Дрю Бризу и Аарону Роджерсу не нужно переживать за своё наследие.

В 2009 и 2010 годах они последовательно стали самыми ценными игроками Супербоула. После этого они оба выдали статистически безупречный сезон в 2011 году.

Бриз — лучший в НФЛ за всю историю по пасовым ярдам (77,888), пасовым тачдаунам (550) и проценту точных передач (67.6%), а Роджерс — по пасовому рейтингу (102.6). То есть, оба теоретически могут объявить о завершении карьеры в перерыве воскресного матча между «Грин-Бэй» и «Нью-Орлеаном», и какой-нибудь мужик в Кантоне, штат Огайо, немедленно приступит к изготовлению их бюстов для Зала славы.

Но то, что ни один из них не вернулся в Супербоул — одно из главных разочарований футбольного десятилетия.

41-летний Бриз делает акцент на том, как он хочет это изменить.

«Для того и вернулся», — сказал Бриз на открытии тренировочного лагеря после того, как всерьёз раздумывал, не завершить ли карьеру.

На вопрос, не считает ли он, что несправедливо оценивать квотербеков по числу выигранных перстней, Бриз не стал юлить.

«Справедливо или нет, но квотербеков и главных тренеров прежде всего судят по числу побед, поражений и завоёванных титулов. Мы принимаем это и берём на себя такую ответственность», — ответил Бриз.

У 36-летнего Роджерса будет ещё несколько попыток вернуться в финальную игру сезона, включая нынешнюю — «Пэкерс» ярко дебютировали с результатом 2–0. Но после трёх проигранных финалов конференции за шесть лет квотербек «Грин-Бэй» тоже теряет терпение.

«Наше чемпионское окно возможностей открыто, и думаю, что скоро мы добьёмся результата», — сказал Роджерс после поражения от «Сан-Франциско» в прошлогоднем финале конференции.

Перед очной встречей третьего тура у идущих 1–1 «Сейнтс» больше поводов для беспокойства. В нападении «Нью-Орлеана» наблюдается тревожный разлад, который подталкивает к вопросу, а не наблюдаем ли мы регресс в игре Бриза.

Embed from Getty Images

«Чувствую себя хорошо. Почти отлично», — настаивал Бриз, отвечая на сомнения в его физической форме.

Если Бриз и тренер Шон Пейтон справятся с проблемами, прозвонившимися на старте сезона, тогда мы прямо сейчас наблюдаем за двумя претендентами на Супербоул от Национальной конференции. Прошлый регулярный сезон обе команды закончили с результатом 13–3.

После победы в Супербоуле «Грин-Бэй» добился результата 6–7 в плей-офф и трижды выходил в финал конференции, тогда как показатели «Нью-Орлеана» — 4–6 и только один выход в финал конференции.

На вопрос, не удивлён ли он подобными результатами некогда чемпионов НФЛ, аналитик NBC и тренер Зала славы Тони Данжи ответил: «Не особенно. Люди думают, что вернуться в Супербоул просто. Но должно сойтись множество факторов».

За семь лет совместной работы в «Индианаполисе» Данжи и Пейтон Мэннинг лишь раз вышли в Супербоул, выиграв его по итогам сезона–2006. По словам Данжи, его команда входила в топ–5 претендентов в каждый из сезонов.

«Каждый год на первой передаче NBC в сезоне меня спрашивают, кто выйдет в Супербоул и защитит ли титул прошлогодний чемпион. Я всегда отвечаю — нет. И не важно, о ком идёт речь», — признался Данжи.

Стоит ли измерять успех Роджерса в перстнях?

Вскоре после того, как «Пэкерс» проиграли Супербоул–32 «Денверу» и упустили возможность защитить чемпионский титул, архитектор команды обронил ставшую крылатой фразу об их месте в истории.

«Мы авторы одного хита, просто пук на ветру», — сказал тогдашний генменеджер «Пэкерс» Рон Вулф.

Потребовалась пара десятилетий, чтобы оценить всю несправедливость и жёсткость того высказывания. Особенно в отношении наследия Фарва.

«Выиграл ты Супербоул или нет — это единственное мерило успеха в Национальной футбольной лиге? Определяет ли это, классный ли ты футболист? Если ты действительно хороший игрок, это не имеет значения», — считает Вулф сейчас.

У Роджерса в резюме четыре финала конференции, все проведены в гостях. Первый он выиграл в Чикаго в 2010-м, но затем проиграл в 2014-м, 2016-м и 2019-м.

