Главный тренер «Клемсона» Дабо Суинни однажды сказал, что принимающие зачастую натренированы хуже всего. Эта позиция может быть невероятно техничной, но в реальности большинство ресиверов готовы невероятно плохо.

В этом контексте интереснее всего разобрать т.н. «роут-раннинг», т.е выполнение маршрутов или то, как именно принимающий движется по полю до приема мяча. Выполнение маршрутов не единственный компонент игры принимающих, но я верю, что он самый техничный и требует наибольшего внимания тренеров. Великие принимающие уверены в своей технике на протяжении всего маршрута — и это настоящее искусство.

Целью этого материала является создание системы механик в исполнении маршрутов и формирование общего языка между игроками и тренерами, что поможет работать против разных техник игры в защите. В этом материале используется множество терминов для описания техник, но самое главное, чтобы они были определены тренером и игроки с тренерами могли говорить на одном языке.

Мы разобьем выполнение маршрутов на 4 фазы:

  1. Стойка
  2. Релиз
  3. Стэм
  4. Брейкпоинт

Прежде всего, ресивер должен понимать тип прикрытия и соперника, которого он атакует. У ресивера всегда должен быть план атаки, определенный маршрутом и защитником, которого атакует принимающий. Начнем с определения техник защитников:

  1. Пресс
  2. Джэм
  3. Софт-пресс
  4. Скват
  5. Офф
  6. Бэйл

Ресивер должен учиться определять технику защитника, потому что она повлияет на маршрут, который он будет выполнять. Даже если маршрут один и тот же, он может исполняться по-разному, в зависимости от прикрытия. Определив тенденции в защите и типы прикрытия, которые использует соперник, игроки смогут лучше понимать, какие техники ожидать от защитников и как выполнять маршруты. Вот почему так важен просмотр игр соперника.

Техники защитников

Пресс

Защитник выстраивается плотно с ресивером и будет пытаться атаковать ресивера и сбивать его с маршрута.

Джем

Вариация пресса, когда защитник становится еще плотнее и сразу начинает движение вперед по направлению к ресиверу, блокируя его.

Софт-пресс

Защитник выстраивается как в прессе, затем начинает откатываться немного назад, ожидая ресивера, чтобы инициировать контакт, либо сразу встает чуть выше.

Скват

Защитник стоит в 4-10 ярдах от ресивера и будет ожидать его в низкой стойке на быстрых ногах  — смещаясь так, чтобы оставаться ровно над ресивером и поймать его на смене направления.

Офф

Защитник стоит высоко и начинает откатываться назад, держа ресивера в поле зрения.

Бейл

Защитник (обычно корнербек) поворачивает корпус внутрь, поднимаясь спринтом или кроссовером наверх, следя при этом за квотербеком.

Стойка

Стойка ресивера варьируется в зависимости от защитника, которого атакует принимающий. Когда он играет с защитником «бейл» или «офф», ресивер должен стартовать с максимальной скоростью и максимально быстро сократить подушку. Его стойка должна быть такой:

  • внутренняя нога впереди, перпендикулярно линии скримиджа;
  • ноги на ширине плеч, стойка сбалансирована (это значит, что ресивер должен комфортно стоять в этой стойке);
  • ноги должны быть «напружиненными», чтобы избежать подшага задней ногой перед стартом;
  • вес на передней ноге, чтобы избежать лишних шагов (подшага передней ногой перед стартом);
  • спина прямая, наклонена вперед таким образом, чтобы грудь была над коленом, а колено передней ноги над кончиками пальцев;
  • руки в комфортной позиции;
  • поднять голову и посмотреть на защитника перед тем, как повернуть голову к мячу.

Ресивер должен изменить стойку, если ему противостоит защитник в прессе. Он должен поставить ноги шире и подтянуть заднюю ногу ближе к передней, чтобы получить более сбалансированную стойку. Также, нужно поднять грудь выше и поднять руки на уровень груди, чтобы быть готовым к контакту.

