11 августа 2015 года тренер Тодд Боулс  вошел в пресс-центр «Нью-Йорк Джетс» и направился прямо к микрофону. Репортеров вызвали на импровизированную пресс-конференцию. День для «Джетс» обещался быть тихим и спокойным: тренировка перед их первой предсезонной игрой, за которой последуют обычные вопросы от СМИ.

К обеду тишина и спокойствие кончились.

Когда собрались репортеры, один из них спросил Боулса, стоит ли это записать. Он кивнул.

«Вам потребуется магнитофон», – сказал он, сдерживая улыбку.

После этого Боулс стал серьезным и объявил сенсационную новость: стартовый квотербек «Джетс» Джино Смит пропустит как минимум шесть недель из-за перелома челюсти, полученного, как сказал Боулс, после «удара в раздевалке», нанесенного товарищем по команде Ай Кеем Энемпали.

Embed from Getty Images

В течение часа несколько машин с телевизионщиками буквально оккупировали базу «Джетс» в Флорхэм-парке, штат Нью-Джерси. Тележурналисты заняли небольшую лужайку перед залом для пресс-конференций и организовали прямой эфир для шестичасовых новостей. Это было самое громкое на тот момент происшествие во всей лиге. На следующее утро оно попало на страницы таблоидов. New York Daily News разместила на первой странице заголовок «ЧЕЛЮСТИ! Фанаты «Джетс» ликуют, их квотербек вернется через 6-10 недель». «Челюсть и беспорядок», – вторила New York Post на последней странице (игра слов — Luck of the Jaw и Jaw and Disorder — в оригинале отсылают к фразе «Счастливый билет» и сериалу «Закон и порядок» — Прим.ред.).

Самым безопасным местом для квотербека, кроме его собственного дома, должна быть раздевалка, где он стоит на образном пьедестале как неприкосновенный лидер команды. Но пять лет назад эта неприкосновенность была разрушена шокирующим образом в раздевалке «Джетс». Это вышло за рамки спорта и вернуло знаменитой франшизе … кхм… скажем так, популярность. Как пошутил в своем монологе ведущий ночного ток-шоу Конан О’Брайен: «У «Джетс» наконец-то есть игрок, который может бить, но они его отчисляют».

Энемпали, 118-килограммовый лайнбекер, выбранный в шестом раунде драфта-2014, был немедленно отчислен. Смит перенес операцию по восстановлению челюсти, сломанной в двух местах. Остаток сезона-2015 он провел на скамейке запасных, так как команда прекрасно справлялась и без него. Квотербек-ветеран Райан Фицпатрик , приобретенный в межсезонье, заменил Смита и привел «Джетс» к показателю 10-6 и последнему сезону с положительным балансом побед и поражений.

Команда никогда не рассказывала подробно о том, что произошло в тот день, кроме как была объяснена причина ссоры – спор по поводу $600. Назовите это «заповедью раздевалки»: никогда не доносите на товарищей по команде. Многие и до сих пор придерживаются этого принципа, некоторые из игроков отказались дать интервью для этой статьи.

«Ничем не могу вам помочь», – сказал один из бывших игроков «Джетс».

Embed from Getty Images

И Смит, и Энемпали отклонили запросы на интервью, а Ай Кей написал ESPN в ответ на сообщение в Facebook: «Какой смысл ворошить прошлое? Зачем вам это надо?»
Позже Энемпали позвонил и сказал: «Мне действительно нечего сказать. Произошло то, что произошло».

В профессиональном плане Смит и Энемпали, навсегда связанные этой историей, так и не оправились от происшедшего. 29-летний Энемпали уже покинул лигу. 29-летний Смит остается в  «Сихокс» в качестве дублера . Пока они не хотят об этом говорить, другие решились. Время развязало языки.

За два дня до открытия предсезонки «Джетс» в Детройте Смит – предполагаемый игрок стартового состава – одевался  перед тренировкой у своего шкафчика, когда Энемпали подошел с другой стороны раздевалки. Большинство их товарищей по команде не знали, что у этих двоих была проблема.

Несколькими месяцами ранее Смит принял приглашение быть гостем в молодежном футбольном лагере, организованном Энемпали в Пфлугервилле, штат Техас. Ай Кей выложил $1200 на авиабилеты и гостиницу. Джино не приехал. В конце концов они согласились поделить расходы пополам. К 11 августа Смит так и не выплатил оговоренную компенсацию.

Тревор Райли, лайнбекер «Джетс»: Это копилось какое-то время. Я не думаю, что Джино реально пытался заставить его заморочиться. Я просто думаю, что это стояло в самом конце его списка вещей, о которых нужно было беспокоиться. Ну, типа $600 – не так уж много денег.

