В минувшее межсезонье у «Джагуарс» все валилось из рук.

Из-за крупной зарплаты им пришлось обменять в «Балтимор» одного из наиболее эффективных своих игроков защиты в лице Калеиса Кэмпбелла. За него «Джексонвиль» получил всего лишь пик пятого раунда драфта-2020. Пас-рашер Янник Энгакуэ ушел в «Вайкингс» после продолжительного конфликта с руководством. Ему настолько надоело в «Джагс», что он согласился на снижение зарплаты на 6 млн. Потом «Джагуарс» не смогли найти желающих отдать хоть какой-то актив за бегущего Леонарда Фурнета, выбранного в первом раунде драфта-2017. Фурнет был одним из последних представителей состава, который дошел до финала АФК, но в итоге его пришлось отчислить. Экс-корнербек команды Джейлен Рэмзи не просто играет за «Рэмс», а чувствует себя достаточно комфортно, чтобы открыто искать себе новый дом в одной из серий Hard Knocks.

«Джексонвиль» не просто терял талантливых игроков одного за другим. Эти талантливые игроки делали все, чтобы поскорее свалить из «Джагуарс».

В составе «Джагуарс» на начало сезона-2020 значилось 16 новичков. Естественно, от них ничего не ждали. Никто бы не удивился, если бы «Джексонвиль» играл из рук вон плохо.

Как бы не так. «Джагуарс» стартовали с места в карьер с победы над «Кольтс». И все благодаря тому, что квотербек Гарднер Миншью стал лишь 4-м игроком в истории, кому удалось бросить три тачдауна и не меньше 20 передач с реализацией 95%.

На второй неделе «Джагуарс» бились до последнего с «Тайтенс» и набрали в нападении в сумме 480 ярдов. Отличный уровень игры демонстрируют новички — ресивер Лависка Шено и корнербек Си Джей Хендерсон.

Но в центре внимания, естественно, оказался усатый распасовщик. И за уверенную игру Миншью благодарит координатора нападения Джея Грудена.

«Мы тренеры, мы не очень приятные люди. Мы всегда ищем, к чему можно придраться. И я не могу нахваливать его, иначе он много о себе возомнит. Но после первых матчей я был впечатлен его игрой», — заявил Груден.

Грудена уволили с поста главного тренера «Вашингтона», в «Джагуарс» он перешел в январе. Довольно быстро в команде начали появляться знакомые Грудену игроки: Тайлер Айферт, с которым они работали в «Цинциннати», а также бегущий Крис Томпсон из «Вашингтона».

В нападении Груден ввел обширное использование моушенов и плей-экшн розыгрышей, которые облегчают жизнь квотербеку и которые помогали Энди Далтону и Кирку Казинсу демонстрировать хороший футбол. Миншью во многом похож на обоих этих распасовщиков. У него нет мощной руки и космического атлетизма, но есть крепкий набор базовых навыков. Например, Миншью очень точен — по данным Next Gen Stats он входит в элиту НФЛ по проценту успешных пасов сверх ожидаемого. Плюс, у него качественная работа ног.

Оба этих достоинства помогли Миншью втесаться в доверие к Грудену. Привлекательно выглядит и смелость Миншью в отношении дальних пасов — в сезоне-2019 он занимал первое место в НФЛ по рейтингу пасующего на дальних передачах. Он выполнил 49 дальних передач и ни одна из них не попала в рейтинг Pro Football Focus как «близкая к потере».

«Он точно поставит нас в наилучшую ситуацию для победы. В нашем нападении много кто может совершить классный розыгрыш. Под руководством тренера Грудена у нас пока хорошо получается двигать мяч и идти вперед в каждом драйве», — сказал Миншью.

Джон Груден в свое время рассказывал, что именно его брат Джей был ответственным за дальнюю пасовую игру, когда они оба работали в «Тампе». По словам Джона, Джей был очень изобретателен в этом аспекте благодаря тому, что начинал карьеру в Лиге Арена-футбола. Там у игроков и команд не было пространства вдоль бровки, как в НФЛ, а ресивер не мог бежать вертикальный маршрут до упора без риска впечататься в бортик в хоккейном стиле.

Этот опыт помог Джею Грудену лучше понять, как можно спланировать свои схемы таким образом, чтобы даже не самые одаренные игроки могли выигрывать дуэли один-на-один с защитниками. Джей Груден принес с собой в НФЛ эту изобретательность. И теперь он продолжает экспериментировать уже в паре с Миншью.

В прошлом сезоне «Джагуарс» использовали плей-экшн реже всех в лиге кроме «Стилерс», хотя и делали это со второй самой крупной положительной разницей в эффективности (8,8 ярдов за пас с плей-экшн, 5,7 — без). Моушенами в «Джексонвиле» тоже не баловались, применяя их лишь в 21% случаев.

Вокруг Миншью тоже внезапно обнаружились хорошие исполнители. Раннинбек-новичок Джеймс Робинсон, призванный заменить Фурнета, набирает 4,9 ярда за попытку выноса. Шено стал одним из трех игроков НФЛ, кто вставал на позиции ресивера, слот-ресивера, бегущего и квотербека (Шон Пейтон уже наверняка готовит для этого универсала 20 млн). Принимающий Ди Джей Чарк набирает 15,6 ярда за ловлю.

Короче говоря, Миншью и его окружение слишком хороши, чтобы «Джагуарс» всерьез боролись за первый пик на драфте. С другой стороны, непонятно, способны ли эти исполнители стабильно быть продуктивными в НФЛ.

«Джексонвиль» слишком хорошо знает, что такое болото посредственности. Всего год назад они заплатили Нику Фолсу 50 млн долларов по гарантии и завершили сезон с 6 победами, чтобы уже в марте обменять его в «Беарс». И сложно сказать, станут ли «Джагуарс» лучше от того, что Миншью приведет команду к 7-8 победам. Ведь так перестройку будет осуществить только сложнее.

За молодежь «Джагуарс» хочется болеть — Робинсон подкупает скромностью, а Миншью, наоборот, болтовней с Райаном Фицпатриком насчет растительности на лице. Но привлекательность не приводит к победам. У «Джагуарс»-2017 тоже был свой шарм, но благодаря ему Блейк Бортлс не стал классным квотербеком.

Так что будущее для «Джексонвиля» все еще туманно. Но хотя бы настоящее смотрится приятнее, чем ожидалось.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.