Релиз

Техника защитника, которому противостоит ресивер, диктует то, как следует начинать маршрут. Против защитника в «бейл» или «офф» необходимо стартовать с максимальной скоростью, максимально быстро сокращая подушку. Ресивер должен начать спринт, опираясь на переднюю ногу, делая первый шаг задней ногой вперед, чтобы избежать лишних шагов на старте.

Если ресивер должен выполнить маршрут, который немедленно уходит внутрь или наружу, тогда подшаг задней или передней ногой необходимы, чтобы быстрее выйти на маршрут.

Мы выделяем три типа релиза:

  1. Пресс — против защитника в прессе
  2. Спейс  — против защитника в софт-прессе
  3. Секондари — против скват-защитника

Релиз против пресса

Сталкиваясь с защитником в прессе, ресивер должен сделать свою стойку шире, чтобы быстрее выйти в баланс (получить позицию, схожую с позицией лайнбекера перед снэпом, так называемую good football position — плечи параллельно линии скримиджа, ноги параллельно на одном уровне, колени согнуты, корпус наклонен прямо). Чтобы выйти в баланс, нужно шагнуть внешней ногой на один уровень с внутренней, дав себе возможность двигаться в двух направлениях (внутрь и наружу). Если защитник стоит явно внутри или снаружи, принимающий должен сделать боковой шаг так, чтобы поравняться с защитником по ширине и выйти в баланс. Как только ресивер вышел в баланс, у него есть три типа релизов, которые он может использовать:

  1. Скоростной релиз
  2. Фейк
  3. Двойной фейк

Скоростной релиз

Скоростной релиз — это взрыв в спринт с максимальной скоростью сразу, как только вошел в баланс. Обычно это наиболее редкий релиз против пресса и используется для маршрутов «ап», «керл», «стоп», «камбек» (в российской типологии — 9, 4, 5).

Фейк

Ресивер после входа в баланс шагает и направляет голову в одном направлении, чтобы получить релиз в противоположном. Это самый распространенный тип релиза против пресса.

Двойной фейк

Как только ресивер выходит в баланс, он делает маленький шаг в сторону, через которую собирается выходить, потом делает большой шаг и поворачивает голову в противоположном направлении и после этого уходит в первоначальном направлении — и этот шаг должен быть первым шагом вперед. Используется после того, как несколько раз был сыгран обычный фейк.

Есть два основных варианта работы рук во время выполнения релиза: свим и рип.

Свим

  1. Первая рука смахивает руку защитника снаружи внутрь корпуса, атакуя его в локоть (т.н. свайп)
  2. Вторая рука переносится над головой защитника (свим)
  3. Руки защитника отбиваются той же рукой, которой выполнялся свим (клир)

Свайп — Свим — Клир

Рип

  1. Первая рука смахивает руку защитника снаружи внутрь корпуса, атакуя его в локоть (т.н. свайп)
  2. Согнутая вторая рука переносится под защитником (рип)
  3. Руки защитника отбиваются той же рукой, которой выполнялся рип (клир)

Свайп — Рип — Клир

Релиз против джема

Если защитник зарядил свои ноги или стоит экстремально близко к линии скримиджа, то ресиверу стоит ожидать джем от этого защитника. Вместо того, чтобы шагать задней ногой вперед, в этом случае ресивер должен скользить передней ногой назад, чтобы выйти в баланс сзади; как только он вышел в баланс, необходимо действовать также, как при обычном прессе.

Релиз против софт-пресса

Играя против мягкого пресса, ресивер должен сократить расстояние до защитника быстрыми короткими шагами, легкими мягкими прыжками или с быстрых ног. Ресивер должен использовать ту технику, которую чувствует наиболее комфортной для себя, чтобы четко контролировать движения и оставаться в балансе все время, до тех пор пока он не достигнет точки релиза. Во время сокращения дистанции ресивер должен выровняться с защитником таким образом, чтобы оказаться ровно перед ним в балансе и быть готовым двигаться в обе стороны (например, если защитник стоит внутри, нужно двигаться внутрь, пока вы не поравняетесь лицо в лицо). Как только выровнялись, ресивер должен делать то же, что он делает при игре против пресса. Когда используется техника против спейса, точка релиза совпадает с точкой изменения направления внутри маршрута. В спейс-релизе ресивер обычно использует одинарный или двойной фейк.

