Джорджа Китла можно назвать каким угодно, но только не обычным. Он один из лучших в НФЛ по ловле мячей и при этом один из лучших блокировщиков. Он устанавливает рекорды по игре на приёме и смеясь втаптывает защитников в газон. Неудивительно, что он не захотел подписывать обычный для тайт-энда контракт.

На прошлой неделе Китл подписал контракт, по которому заработает $75 миллионов за пять лет — в среднем, по $15 миллионов за сезон. Таким образом, он превзошёл показатель в $10.5 миллиона в год, установленный Остином Хупером из «Клвиленда», и стал самым высокооплачиваемым тайт-эндом в лиге. Но базовый оклад в контрактах НФЛ — это лишь видимость. Внимание надо обращать на гарантированные деньги, и Китл по соглашению заработал $30 миллионов подъёмными, а ещё заработает $10 миллионов в случае травмы. Эти $30 гарантированных миллионов не просто больше, чем у любого тайт-энда в лиге, это больше, чем было у Тревиса Келси и Зака Эрца вместе взятых.

Впрочем, спустя буквально считанные часы Келси тоже продлил контракт со своим клубом — $57 миллионов за четыре года, то есть по $14 миллионов за сезон, из них $28 миллионов гарантированы. И хотя это меньше, чем у Китла, но всё равно получился рост более, чем на 50%. Давайте проанализируем обе сделки.

Джордж Китл: пять лет, $75 млн

Агент Китла Джек Бекта в мае говорил на NFL Network о том, что не сравнивал своего клиента ни с двумя вышеупомянутыми игроками, ни с кем-либо другим в том же амплуа. «Меня не волнует рынок тайт-эндов. Мне платят за заключение нового контракта Джорджа Китла», — заявил он. Это хорошая позиция. В 2018 году Китл установил рекорд по числу ярдов на приёме за сезон для тайт-энда — 1,377 (и побил рекорд Келси, установленный за пару часов до этого). В игре на приёме Китл — в тройке лучших тайт-эндов НФЛ наряду с Келси и Эрцем. Все трое могут похвастать скоростью, ловкостью, габаритами и мощью, они могут убирать с пути мелких игроков и отрываться от крупных. Но игра на блоке выделяет Китла в этой тройке. В том же сезоне Китл считался третьим на блоке для выноса по оценке Pro Football Focus (Келси в том же рейтинге 23-й, а Эрц — 42-й из 46 игроков). Некоторых тайт-эндов, например, Эрца, используют только для игры на приёме. Других выпускают на поле только для блокировки. Китл делает и то и другое лучше остальных. Такое выгодное сочетание качеств можно найти разве что у игроков из других видов спорта, но они не делают татуировку Джокера на руке за день до свадьбы. Вы только посмотрите:

Такого редкого сочетания качеств у тайт-энда мы не видели со времён пикового Роба Гронковски, и потому он так важен для «Сан-Франциско», команды, в которой ценят универсализм. За последние два сезона Китл был лидером нападения «Фотинайнерс» по целям и ярдам на приёме именно потому, что его универсальность вписывается в систему. Схемы главного тренера Кайла Шенахена строятся на том, что розыгрыши перед снэпом выглядят одинаково, и даже пару секунд после того, как мяч введён в игру. Выносы, пасы плей-экшн, выкаты квотербека — каким бы ни был концепт, «Фотинайнерс» хотят скрывать свои карты как можно дольше. Смысл в том, что защита соперника промедлит и будет действовать неэффективно. Но для того, чтобы розыгрыши были похожи как две капли воды, необходимо, чтобы игроки могли хорошо исполнять сразу несколько вещей (аналогично командам НБА сейчас нужны двухметровые игроки, которые могут забивать трёхочковые — лучше выглядеть хорошо во многих аспектах, чем иметь явные преимущества и недостатки). Китл всё делает на высочайшем уровне. Вот, например, он ловит 61-ярдовый тачдаун в ноябрьском разгроме «Грин-Бэй» (37–8).

Китл встал слева от линии нападения, сымитировал блок для выноса на внутреннего лайнбекера, ушёл на левую бровку, где открылся под передачу, совершил двойной манёвр, вернулся в центр и убежал от двух ди-беков (!) в зачётную зону. Это эквивалент двухметрового баскетболиста, заколачивающего трёхочковый. Когда кто-то настолько талантлив в тесном окружении (будь то зона под кольцом в баскетболе или линия схватки в футболе), ещё сложнее такого опекать, когда он хорошо чувствует себя на свободном пространстве.

Владелец «Фотинайнерс» Джед Йорк в последнее время часто продлевает контракты. Шенахен в июне подписал новое соглашение, а три недели назад был продлён и контракт генерального менеджера Джона Линча — теперь эта связка отработает вплоть до сезона–2024 включительно. «Фотинайнерс» добились редкой для НФЛ вещи — они обеспечили стабильность ключевым в принятии решения людям, и теперь могут мыслить в долгосрочной перспективе. Первое долгосрочное решение, которое принял дуэт — дать Китлу отыграть пик карьеры в «Сан-Франциско».