Брэндон Маршалл, ресивер: Вот в чем проблема. (Смит) все откладывал, откладывал. Для Джино лучше было бы просто заплатить этому человеку его $600. Просто исправить ситуацию. Но он словно продолжал настаивать: «Я тебя достану, я тебя достану, я тебя…» Я думаю, в этом была проблема.

Райли: Мы добираемся до тренировочного лагеря, и Ай Кей задает прямой вопрос. Я сидел прямо там, мой шкафчик был рядом с Джино. И он просто говорит: «Да расслабься, чувак, забудь об этом. Что ты собираешься делать, если я тебе не заплачу?»

Маршалл: Я помню, как посмотрел налево и увидел, как Джино вроде такой: «Ха-ха-ха», как будто посмеялся над парнем. Внезапно … бум! И Джино в шкафчике.

Райли: Ай Кей размахивается и бьет его – из всей силы. Это был апперкот в челюсть. Джино упал в мой шкафчик, я отскочил. Он, вероятно, нехило так пострадал, но отдаю ему должное – он схватил Ай Кея и попытался дать сдачи. Другие ребята старались их разнять.

Embed from Getty Images

Маршалл: Все, включая меня, подбежали к ним. Я увидел, что Ай Кей навалился на Джино в шкафчике. А все эти парни, линейные игроки нападения и защиты, пытаются его вытащить и просто не могут. Я подумал: «Черт возьми». Я помню, как через некоторое время Джино встал, прикоснулся к челюсти, а на его губах была кровь.

Брюс Спейт, директор по связям с общественностью «Джетс»: Это произошло так быстро. Все были ошеломлены. Я помню, у нас был час до начала тренировки, и мы узнаем, что Джино не будет с командой. Наша цель состояла в том, чтобы объявить новость первыми, прежде чем СМИ раструбят об этом.

Райан Фитцпатрик, квотербек: В тот день квотербеки проходили тестирование на наркотики. Я пошел первым, потому что был старше, но когда вошел в комнату, у меня не оказалось при себе удостоверения личности. Поэтому на тестирование пошел Джино, а я отправился к своей машине за документами.  Когда я вышел с тестирования, кто-то сразу сказал: «Вашего парня только что ударили в лицо». И назвали имя Джино.

Райли: Это было прямо перед проходом, все находились в раздевалке. Это произошло так быстро, чувак. Никто из нас не понял, что происходит. Внезапно квотербек получил удар по лицу. … Мой отец и дедушка всегда учили меня: «Никогда не вставай между двумя взрослыми мужчинами, которые дерутся». Вы же не хотите, чтобы и вам досталось, поэтому моим первым побуждением было уйти с дороги. Я и ушел.

Маршалл: У меня перед глазами промелькнул сезон. Мне было так жаль парня, что слезы навернулись на глаза (Маршалл был ментором Смита и жил с ним в это межсезонье).

Спейт: Я помню, как расстроился из-за Джино. Он готовился к тренировочному лагерю под руководством нового главного тренера. Он был во всеоружии и излучал оптимизм.

Маршалл: Джино был шокирован. Я разозлился до такой степени, что хотел драться с Ай Кеем. Я подумал: «Черт возьми, ты потенциально убрал нашего стартового квотербека». Кто так делает? Как, черт возьми, это могло случиться? (Смеется) Знаете, я не всегда могу сдержаться, поэтому думал: «Я собираюсь проучить этого парня». Затем я подошел к нему и увидел его глаза. Они были налиты кровью. Я подумал: «Это не тот парень, с которым стоит связываться».

Embed from Getty Images

Райли: Ай Кей был моим соседом по комнате, когда мы были новичками в 2014 году, так что мы стали довольно хорошими друзьями.  Энемпали просто вырос другим. Однажды он сказал мне: «В колледже, если кто-нибудь доставал меня, мы дрались». Ай Кей имел другое мышление.

Пеппер Джонсон, тренер ди-лайна «Джетс»: Вы пытаетесь рассказать этим ребятам, как реагировать и как справляться с некоторыми из ситуаций, потому что у вас есть опыт. Вы знаете, что всякое может случиться. Кажется, что со многими вещами можно справиться. Но это была одна из ситуаций, когда, к сожалению, игрок получил травму.

Маршалл: Я помню, как разговаривал с Джино в коридоре, и он сказал: «Моя челюсть». Он пытался пошевелить ею. Я такой: «Чувак, да у тебя сломана челюсть?» Я схватил его и сказал: «Открой рот». Кто знает, может, я тоже причастен к перелому.

И без того накаленную обстановку подогрел Рекс Райан, тренер «Биллс», уволенный из «Джетс» всего за семь месяцев до произошедшего. На следующий день после отчисления Энемпали на него уже претендовали в «Баффало». На первой странице New York Post тут же появился заголовок: «РЕКС, КОТОРЫЙ ЗАСТАВИЛ ЧЕЛЮСТЬ ОТВИСНУТЬ» (Игра слов – Jaw-drop – фраза, выражающая высшую степень изумления — Прим.ред.).