Секондари-релиз

Играя против скват-защитника, ресивер должен ускориться прямо в защитника атакуя его рычаг (например, если защитник выстроился уже принимающего, нужно отклониться внутрь на маршруте и бежать прямо в него). Как только ресивер сблизится с защитником, он должен использовать подскок (т.н. power-skip), быстрые ноги или просто укоротить свои шаги и оставаться в балансе и под полным контролем до достижения точки релиза.

Если защитник стоит в 4-5 ярдах, можно начинать выполнять подскок и короткие шаги сразу со старта. Если защитник играет глубже, необходимо взорваться в него, чтобы сократить подушку, и затем выйти в баланс примерно за 3 ярда до защитника, используя те же техники (подскок, короткие шаги, быстрые ноги). Как только получается сблизиться с защитником и создать новую точку релиза, можно продолжать играть как против пресса. Особенность секондари-релиза в том, что зачастую точка релиза совпадает с точкой изменения маршрута (брейкпоинт). Выполняя секондари-релиз, ресивер обычно использует фейк.

Стем

Стем — это изначальный вертикальный сегмент маршрута до первого изменения направления (брейкпоинта или ката). После релиза против пресса, софт-пресса или сквата у ресивера есть два варианта работы на вертикальной части его маршрута:

1. Стэк

Если релиз был успешен, далее можно набирать максимальную скорость, оставляя защитника позади и оставляя его преследовать сзади.

2. Бок о бок

Если ресивер не смог выполнить хороший релиз и не может выйти над защитником, он продолжит бежать с защитником бок о бок и будет либо иметь преимущество (т.н. левередж), либо не иметь его

Если ресивер бежит внешний маршрут шире защитника, у него есть преимущество, если защитник шире — у ресивера нет преимущества.

Вне зависимости от того, есть преимущество или нет, ресивер должен отклоняться в защитника, максимально стараясь выйти на ту линию, с которой он стартовал.

Ресивер не должен позволить защитнику вытолкать его с этой линии в любом направлении. Во время бега с защитником бок о бок, ресивер должен быть готов агрессивно работать руками.

После релиза в арсенале ресивера есть 2 движения руками, которые он может использовать: чоп и вайп.

Чоп

Если защитник пытается установить свои руки ниже локтя ресивера, необходимо сбивать его руки вниз.

Вайп

Если защитник пытается установить свои руки выше локтя принимающего, то нужно поднять руку и смахнуть руки защитника.

Лестничная техника (stair-step)

Если ресивер выполняет внутренний маршрут против пресса, софт-пресса, он должен использовать лестничную технику, чтобы оторваться от защитника. Перед поворотом на внутреннюю часть маршрута, ресивер упирается внутренней ногой в газон и делает вертикальное движение вверх, перед поворотом на горизонтальную часть маршрута. Если маршрут типа кросс (внутри 10 ярдов), достаточно 1 вертикального шага, если этот маршрут глубокий (то есть поворот выше 10 ярдов), то нужно сделать 3 вертикальных шага.

Когда ресивер атакует защитника в технике «офф», он должен максимально быстро ускориться прямо в соперника. Если он бежит вертикальный маршрут и считает, что может быстро сократить расстояние, то можно бежать прямо в защитника без потери скорости и использовать чоп-технику, как только защитник выбрасывает руки. Если защитник остается выше принимающего при приближении к брейкпоинту, ресивер должен выполнить силовой шаг (pressure step). Если ресивер настигает оппонента до брейкпоинта, можно рассматривать его как скват-защитника и выполнять секондари-релиз.

