В этом году превью сезона НФЛ мы решили провести в формате «давайте вспомним, на чём мы остановились». Доступно — для всех, кто смотрит американский футбол нерегулярно, ведь прожжённых фанатов всё равно удивить какой-то информацией трудно.

Наша задача — сделать так, чтобы 32 команды не были для вас просто набором букв в названии и толпой непонятных игроков. Когда есть привязка к истории клуба, какой-то сюжет о ярком футболисте — через это вырастает интерес к любому матчу и результату.

С завтрашнего дня по будням на First & Goal будет выходить превью каждого из восьми дивизионов НФЛ. Сегодня же поговорим про структуру лиги и её особенности.

АФК и НФК: порядок и хаос

Красным выделены штаты, в которых есть команды из АФК. Синим — команды из НФК. Примечание: карта от 2015 г., когда «Сент-Луис Рэмс» еще не переехали в Лос-Анджелес.

НФЛ делится на две конференции — Американскую и Национальную. В отличие от других спортивных лиг США это разделение не по географическому принципу — в обеих конференциях есть команды как с восточного, так и с западного побережья. АФК и НФК — это наследие тех времён, когда существовали две профессиональных лиги американского футбола: АФЛ и, собственно, НФЛ. В 1970 году они объединились в одну структуру.

Нельзя сказать, чтобы одна конференция было прямо сильнее другой, но нюанс действительно есть. В АФК с начала века было несколько ярко выраженных фаворитов. Даже если одни уходили в тень, на их месте появлялись другие. Например, «Нью-Ингленд Пэтриотс» выходили в финал конференции почти ежегодно. Там же часто ждали «Питтсбург», иногда «Балтимор», и «Денвер» при Пейтоне Мэннинге.

В НФК же состав сил гораздо более разнородный. Состав участников в финалах конференций в последние 20 лет менялся постоянно. И если сейчас в АФК действующие чемпионы «Канзас-Сити Чифс» и лучшая команда прошлой регулярки «Балтимор Рейвенс» стоят особняком, то в НФК в каждом дивизионе можно назвать одну-две команды, которых реально представить в Супербоуле.

Дивизионы: география подстраивается под историю

Что касается дивизионов, то даже здесь географический принцип работает далеко не всегда. Например, в восточном дивизионе НФК присутствует Даллас из южного штата Техас, а на Юге АФК по сути южным является только «Хьюстон», тогда как «Теннесси» с «Индианаполисом» из центра, а «Джексонвиль» вообще с восточного побережья, с Флориды.

По ходу развития и расширения НФЛ переформирование дивизионов происходило с учётом исторически сложившихся противостояний — в лиге можно найти тех, кто бился друг с другом ещё во времена Эйзенхауэра.

Самыми статусными считаются противостояния команд с северо-востока США (Нью-Йорк и окрестности, Бостон, Вашингтон, Филадельфия) и из так называемого мидвеста (Питтсбург, Балтимор, штат Огайо, Чикаго, Миннеаполис, Детройт). Матчи этих команд ставят в прайм-тайм даже тогда, когда они не блещут текущими результатами. Также американский футбол всегда был культовой игрой для штата Техас, но при всей популярности «Далласа» это всё же история больше про школьный и студенческий футбол.

Поэтому если вам интересна богатая подоплёка противостояний, то лучше смотреть в сторону восточных и северных дивизионов обеих конференций. Как и практически всё в Америке, НФЛ развивалась с востока на запад, поэтому в южных и западных дивизионах можно найти клубы, которым от роду всего пара десятилетий. «Каролина» (Юг НФК) и «Джексонвиль» (Юг АФК) присоединились к лиге в 1995 году, а «Хьюстон» (Юг АФК) — в 2002 году.

Структура НФЛ: Лига чемпионов со звёздочкой

Вот как это было в прошлом году.

Тогда же, в 2002-м установился нынешний формат соревнования — 8 дивизионов по 4 команды в каждой, легко запомнить всем, кто знает европейский соккер и смотрит матчи Лиги чемпионов.

Но есть и отличия. В регулярном сезоне каждая команда проводит 16 матчей (со следующего сезона будет 17) и одну неделю посреди сезона отдыхает. Это значит, что ты играешь далеко не со всеми соперниками. И нет, ты не играешь только с оппонентами из своей конференции, как можно было бы предположить.

Каждая команда играет по два раза с соперниками из своего дивизиона и по разу с представителями разных дивизионов из своей и чужой конференций. Соперники при этом ротируются из года в год. Например, «Нью-Ингленд» с Востока АФК с «Майами» играет по два раза в год гарантированно, а против «Лос-Анджелес Рэмс» (Запад НФК) только раз в четыре года, ну, или, ещё в Супербоуле.

Каждая конференция делегирует в плей-офф семь команд — это новшество с этого сезона, раньше было шесть. Гарантированно в плей-офф выходят чемпионы своих дивизионов, а дальше три лучших команды не из чемпионов дивизионов. Да, теоретически от одного дивизиона могут выйти в плей-офф сразу три клуба. Да, чемпион дивизиона выходит в плей-офф даже при отрицательном балансе побед и поражений, например, «Сиэтл» лет 10 назад выходил с результатом 7–9.