Линчу и Шенахену приходилось принимать и сложные решения тоже. В марте они отдали ди-тэкла и капитана Дефореста Бакнера в «Индианаполис», заменив его новичком из университета Южной Каролины Джейвоном Кинло. («Кольтс» дали Бакнеру контракт, по которому тот будет зарабатывать $21 миллион в год — пятый показатель среди защитников). Кинло, возможно, даже лучше по защите против выноса, но уступает по части пас-раша, ключевого фактора для «Сан-Франциско» в прошлом сезоне. Из нападения в «Нью-Орлеан» ушёл ресивер Эммануэл Сандерс, а другого принимающего Маркиза Гудвина обменяли в «Филадельфию». Корпус принимающих оказался маловат ещё до того, как Дибо Сэмюел сломал ступню. Сэмюел не поправится к первому туру, да и вообще вряд ли будет готов на 100% в предстоящем сезоне.

Ресиверы, которые должны их заменить, либо просто неопытны (как выбранный в первом раунде новичок Брэндон Айюк и выбранный во втором раунде драфта–2018 Данте Петтис), либо неопытны и только восстановились после травмы (выбранный в третьем раунде драфта–2019 Джейлен Хёрд и ресивер Трент Тейлор). Единственный принимающий, оставшийся в составе команды с прошлого сезона и при этом поймавший больше дюжины передач — Кендрик Борн, у него было 30 приёмов на 358 ярдов. После Китла самым надёжным игроком на приёме в «Сан-Франциско» выглядит фуллбек Кайл Юзчек. Даже если неопытным ресиверам облегчат жизнь схемы Шенахена, всё равно тренеру придётся опереться на Китла. Когда твоя игра на приёме зависит от тайт-энда и фуллбека — это необычно, но Китл не обычный тайт-энд. Вот почему и платят соответственно.

Тревис Келси: четыре года, $57.25 млн

Тревис Келси участвовал в реалити-шоу про свидания под названием «В погоне за Келси», так что обычным не назовёшь ни его самого, ни его игру. «Канзас-Сити» выбрал Келси в третьем раунде драфта–2013, когда Энди Рид только пришёл в команду. Он стал важнейшей частью нападения. Скоростные принимающие Тайрик Хилл, Микол Хардмен и Сэмми Уоткинс позволяют «Чифс» растягивать защиту соперника вертикально и вширь, а Келси распарывает защиту, продвигаясь через центр. Он настолько выдающийся атлет, что Рид позволил ему встать квотербеком и занести выносной тачдаун.

Но на хлеб с маслом он зарабатывает ловлей. Если считать с 2016 года, единственные, кто набрал больше ярдов на приёме, чем Келси, это Хулио Джонс из «Атланты» ($22 млн в год), Майкл Томас из «Нью-Орлеана» ($19 млн в год), Деандре Хопкинс из «Аризоны» ($16 млн в год) и Майк Эванс из «Тампа-Бэй» ($16.5 млн в год). Келси давно считается одним из лучших по игре на приёме, но из-за того, что формально он считается тайт-эндом, он зарабатывает вполовину меньше, чем должен. Теперь цифры в его контракте куда ближе к правде. Учитывая, что в октябре Келси исполнится 31 год, это может быть его последний шанс хорошо заработать.

По иронии судьбы, новый огромный контракт Патрика Махуомса облегчил подписание Келси, а не усложнил. Полумиллиардное соглашение квотербека подписано на 12 лет, и в ближайшей перспективе Махоумс получит не так уж много. За ближайшие три сезона он получит столько же ($63 млн), сколько и квотербек «Каролины» Тедди Бриджуотер. В марте у «Чифс» под потолком зарплат оставался $171 миллион. Однако новый контракт Махоумса добавил всего лишь 30 лишних тысяч долларов на сезон–2020. До 2023 года контракт Махоумса не отяготит «Канзас-Сити», поэтому клубу удалось переподписать других звёзд и сохранить костяк, выигравший Супербоул. Один из этих игроков — ди-тэкл Крис Джонс, ключевой игрок, переговоры с которым этим летом проходили очень напряжённо. В июле Джонс подписал контракт на четыре года и $37 миллионов.

«Когда Пэт подписал контракт, он написал мне смс: «Давай-ка решим вопрос. Я отказался от части денег, давай решим вопрос». И тогда я понял, что мы с «Чифс» до чего-то договоримся», — рассказывал Джонс в июле.

Келси и Китл смогли установить новый финансовый потолок для топовых тайт-эндов. Зак Эрц из «Филадельфии», у которого осталось два года по контракту, и ему предстоит следующим получить солидную прибавку, сейчас зарабатывает меньше своего одноклубника Алшона Джефри. Келси раньше зарабатывал примерно половину от того, что получал Тайрик Хилл ($18 млн в год). Переговоры в НФЛ часто зависят от ранее установленных прецедентов, но у тайт-эндов мало рычагов влияния. Франчайз-тег, который высчитывается по формуле «среднее от топ-5 на позиции», для ресиверов в этом году составляет $18.5 млн, а для тайт-эндов только $11 млн (Джимми Грэм как-то раз попытался изменить ситуацию через суд, но проиграл). Средненькие ресиверы много лет зарабатывают больше, чем топовые тайт-энды только из-за того, как называется их позиция. То, что делало Келси и Китла настолько ценными на поле — их универсализм — в то же время приносило им меньше денег.

Но теперь футбольная экономика в отношении тайт-эндов может измениться. Обоим заплатили по способностям, а не по позиции.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.