Вчера прошла очередная сессия аккредитации нашей федерации. Эмоций много… «Эмоций много. Результата нет», — пожалуй, именно так можно назвать жизнь американского футбола в последнюю декаду лет, или, что важнее, именно так думает о нас Минспорта. Самое грустное, что я с ними согласна. Я говорю про последний десяток лет только потому, что сама воочию наблюдаю за процессом снаружи и изнутри именно такой срок. Для Министерства это уже третий десяток, и, как я поняла, кроме единовременного пика ошеломляющего успеха ДЛАФ, которым, к сожалению, так и не смогли воспользоваться, все три десятка прошли под этим лозунгом.

Тем, кто открыл эту статью, только чтобы узнать результат аккредитации, донесу «радостную» новость: нам продлили «наделение правами» аж до октября 2021 года. Продлили со словами «Федерации мы говорим «нет», а Вам, молодой человек, мы говорим «да», но ненадолго». А далее будут мои личные размышления на тему, что же будет дальше — на основании наблюдений прошлого, ибо я абсолютно солидарна с Михаилом Ломоносовым в идее, что «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Прошлое

Власть в нашем маленьком мирке меняется куда чаще власти в государстве, поэтому мне довелось застать четыре варианта: Виктор Иванов, Артем Поляков, Кирилл Завьялов и Артем Роговой. Дольше всех был Иванов, но сказать мне нечего. Хотя по факту ушёл он недавно, заслуги юниорского пика, конечно, были бы неоценимы, если бы не были так бесследно слиты в трубу. Да и не видела их я лично, только наслышана.

Поляков был первопроходцем так называемых деятелей, что устали сидеть и наблюдать за ничем Иванова и попробовали что-то менять. В итоге его выгнали, как плешивого пса, за то, что он обворовал народ, не отчитался как следует и вообще ничего не сделал. Здесь с этим самым народом я не согласна, ибо для меня Поляков одна из весомых личностей футбольного сообщества России, именно с него началась наша «оттепель». Он впервые собрал клубы раскиданной географии в один турнир, понимал важность красивой обёртки и действительно практически оформил симпатичный продукт из нашего дворового спорта. Он пришёл из футбола с круглым мячом, которому на сегодня будет уже больше века только в нашей стране, и брал «рабочие» схемы и модели из него, не подумав, что нельзя применять техники развитого и успешного вида спорта к виду, проходящему затяжное становление. Что греха таить, мы несколько застряли в развитии где-то в пубертатном периоде. Дальнозоркость Артема была направлена немного не туда, поэтому он начал ремонт этой «пирамиды» с верхней ступеньки и, естественно, проиграл. Банально, ему не хватило прагматичности и практичности, инженерных знаний в построении социальной системы и опыта работы с документацией. Он просчитался. А когда ты просчитался, очень трудно отчитаться. Затем начались долгие междоусобные войны на тему «Почему всё не так, как на картинке обещали, кто виноват, где наши деньги» и куча мнений, как надо было на самом деле.

Артем Поляков после окончания финала ЛАФ, 8 октября 2016г. Фото: Михаил Клавиатуров (First & Goal)

Войну эту с весомой поддержкой СМИ выиграл Завьялов, предложив альтернативный почти такой же вариант развития событий, но с меньшими взносами (настолько мала была разница, что я и не вспомню её точно), зато без обёртки от слова совсем. И вроде бы ничего, можно пережить, только вот и произошло по факту ничего, и наш уже вроде собранный турнир и система начали потихоньку разваливаться и мельчать, даже несмотря на то, что клубам нужно было платить теперь меньше. Ведь вроде как именно разорение клубов было причиной этой затяжной войны-революции в микрообществе. Попав в руководство федерации, Кирилл был шокирован замшелостью состоявшихся руководящих органов и их «функционированием», что не дало ему претворить в жизнь планы на развитие и вышло ровно наоборот. Это действительно очень весомый фактор, но Артем работал в таких же условиях, просто не озвучил этого, хотя как по мне, такие само собой разумеющиеся вещи и не стоит озвучивать, как минимум потому, что дальше обязательно нужны действия. И вновь началась междоусобица, практически с теми же лозунгами, но отбросившая нас во времена феодальной раздробленности по развитию. Потому что никто уже никому не верил и лучшим способом было вернуться всем в свои песочницы и играть по своим правилам. Нужно отметить, что жили мы неплохо в этот момент: мячик летал, команды разъезжали, даже сборные собирали, правда за свои деньги и с планом на коленке, тут уж как в старом анекдоте «как смогла». Аккредитация уже истекала. Аналогично и аккредитация регионов, которые «хорошо живут». А нет аккредитации в главной федерации – нет и на местах. И тут уже до людей начала доходить несостоятельность праздной жизни дворового спорта. Жаль только, что основные силы начали тратиться вновь на поиск виновных и политические социально-сетевые протесты против власти.