Поскольку все стадии плей-офф состоят из одного матча, то очень важно выиграть как можно больше матчей в регулярке — это даёт преференции в виде домашних матчей. Лучшая команда в конференции не только вплоть до Супербоула принимает все матчи на вылет у себя, но и пропускает первый раунд. Команда со вторым посевом будет играть дома, пока не сойдётся с командой первого посева и так далее. По статистике последних лет, у тебя минимальные шансы выйти в Супербоул, если ты не добился хотя бы третьего посева по итогам регулярки.

Главный тренд последних лет: хипстеры в тренерских штабах

В последние несколько лет в НФЛ наметился культ молодости, особенно в сочетании с атакующей игрой. Молодые тренеры работают с молодыми квотербеками в попытках создать не только эффективную, но и зрелищную пасовую игру. Конечно, примеры таких команд были и раньше, но ещё 10 лет назад футбол был куда более консервативным — с постоянными пантами на четвёртых попытках и поговоркой про то, что нападение выигрывает матчи, но защита выигрывает перстни.

Тренд задали переехавшие в Лос-Анджелес «Рэмс», когда наняли 30-летнего тренера Шона Маквея. В рекордно короткие сроки Маквей встряхнул давно погрязшую в посредственности команду и раскрыл заново квотербека Джареда Гоффа, который провёл отвратительный дебютный сезон, хотя был выбран под первым номером на драфте. Поскольку в НФЛ все моментально копируют друг у друга то, что работает, клубы бросились искать всё, к чему прикасался Маквей, воспринимая его как царя Мидаса.

В обиход вошло понятие «друг Маквея». Это стало мемом после того, как «Аризона» в пресс-релизе о новом главном тренере Клиффе Кингсбери помимо его регалий и прежних мест работы указала, что он дружит с Маквеем. К тому моменту помощников и ассистентов Маквея уже разобрали.

Кто в тренде: «ЛА Рэмс», «Грин-Бэй», «Аризона», «Цинциннати», «Кливленд», «Каролина», с оговорками «Сан-Франциско».

Кто противостоит тренду и держит у себя ориентированных на защиту дедов: «Нью-Ингленд», «Денвер», «Миннесота», «Питтсбург» (Томлин не дед, но работает в клубе очень давно), «Атланта».

Есть и третья опция выбора тренера — «ученик Беличика». Билл Беличик — самый успешный тренер XXI века, чью железную дисциплину и победные традиции хотели бы пересадить к себе в команды многие руководители. Пока не получилось ни у кого, все бывшие ассистенты Беличика при переходе в другие клубы, в основном, проваливались (хотя бы вполовину таким успешным не стал никто). Но клубы не перестают пытаться.

Кто пытается создать у себя свою версию «Пэтриотс»: «Майами», «Теннесси», «Детройт», «НЙ Джайентс».

Квотербеки: лучший способ начать знакомиться с командами

Изучать сюжеты американского футбола проще всего через квотербеков. Они всегда на виду, у них самая сложная работа в игре (а, возможно, и в спорте вообще) и эффективность действий квотербека наглядно может оценить даже новичок в этом виде спорта.

Всех разыгрывающих можно условно разделить на четыре категории.

Суперзвёзды, молодые или находящиеся в самом расцвете: Патрик Махоумс («Канзас-Сити»), Ламар Джексон («Балтимор»), Рассел Уилсон («Сиэтл»), Дешон Уотсон («Хьюстон»).

Динозавры и мастодонты, которым осталось играть не так долго, и все уважают их седины: Том Брэди («Тампа-Бэй»), Дрю Бриз («Нью-Орлеан»), Филип Риверс («Индианаполис»), Бен Ротлисбергер («Питтсбург»), Аарон Роджерс («Грин-Бэй»).

Добротные квотербеки, по которым нет единого мнения, крутые они или это всё фикция: Дак Прескот («Даллас»), Кирк Казинс («Миннесота»), Райан Теннехилл («Теннесси»), Тайрод Тейлор («ЛА Чарджерс»), Дерек Карр («Лас-Вегас»), Карсон Венц («Филадельфия»), Ник Фолс («Чикаго»), Мэттью Стэффорд («Детройт»), Мэтт Райан («Атланта»), Тедди Бриджуотер («Каролина»), Джимми Гаропполо («Сан-Франциско»), Джаред Гофф («ЛА Рэмс»).

Перспективная молодёжь, из которой пока непонятно, что получится: Сэм Дарнолд («НЙ Джетс»), Туа Танговаилоа («Майами»), Джош Аллен («Баффало»), Бейкер Мейфилд («Кливленд»), Джо Бурроу («Цинциннати»), Гарднер Миншью («Джексонвиль»), Дрю Лок («Денвер»), Джастин Херберт («ЛА Чарджерс»), Дэниел Джонс («НЙ Джайентс»), Дуэйн Хаскинс («Вашингтон»), Кайлер Мюррей («Аризона»).

Есть и пятая категория — «Митч Трубиски», но её в действии вы, возможно, уже никогда не увидите.

В материалах про конкретные дивизионы мы обратим внимание как на персональные характеристики игроков, так и на сюжетные линии команд и их тренеров, а также найдём понятные ассоциативные образы для каждого клуба.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.