12 ноября Райан снова поразил всех, сделав Энемпали капитаном в долгожданном возвращении тренера на «Метлайф Стэдиум». Поступая так, Райан, который тренировал Энемпали в 2014 году в Нью-Йорке, превратил резервного лайнбекера в главную сюжетную линию игры в прайм-тайм. Многие восприняли это как удар по «Джетс».

Райан: Забавно, что все придавали этому большое значение, как будто я был каким-то негодяем или что-то в этом роде. Это же «Биллс».

Райли: Это была лучшая часть истории: мы играем в Баффало, и Ай Кей – капитан. Рекс Райан мужик. Это круто.

Райан: Все говорили, что я подобрал его, потому что он ударил Джино. Черт, это не имеет никакого отношения. Мне нравятся оба этих парня. Но буквально все это восприняли именно так. Честно говоря, меня никогда не волновало, что люди так думают. Нам нужны были игроки. Ай Кей был молодым парнем, у которого, как мне казалось, был талант и который мог развиваться. Это не имело ничего общего с дракой. Тот факт, что я сделал его капитаном, да, это было своего рода подколкой, но я делал так каждый раз, когда кто-то играл за свою бывшую команду.

Embed from Getty Images

Энемпали провел сезон 2015 года в составе «Биллс», но не сыграл ни в одном матче. В следующем году он получил травму колена и был отчислен. В 2017 году он пытался закрепиться в «Рейдерс», но попытка провалилась. Он завязал с футболом и стал предпринимателем в сфере недвижимости в Остине, штат Техас. На главной странице его сайта есть фотография Энемпали в форме «Биллс», но в его биографии нет упоминания о «Джетс» или карьере в НФЛ.

Смит был заменен Фицпатриком, который установил рекорд франшизы с 31 пасовым тачдауном и привел «Джетс» к одному из лучших сезонов с точки зрения нападения. Когда-то считавшийся потенциальным франчайз-квотербеком Смит провел следующие пять сезонов в качестве резервиста в «Джетс», «Джайентс», «Чарджес» и «Сихокс».

Так один удар изменил две карьеры.

Бен Иджалана, тэкл нападения «Джетс»: Честно говоря, я даже не думаю об этом. Не хочу. Это было плохо для всех. Жизнь изменилась.

Маршалл: Я считаю, это разрушило карьеру (Смита). Он был настроен на действительно хороший год. Не думаю, что все шло прям волшебно, но у него была возможность показать, что он способен стать основным квотербеком. И эту возможность отняли…

Райли: Можно сказать, что это было почти замаскированным благословением. Никогда не стоит так говорить о парне, которому сломали челюсть. Кто знает? Может, с Джино у нас было бы так же хорошо. К чести Фитца, как только это произошло, он просто взял под свой контроль команду. Его игра с последней части весны до первой недели тренировочного сбора была качественным улучшением нападения.

Смит, в интервью ESPN в 2016 году: Когда я оглядываюсь на это, то спрашиваю себя: «Какие моменты моей жизни сделали меня человеком?» Думаю, это был один из таких эпизодов. Было так легко сказать: «Эй, это не моя вина. Я здесь жертва, а этот парень должен попасть в тюрьму». Вместо этого я взял на себя ответственность за все свои действия в этой ссоре, просто чтобы стать лучше как игрок и как человек.

Райан: Сколько игр он бы провел в стартовом составе? Я не знаю. У Джино есть возможность быть квотербеком в НФЛ, в этом нет никаких сомнений. У него хорошая рука, подходящие габариты. Я думал, что он добьется большего успеха. Я думал, ему станет лучше. Тот факт, что у него не было возможности снова стать основным, случается. … Я никогда не испытывал неприязни к Джино Смиту. И все еще не испытываю. Но, естественно, он считает это чем-то личным. Хотя мне наплевать.

Embed from Getty Images

Энемпкали , в интервью NewYorkUpstate.com в 2016 году: Я предполагаю, что это нечто, чего я никогда не забуду. Но что было, то было. Хорошо, что это позади.

Маршалл: У Ай Кея по сути не было карьеры. В НФЛ люди быстро забывают, если ты талантлив. Я думаю, что Ай Кей собирался стать тем универсальным парнем, который может делать вещи в спецкомандах и расти как пас-рашер.

Райли: Пару лет назад я был на свадьбе Ай Кея, и мы говорили об этом инциденте. Он сказал: «Блин, в то время я был молод и глуп, я больше никогда такого не сделаю». Очевидно, он сожалеет об этом. Этот инцидент, вероятно, изменил его жизнь. Изменил его футбольную карьеру. Он бы не сделал такого, будь он взрослее. Теперь он успешный парень, и я уверен, что это его многому научило.

Читайте также: Вы знали, что «Джетс» никогда не побеждали «Иглс»? Хотя они играют друг с другом с 1970-х

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.