Силовой шаг (pressure step)

Для использования силового шага ресивер должен бежать первую часть маршрута (стем) по направлению к тому плечу защитника, в сторону которого он планирует выполнить кат (например, при пост маршруте, он должен бежать на внутреннее плечо). Примерно в 4-5 ярдах ресивер «втыкает» ногу в газон и взрывается вертикально на защитника и немного отклоняясь в противоположную маршруту сторону. Во время этого отклонения ресивер смотрит прямо в глаза оппоненту, чтобы сильнее запутать его. Важно оставаться вертикальным, когда ресивер использует силовой ган, чтобы не отдать тот рычаг, который был получен во время стема. Во время вертикального подъема, ресивер ждет, пока защитник развернет бедра и ломает маршрут в противоположную сторону.

Джерк-стем

После того, как ресивер несколько раз использует силовой шаг, чтобы установить брейкпоинт, ему следует перейти в технике джерк-стема. Он выполняет первую часть маршрута так, как будто хочет выполнить силовой шаг, но в противоположном направлении (например, если он выполняет пост маршрут, нужно бежать так, будто планирует выполнить корнер). После использования силового шага и отклонения защитника в направлении ката, ресивер использует двойной бам-шаг (см. ниже), чтобы сделать вид, что он выполняет технику обычного силового шага.

Слепая зона

Когда ресивер делает первую часть маршрута против бейл-защитника, он должен зайти в слепую зону оппонента. Бэйл-защитник поворачивается внутрь, следя глазами за квотербеком, поэтому ресивер должен идти чуть шире и чуть позади него при любом из своих маршрутов. Зона позади и шире такого защитника — это его слепая зона, где он не видит ресивера и может только догадываться, изменил ли он уже направление или нет.

Брейкпоинт

Это финальный компонент маршрута. Как только ресивер достиг точки изменения маршрута, у него есть 4 главных техники, которые он может использовать на своем маршруте. Техника зависит от того маршрута, который выполняет ресивер. Каждая техника может быть немного изменена, в зависимости от того, какую позицию относительно защитника занимает ресивер.

Вот эти четыре техники:

  1. Бам-шаг
  2. Два шага
  3. Прямой кат
  4. Поворот на скорости

Во время подъема на маршрут ресивер будет сталкиваться с защитником, который играет плотно (с преимуществом или без него) или с офф/бейл-защитником. В случае, если защитник играет неплотно, ресивер должен отклониться и сделать движение головой (кивок) в сторону, противоположную брейку. Если ресивер сталкивается на маршруте с защитником, играющим плотно, его кивок должен быть ярко выраженным. Если у ресивера есть рычаг (то есть, например, при кроссе, защитник держится шире принимающего) нужно использовать технику «чикен-винг» (использовать свой локоть, чтобы оттолкнуть защитника в точке изменения маршрута).

Если у ресивера нет преимущества, существует 2 опции:

  1. Если ресивер обогнал защитника, он может сделать фейк в противоположном направлении, чтобы оторваться от защитника.
  2. Если не может обогнать защитника, то использовать пуш-технику на брейкпоинте (поставить одну руку на спину защитника, чтобы чуть оттолкнуться от него и сделать свим+клир другой рукой).

Бам-шаг (bam step)

Ресиверы должны использовать бам-шаг для всех катов под 45 градусов («пост», «корнер», «слент»). Ресивер «втыкает» свою ногу в газон и оттягивает локоть противоположной ноге руки назад, помогая развернуть свое тело в сторону, куда ресивер хочет сделать кат.

Когда защитник находится прямо над ресивером и имеет подушку над ним, принимающему достаточно будет лишь отклониться и сделать кивок в противоположном направлении (и более ярко выражено сделать то же самое, если защитник плотно), но если у ресивера нет преимущества (то есть, например, защитник находится шире при корнер-маршруте) и он пытается обыграть защитника, ему нужно использовать двойной бам-шаг. Первый бам-шаг выполняется в сторону от брейка, а второй бам-шаг используется, чтобы уйти на нужное направление.