Настоящее

Тут пришёл Артемий Роговой, эдакий бравый атаман московских «Спартанцев» с шашкой наголо и с лозунгом «Со «Спартанцами» получилось — и с федерацией смогу»! Нужно отметить, что со «Спартанцами» у него и впрямь получилось, и он сделал одну очень правильную вещь: собрал феодальную раздробленность в одно целое, сохраняя главное феодальное правило «вассал моего вассала не мой вассал». Не тянул одеяло в сторону, использовал слово «мы». По крайней мере, так декларировалось. Аккредитацию не получил, так как кредит доверия к американскому футболу подисчерпался на его веку, но дали возможность на целый год пользоваться правами. Также в плюсики запишу, что были проанализированы ошибки предыдущих лидеров, но со свойственной Роговому крайностью был сделан вывод: поступить строго наоборот. Начал с системы, организации на высших уровнях, совершенно забыв про картинку. А ведь мы всё ещё находились в феодальном уровне развития, и народу нужно хлеба и зрелищ, без зрелищ хлеб в глотку не лезет. Сформирован самый крупный чемпионат за всю историю, хоть он и бьётся на несколько уровней развития, что, на мой взгляд, даже лучше. Привлечены в федерацию первые деньги извне, всех привели к единой системе взносов и даже всё через расчётный счёт, чтобы была возможность отчитаться в будущем. Всё бы хорошо, если бы у Артемия не был идолом Сталин, а декларируемое правило «вассал моего вассала не мой вассал» соблюдалось не только декларативно.

Я назвала себя «наблюдателем изнутри», хоть и занимаю некую должность в нынешнем управлении, но когда пишу это, мне смешно становится. Просто потому, что, во-первых, женский футбол никому не интересен, это горькая правда, с которой я давно смирилась, а во-вторых, если у тебя что-то работает и не вызывает вокруг себя шквал социального протеста и не требует помощи, то всем кажется, что ты абсолютно ничем не занят. И меня всё это не то чтобы не трогает, даже устраивает. Тут, кстати, не удержусь передать привет или сказать спасибо женским московским командам, что у нас получилась такая командная работа вместо войны, и, конечно же, своей команде, которая даёт мне такой тыл. У меня нет каких-то амбиций или гордыни, я никогда не хотела бы становиться на место перечисляемых мною личностей или вообще на руководящие должности, я в это умею, но не очень люблю, если честно. Мне нравится заниматься своим делом спокойно, опираясь на людей в том числе и из соседнего окопа, наблюдая, как оно, что-то общее и значимое для некой группы лиц, растёт и развивается хоть и малыми, но уверенными шагами. Мне не нужны регалии или признание, мне нужны возможности, чтобы продолжать делать то, что люблю. Тратя своё время на это вместо построения карьеры или семьи, доплачивая людям, у кого есть желание что-то делать, чтобы становилось лучше – всё это несколько мазохистски, но мне это нравится, чёрт возьми, это мой осознанный выбор. С работой у меня тоже всё хорошо, и я, наверное, стала уже слишком стара, чтобы кидаться на амбразуры.