Под занавес карьеры Вулф жалел о том, что не дал Фарву больше орудий в нападении, и нынешних «Пэкерс» можно критиковать за то же самое. Тед Томпсон, генменеджер, выбравший Роджерса на драфте в 2005 году, сторонился рынка свободных агентов, а его сменщик Брайан Гутенканст за три года в должности не выбирал принимающего раньше пятого раунда.

Доля вины лежит и на тренерском штабе. Бывший тренер команды Майк Маккарти слишком долго держался за координатора защиты Дома Кейперса, которого стоило уволить задолго до сезона–2017.

Если Роджерс больше не появится в Супербоуле, поражение в финале конференции после сезона–2014 вспоминать будет особенно обидно. Маккарти несёт наибольшую ответственность за поражение — «Пэкерс» в четвёртой четверти упустили 12-очковое преимущество — а вот Роджерс козлом отпущения не стал.

Embed from Getty Images

Когда Морган Бёрнет перехватил пас Рассела Уилсона и вернул мяч «Упаковщикам» за 5:04 до конца встречи (счёт был 19–7 в пользу «Грин-Бэй»), «Пэкерс» вынесли мяч три раза подряд (два из них с потерей ярдов), и Маккарти обвинили в том, что он убрал ногу с педали газа.

Но перед игрой «Пэкерс» проговаривали важный принцип — ни за что не выносить мяч в сторону ди-энда Майкла Беннета. На первом розыгрыше после перехвата Бёрнета Роджерс перед вводом мяча в игру скорректировал построение, передвинув фуллбека Джона Куна влево. Это означало, что бегущий Эдди Лейси пошёл прямо за ним и упёрся в Беннета — потеряли 4 ярда. Следующий розыгрыш был вариативным (пас или вынос). «Сихокс» подтянули к линии розыгрыша большое число игроков, но Роджерс всё равно отдал мяч на Лейси, и тот выбежал на Беннета, потеряв 2 ярда. «Пэкерс» вынесли мяч на третьей попытке, а потом пробили пант. Всего через минуту после потери мяча «Сихокс» вновь им завладели.

«Грин-Бэй» проиграл в овертайме, когда Роджерс так и не прикоснулся к мячу.

Прошлогодний неожиданный результат 13–3 и непрогнозируемый выход в финал конференции в дебютный сезон тренера Мэтта Лафлёра скорее приободрил Роджерса, даже несмотря на поражение от «Сан-Франциско». Сразу после него квотербек объявил чемпионское окно команды открытым.

«Я каждый день думаю о возможности выиграть второй Супербоул. Мы для того и играем в футбол. Для того тренируемся в межсезонье. Чтобы оказаться в ситуации, когда до трофея остаётся протянуть руку. Мне 36 лет, я всё прекрасно понимаю. У нас сейчас хорошие шансы. По мне, так у меня впереди ещё много футбольных лет, но мало ли как бывает», — говорил Роджерс.

А если нет, и ему придётся закончить карьеру с одним участием в Супербоуле и четырьмя выходами в финал конференции?

«Это всё равно очень здорово. Для меня это всегда был важнейший фактор — победы и поражения. Значение имеют только победы. Вас, журналистов, ждут интересные времена, когда в Зал славы пойдут Илай Мэннинг и Риверс. И будут говорить: «Да, Илай выиграл два Супербоула, но он очень средненький квотербек». Достоин ли он Зала славы? По-моему, на перстнях делается слишком сильный акцент. Не думаю, что это главный показатель. Так не должно быть», — сказал Вулф.

Бриз привык к душераздирающему вылету из плей-офф

Несмотря на разговоры о регрессе Бриза, квотербек провёл выдающуюся работу для того, чтобы сохранить «Сейнтс» в числе претендентов на титул на пятом десятке лет.

Пускай вертикальные забросы уходят из арсенала Бриза, но он адаптировался к этому, став ещё более точным распасовщиком в последние два сезона. В сезонах 2018-го и 2019-го годов он набрал наилучший пасовый рейтинг (115.7 и 116.9) и наивысший процент точности передач (74.3% и 74.4%) за карьеру.

К сожалению, по части драматичного вылета из плей-офф «Сейнтс» дадут «Пэкерс» фору. В прошлом сезоне «Нью-Орлеан» проиграл «Миннесоте» в овертайме раунда уайлд-кард. За сезон до этого произошёл эпизод с неназначенной помехой ловле в игре с «ЛА Рэмс», когда «Святым» не хватило считанных минут для выхода в Супербоул. А ещё за сезон до этого случилось «Чудо в Миннеаполисе».

