своих условиях, когда всем было понятно, что он всё ещё способен добиваться многого с хорошей командой.

Будет теперь тренировать школьную команду своего сына, как когда-то его же тренировал отец. Семейные ценности перевесили иллюзорный шанс на признание.

Попадёт ли он в Зал славы? Ну, Дэн Фаутс, Джим Келли, Дэн Марино, Уоррен Мун и Фран Таркентон попали. Хотя все не окольцованные.

В топе по пасовым ярдам за карьеру только Бриз, Брэди, Пейтон и Фарв. В топе по пасовым тачдаунам те же. По числу матчей, проведённых в стартовом составе подряд, опередил только последний.

Есть районы Крайнего Севера, а есть районы, приравненные к районам Крайнего Севера. Филип Риверс, в моём понимании, это квотербек, приравненный к великим.

Через шесть лет, когда вы увидите, как какой-нибудь новичок вдруг сделает смешной боковой пас, и захотите напомнить собеседнику о прецеденте, то скажете:

— Блин, а был ведь такой уже… Этот, как его *щёлк-щёлк* Ну, как же, за «Чарджерс» вроде играл. Или за «Кольтс»? Ща-ща…

Риверс. Филип Риверс.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.