Артемий Роговой. Эпизод товарищеского матча «Киборги» – «Спартанцы», 9 апреля 2017 г. Обнинск, Калужская область. Фото: Михаил Клавиатуров (First & Goal)

У меня есть определенный ряд претензий к Артемию, которые я не ленюсь/не боюсь периодически ему высказывать, но на сегодня это тот человек, который сделал для сообщества больше всего из тех, что я видела, и это тот человек, у которого есть время, возможности, упорство и амбиции, чтобы сделать больше. Собственно, последний шанс Минспорта дали не нам, а его личности. Я была там, когда замминистра спорта РФ Одес Хасаевич Байсултанов со свойственными ему акцентом, характером и прямо декларируемой нелюбви к англо-саксонским видам спорта выдал фразу, что я привела выше — то есть, этот сраный шанс нам дали только из-за рьяной борьбы Рогового и закуса на вопросно-ответном этапе аккредитационной сессии. Как бы он и его методы ни отталкивали. А теперь к самому грустному — к этому самому последнему шансу…

Будущее

На самом деле, хоть мой опус написан с немалой долей иронии, все, о ком я говорила, вызывают у меня уважение. За то, что не боялись ошибаться, не только говорили, а брали и делали. Ошибки — это лишь опыт и базис правильных поступков в будущем. Меня искренне бесит активная позиция, декларируемая нашим обществом, с отсутствием действий при этом, хотя бы малейших, здесь, вокруг себя. На этом останавливаться не буду, а то Остапа понесёт ещё дальше, перейду сразу к делу.

На этой сессии все члены комиссии были ошеломлены результатами годовой работы. Вопросы были только уточняющие, слышались даже похвалы, но есть краеугольный камень, с которым, думаю, встретились и предшественники (я не лицезрела аккредитационную сессию) — аккредитованные региональные федерации. Что бы мы ни сделали в этом году, если через полгода (именно столько нам отвели на последний шанс) у нас не будет аккредитованных (!) региональных федераций в количестве не менее 60% от имеющихся сейчас и не будет открыто новых, чтобы мы дотягивали до пункта «половина субъектов РФ», считайте, что вашего спорта никогда и не было. И не будет. Они так прямо и сказали, это практически цитата. Было ещё много чего сказано, с чем я, к сожалению, не нашла в себе аргументов не согласиться, но это уже другая история. И дело тут вовсе не в названии нашего спорта, хотя с другим нам было бы легче, а в систематическом недотягивании до стандартов и постоянном кредите доверия, что эти 30 лет нам предоставлялся. И знаете, мне плевать, кто именно будет за рулём дальше, если ничего не будет для возможности развития детского спорта и сборных. Можете, конечно, сказать, что и сейчас ничего нет. Со сборными скорее да, чем нет, но есть реальные шансы; с детским спортом скорее нет, чем да — есть тренеры на ставках, есть детские секции и т. д. Только вот больше этого не будет. У нас заберут аккредитацию раз и навсегда. Может, не навсегда, но на десяток лет, и не думаю, что у кого-то хватит сил или желания поднять это через такой срок. Затем по причине неаккредитованности основной федерации не продлят аккредитации региональные, затем сократят ставки и финансирование в тех немногочисленных регионах, где это есть. Да и спонсоров те команды, что имеют, тоже потеряют за неимением продукта. Кто будет делать что-то в условиях полной бесперспективности?

О чем говорить, нет аккредитации даже у Москвы! Зимой мы собирали все московские клубы, все проговорили, чего они хотят и что нужно делать, но на вопрос, кто займётся МФАФ, все (!) ответили что-то вроде: у меня свой клуб, нет на это времени. Неужели вы не понимаете, что пока прячетесь за стенами своего клуба или своей региональной федерации, вы рискуете потерять даже то немногое, что у вас есть? Почему мне, руководителю женского футбола, который не признан просто потому, что не дотягивает до стандартов признания — да и глупо этим заниматься, если мы сейчас играем в ящик — важна эта аккредитация, а вам, играющим клубам, жалующимся на отсутствие званий в нашем спорте и на недофинансирование признанного вида спорта, нет?

Отчетно-перевыборная конференция ФАФР в феврале 2020 г. Москва, Россия. Фото: Юрий Марин (First & Goal)