И всё же большинство футболистов и игроков «Сейнтс» скажут вам, что настоящий шанс был упущен в 2011 году. Тогда игроки нападения Бриз, тайт-энд Джимми Грэм, ресивер Маркес Колстон и раннинбек Даррен Спролс установили рекорд по числу набранных за сезон ярдов. Несмотря на результат 13–3, «Нью-Орлеан» добился только третьего посева и проиграл «Сан-Франциско» на заключительных секундах матча дивизионного раунда.

Были также два поражения в плей-офф от «Сиэтла» — после сезонов 2010 и 2013 года. «Нью-Орлеан» также может вспомнить про наказание за «Баунтигейт» в 2012 году, из-за чего Пейтон был дисквалифицирован на весь сезон, а клуб лишился двух выборов во втором раунде драфта.

«Сейнтс» могут винить промахи на рынке свободных агентов (например, сейфти Джерус Бёрд в 2014-м, корнербек Брэндор Браунер в 2015-м и тайт-энд Коби Флинер в 2016-м). И, конечно, множество ужасных матчей в защите, где сменилось четыре координатора за десятилетие.

В 2012 году «Сейнтс» установили рекорд НФЛ по пропущенным ярдам за сезон (7,042). В 2015-м они установили рекорд по пропущенным пасовым тачдаунам (45) и пасовому рейтингу у соперников (116.1).

На вопрос, считает ли он себя и Роджерса двумя главными примерами того, насколько сложно вернуться в Супербоул, Бриз ответил: «Может и так».

«Мы оба играли только в одном финале и выиграли его. И оба пережили тяжёлые моменты в плей-офф. Но, как бы там ни было, всегда есть новый сезон и новая команда. И в борьбе за главный приз приходится преодолеть немало трудностей», — развил мысль Бриз.

Как чемпионский перстень влияет на наследие

Хотя Бриз и Роджерс заслужили своё место в истории, интересно, насколько по-другому их оценивал бы футбольный мир, будь у каждого из них второй перстень.

Например, оба не попали в недавно опубликованный список «Символическая сборная НФЛ за всю историю», набранная из 100 футболистов и 10 квотербеков. Их отбирали бывшие тренеры, игроки, функционеры и журналисты.

«В таких ситуациях ты оставляешь вне списка потрясающих игроков. Но в том, как люди видят Бриза и Роджерса, нет никаких сомнений. Я неоднократно слышал, как люди говорили о них как о величайших за всю историю», — сказал Эрни Аккорси, отработавший много лет в качестве генменеджера «НЙ Джайентс», «Кливленда» и «Индианаполиса».

Embed from Getty Images

Данжи, также входивший в комитет по отбору игроков в символическую сборную и недавно добавленный в комитет по отбору игроков в Зал славы, не считает Супербоул определяющим фактором.

«Дэн Марино и Дэн Фаутс — два самых жёстких парня, против которых мне когда-либо приходилось играть. Я ставлю их в разряд великих и мне плевать, что они не выигрывали Супербоул», — заявил Данжи.

Данжи добавил, что выиграть Супербоул — цель для каждого футболиста.

«Не важно, идёт ли речь о Томе Брэди, который нацелен на седьмой перстень, или о парне, для которого победа будет первой, это главная миссия каждый год. Скажу так, есть особое давление перед завоеванием первого перстня. Ход мысли такой: «Я Аарон Роджерс или я Дрю Бриз, блин, я не хочу играть 15, 16, 17 лет и не выиграть титул». А когда выигрываешь первый перстень, давления становится меньше. Но тогда ты думаешь: интересно, а сколько парней выигрывало два перстня?».

Правильный ответ — 12. У Брэди шесть. У Терри Брэдшоу и Джо Монтаны по четыре. У Троя Эйкмена три. И по два у Джона Элвея, Боба Гризи, Илая Мэннинга, Пейтона Мэннинга, Джима Планкета, Бена Ротлисбергера, Барта Старра и Роджера Стабека.

«Оценивать квотербеков по Супербоулам несправедливо. Но мы не живём в справедливом мире. А если вы хотите жить в справедливом мире, то вам точно не стоит становиться квотербеком в НФЛ. Слушайте, вот вам однозначное заявление: Дрю Бриз и Аарон Роджерс — два величайших игрока и квотербека. Хотели бы мы, чтобы они выиграли больше перстней? Да, конечно. Но это не изменит то, как я их оцениваю», — подытожил экс-квотербек НФЛ Дэн Орловский.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.