Чистокровные конвертные квотербеки в НФЛ находятся на грани вымирания?

Такая мысль могла посетить вас при просмотре NFL RedZone в первые недели сезона, когда зажигали Рассел Уилсон, Джош Аллен, Кэм Ньютон, Кайлер Мюррей и другие мобильные квотербеки, а мастера игры в конверте вроде Тома Брэди, Дрю Бриза и Филипа Риверса в своей борьбе против времени смотрелись адекватно, но не более того.

И хотя в НФЛ всегда найдётся место для точного разыгрывающего, который быстро обрабатывает информацию, золотой век конвертных распасовщиков закончился. Пальму первенства у них перехватила новая группа универсалов — именно они теперь правят балом.

Вот три причины, почему так произошло.

Тренерам в НФЛ нужны квотербеки, которые могут зарабатывать ярды (и тачдауны) при помощи ног. Годами квотербеки, которые могли выиграть себе время за пределами конверта или набрать пару первых попыток при помощи ног, считались роскошью. Это было приятным дополнением, но никак не обязательным требованием. Вспомните Джона Элвея, Стива Янга и так далее.

Теперь всё изменилось.

Защиты так хорошо разбирают схемы блоков нападения, что большинство специалистов ищут квотербека, который смог бы уйти от захвата первого защитника, продлить розыгрыш и пару раз за игру вытащить эпизод благодаря импровизации. Дешон Уотсон, Патрик Махоумс и Уилсон как примеры.

Ещё один аспект, которым многие команды успешно пользуются — это квотербек, который может быть ещё одной боевой единицей в выносной игре, и с ним защита должна считаться на каждом розыгрыше. Раньше защита могла иметь численное преимущество в «боксе», поскольку квотербек не участвовал в выносной игре. Теперь не так. Ламар Джексон, Ньютон, Аллен, Мюррей и другие очень эффективны на выносе, и защита должна всякий раз ставить к ним человека вне зависимости от того, становится розыгрыш выносным или нет. В итоге линия нападения получает преимущество, даже если квотербек просто отдаёт вкладку на бегущего.

Колледжи перестали выпускать чисто конвертных квотербеков. Тренер Зала славы Билл Парселс как-то говорил о 30–40 университетах, которые выпускают большинство будущих игроков НФЛ, и упоминал, сколько времени скауты его клуба проводят в этих колледжах. Потому что «вот где их делают».

Динамика развития квотербеков в колледжах изменилась, и Парселс бы теперь сказал: «вот что они делают».

Тренерам студенческих команд уже не нужны чисто конвертные квотербеки из школ, если только речь не идёт об особенных талантах. За последнее десятилетие ситуация кардинально изменилась. Каких-нибудь 13 лет назад в разговоре о квотербеке-школьнике первым делом спрашивали: «Крупный парень?», потому что 180-сантиметровых разыгрывающих всерьёз не воспринимали. Сейчас сразу спрашивают: «Быстрый парень?».

В НФЛ не попадут конвертные квотербеки, если колледжи перестанут их выпускать. Да и зачем тренерам студенческих команд развивать конвертного кьюби? Гораздо легче продвигать мяч по полю, если твой квотер может и бегать, и пасовать.

Подумайте о тех, кто попал в НФЛ в последние годы. Мюррей, Джексон и Аллен участвуют в выносной игре и оттого успешны. Сэм Дарнолд? Джош Розен? Дуэйн Хаскинс? Не особо.

Наилучшие из чистокровных конвертных распасовщиков состарились. Такие, как Брэди, Бриз и Риверс так долго играли на самом высоком уровне, что их как-то странно оценивать иначе. Увы, чисто визуально да и статистически они уже не выступают на уровне элиты, и к этому пора привыкнуть.

Риверс обозначил физический регресс ещё в прошлом сезоне, последним для него в составе «ЛА Чарджерс». Он бросил всего 23 тачдауна (минимальный показатель за 13 лет) при 20 перехватах. В дебютном сезоне за «Индианаполис» он играет неплохо. Это не критика, но и не комплимент.

По рейтингу квотербека Брэди занимает 26-е из 31 места в нынешнем сезоне. В прошлом году был 17-м из 30. Последние три сезона в «Нью-Ингленде» процент его точных передач неуклонно шёл вниз и едва превышал 60% в прошлом году.

А у Бриза три года подряд падает показатель суммарных ярдов. После поражения от «Грин-Бэй» в ночь на понедельник процент точных передач упал на 4% по сравнению с двумя предыдущими сезонами.

Справедливости ради, лучшие годы этих игроков остались позади, поэтому негативную динамику следует связывать с возрастным регрессом, от которого никуда не денешься, а не с тем, что они конвертные квотербеки. Брэди 43 года, Бризу — 41, Риверсу — 38. Было бы странно, если бы они не теряли в продуктивности.

Но об этом и речь. Когда все трое завершат карьеру, кто будет поддерживать статус сильного конвертного квотербека? Мэтт Райан? И как долго?

Трое лучших кандидатов на драфте–2021 — универсальные квотербеки. Тревор Лоуренс из «Клемсона» в прошлом году набрал более 500 ярдов на выносе, включая выдающееся выступление в полуфинале плей-офф против «Огайо Стейт».

Джастин Филдс из «Огайо Стейт» тоже почти пробил отметку в 500 ярдов и выносил мяч 21 раз в важном матче против «Пенн Стейт».

Есть ещё Трей Лэнс из «Северной Дакоты Стейт». В финале поддивизиона FCS против университета Джеймса Мэдисона он выносил мяч 30 раз на 166 ярдов.

Эти трое могут занять места уходящих в закат Бриза, Риверса и Брэди. И с каждым годом конвертных квотербеков становится всё меньше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.