Я обращаюсь к неаккредитованным федерациям: Астраханская область («Гладиаторы»), Волгоградская область («Коршуны» и «Сталинград»), Калининградская область («Янтарные Ястребы»), Московская область («Витязь»), Новосибирская область («Стальные Крылья»), Орловская область («Орлы»), Республика Башкортостан («Волкодавы»), Респулика Крым («Тавры»), Республика Саха (Якутия) («Ботуры»), Севастополь («Титаны»), Ставропольский край («Камни»), Томская область («Воины»), Удмуртская Республика («Динамо»), Ульяновская область («Часовые»), Хабаровский край («Гризли» и «Легион-27»), Челябинская область («Скауты»), Ярославская область («Бунтари») — найдите в себе силы не только противодействовать, но и действовать! Аккредитацию получить не так сложно: нужно просто научиться играть в «бумажки», иметь терпение, чтобы ходить к своим министерствам, знакомиться, учиться и построить взаимодействие, упрятать в себя чрезмерное ЧСВ и протест, когда вам говорят, что и как вы делаете не так в какой бы то ни было форме. Да, на вас не посыпятся с неба блага после первого похода и даже после первого года, но если вы сможете учиться, они придут позже, вы сможете платить своим тренерам не из своего кармана, готовить кадровый резерв юниорами, получать льготные или бесплатные поля для игр. Просто подумайте о будущем. Если не верите мне, спросите у своих коллег, кто научился. Кушнир, Жернаков — это наиболее известные фамилии с большим опытом, но есть и «новички» вроде Тулы, Вологды. Это всё реально, просто, как что-то по-настоящему стоящее, требует усилий и времени. И прошу вас, не верьте своим руководителям, кто говорит, что это невозможно, а во всём виновата ФАФР. Посмотрите опять же на коллег, им же ФАФР не навредила в их сегодняшних возможностях. Делайте, беритесь сами, просто начните, нужна будет конкретная помощь — обращайтесь, не бойтесь выглядеть глупо или смешно, это вовсе не так! Для тех, кто до сих пор не понимает смысла и необходимости, можете писать мне лично, я постараюсь донести. Возможно, на более понятном языке, чем те, кто делал это раньше. Возможно, даже чем-то помогу. Но я не буду делать это за вас, и никто не будет. Просто потому, что нужно вашими ножками ходить в ваше министерство. (P. S. Если и впрямь надумаете мне писать, напишите первым в сообщении АМФУТ, чтобы не затерялось сообщение от незнакомых мне людей).

Я обращаюсь к московским клубам: «Спартак», «Драконы», «Юнайтед», «Патриоты» — не ждите, что за вас сделают Роговой и Венжега. У нас банально может не хватить уже сил и времени, возьмите на себя что-то!

Я обращаюсь к зарегистрированным отделениям: Владимирская область («Мустанги»), Воронежская область («Могучие Утки»), Ленинградская область («Луга»), Нижегородская область («Рэйдерс-52», «Апачи»и «Бронкос»), Пензенская область («Фениксы»), Приморский край («Дикие Панды»), Республика Татарстан («Моторы» и «Бульдоги»), Саратовская область («Авиаторы»), Тюменская область («Черные Соболи») — вы уже встали на этот путь, вы сделали первые самые трудные шаги, вы огромные молодцы, найдите в себе силы добраться до финиша! Потому что в минспорта над нами посмеялись и прямо сказали, что «зарегистрированные отделения — это ни рыба, ни мясо». Вот когда будет региональная федерация, тогда будет о чём говорить. Да, то что вы уже сделали, снизит ваши взносы в этом году, но не сможет пока дать будущее ни вам лично, ни нам всем.

Я обращаюсь к уже зарегистрированным и хорошо работающим федерациям: Брянская область («Спартак»), Вологодская область («Викинги»), Калужская область («Киборги»), Краснодарский край («Бизоны»и «Адмиралы»), Пермский край («Тигры»), Республика Карелия («Оружейники»), Самарская область («Буревестники» и «Медведи»), Санкт-Петербург («Грифоны», «Северный Легион» и «МЧС»), Свердловская область («Молнии»), Тульская область («Тарантула») — прекратите свою песню «наша хата с краю, ничего не знаю». Пожар дошёл до середины деревни, до вас уже недалеко! Помогите другим федерациям, допинайте их. Возможно, даже сделайте им один-два документа для примера и оказывайте помощь, какую только можете, докуда дотянутся руки! Потому что если вы будете продолжать в том же духе, вы потеряете то, что есть у вас сейчас. Не мгновенно, но окончательно.

Сейчас уже не получится винить во всём вечно сменяющихся управленцев. По итогу, оставшись один на один с собой в тёмной комнате, вы сможете винить только себя… Но я очень надеюсь, что найдутся люди и силы, кто поможет не потерять имеющиеся сейчас возможности, а приумножить их! Это не лист позора, друзья. Это крик о помощи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.