Два шага

Ресивер должен использовать технику двух шагов для катов на 90, 135 и 180 градусов («ин», «аут», «хитч», «камбек» и т д). Эта техника обычно используется на коротких маршрутах на 5-6 ярдов или глубже после выполнения секондари-релиза. Первый шаг — это шаг ногой со стороны изменения направления (если ресивер поворачивает направо, то шаг правой ноги будет брейк-шагом). Ресивер подседает на бедрах вниз и опускает центр тяжести на брейк-шаге. Грудь должна быть над коленями, а колени над пальцами ног. Второй шаг — это установочный шаг, ресивер втыкает ногу в газон и выбрасывает противоположный локоть назад. Первым шагом после этого ресивер открывает бедра от установочного шага и выходит в спринт вторым шагом.

Прямой кат (square cut)

Прямой кат похож на технику двух шагов и также используется для того, чтобы изменить направление на 90, 135 и 180 градусов. Он необходим, когда ресивер набрал очень высокую скорость и ему нужно больше одного шага при изменении направления, чтобы опустить вес и остаться под контролем. Ресивер использует несколько шагов (2 или 3 в идеале); как только он может выполнить установочный шаг, механика становится такой же, как и в технике двух шагов.

Когда у ресивера нет преимущества, он может обогнать защитника, используя фейк головой в противоположную сторону. Когда используется такая техника, выход с брейка должен быть под более острым углом, чтобы оторваться от защитника.

Поворот на скорости (speed cut)

Поворот на скорости используется для катов на 90 градусов, когда ресивер не хочет терять скорость. Он жертвует балансом ради скорости. Выполняется в 3 шага.

  1. Втыкаем ногу в газон и оттягиваем противоположный локоть назад, начиная поворот.
  2. Второй шаг под 45 градусов.
  3. Третий шаг также под 45 градусов, завершая общий поворот на 90 градусов.

Обманные движения (double moves)

Существуют три самых используемых техники обманных движений:

  1. 3×3 бам
  2. Фэйк-пуш
  3. Просадка

Когда выполняется маршрут, предполагающий использование фейка («пивот», «салем», «пост-корнер») ресивер может использовать ленивый, не очень быстрый релиз, позволяя защитнику занять первоначально хорошую позицию, но получить дополнительное преимущество после фейка.

3×3 бам

Эта техника используется в основном для «пост-корнера», «корнер-поста» и «слагго» («слент» + «ап»). Ресивер использует бам-шаг для обоих изменений направления. Вместе с первым катом ресивер поворачивает голову на мяч, чтобы заставить защитника поверить его первому движению. На третьем шаге после первого ката используется второй бам-шаг для выхода на маршрут.

Фейк-пуш

Эта техника используется для «слагго», «хитч-энд-гоу», «стоп-энд-го« против пресс и софт-пресс-защитников. Ресивер начинает релиз шире своей изначальной позиции, чтобы установить пуш-технику. Необходимо сделать несколько шагов, чтобы затормозить, повернуть голову назад и положить внутреннюю руку на спину защитника, чтобы заставить его поверить в пуш. Затем внешней рукой оттолкнуться от защитника в противоположном направлении, продолжая вертикальное движение.

Просадка

Эта техника используется для «хитч-энд-гоу« и «стоп-энд-гоу» против офф-защитника. Ресивер подседает и сбрасывает вес, используя 2 шага, чтобы заставить поверить в кат, сразу после этого ускоряется вновь, продолжая движение по вертикали.

Чеклист

Таблица для определения стойки, релиза и стэма в зависимости от защитника:

Техника защитника Стойка Релиз Стем
Пресс Широкая Пресс Поравняться
Софт-пресс Широкая Спейс Поравняться
Скват Чуть шире Секондари Поравняться
Офф Обычная Атаковать Силовой шаг / джерк
Бейл Обычная Атаковать Слепая зона
Офф Небольшой фейк головой в противоположном направлении
Плотно Ярко выраженный фейк в противоположном направлении
Преимущество Чикен-винг
Нет преимущества Пуш
Нет преимущества / обогнал Жесткий фейк головой (1 или два бам-шага)
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал? Поддержите сайт.