Так уж вышло, что Кэм Ньютон и «Нью-Ингленд Пэтриотс» больше не могли делать вид, что безразличны друг другу. В лиге, где в этом году не наблюдается дефицита в качественных квотербеках, MVP 2015 года получил единственный реальный шанс выходить в стартовом составе конкурентоспособной команды. И хотя у меня нет сомнений в том, что «Пэтс» отнюдь не списали Джаррета Стидхэма со счетов, Билл Беличик не мог упустить шанс заполучить самого ценного игрока сезона-2015 за сущие копейки.

Мы, скорее всего, никогда не узнаем, почему Беличик так долго тянул с подписанием Ньютона, и в итоге новость о том, что по итогам расследования офиса лиги «Патриоты» лишились права выбора в третьем раунде драфта следующего года, наделала чуть ли не больше шума, чем переход Кэма, но к началу сентября об этой показательной порке все забудут. «Нью-Ингленд» в очередной раз показал всем, кто тут умеет заключать выгодные сделки, подписав Ньютона на один год за минимально возможное вознаграждение. Да, Кэм теоретически может добрать до $7,5 млн с учетом всех возможных бонусов и через год попробовать вновь выйти на рынок в поисках лучшей доли.

Некоторые факты о карьере Ньютона после MVP-сезона

Начнем все же с того, что «Пэтс» мастерски обезопасили себя. Сейчас у них под потолком зарплат свободно $1,8 млн, и чтобы заплатить Ньютону максимально возможные $7,5 млн, им придется, например, реструктуризовать контракт Джо Туни или расстаться с кем-то типа Рекса Беркхеда, Дитриха Уайза или Джермейна Элюмунора. Если же Ньютон опять сломается или окажется неспособен выиграть конкуренцию у Стидхема, «Нью-Ингленд» потеряет на этом всего миллион. Ничто в сравнении с $9 млн, уплаченными в прошлом году Антонио Брауну за одну (!) игру.

А как же максимальные $7 млн, спросите вы. Вот ответ: согласился бы здоровый Ньютон на однолетний контракт за минималку? Сомнительно. Но он не был полностью здоров с первой половины сезона-2018, а в условиях разгулявшейся пандемии коронавируса ни одна команда не имела возможности пригласить его на полноценный просмотр. Никто не хотел брать кота в мешке за сколько-нибудь значительную сумму, пусть Кэм и выглядит предпочтительнее условного Ника Фолса или Гарднера Миншью.

Однако, шанс увидеть здорового (ну, или подлечившегося) Кэма Ньютона в составе «Пэтс» в этом сезоне велик как никогда. А утверждения о том, что после выдающегося сезона-2015 он толком ничего не показывал на поле – продукт управления воспоминаниями, не более того. Давайте же освежим в памяти и удачные действия Кэма.

В 2016 году Ньютон не показал ничего выдающегося, но на то были причины – «Каролина» была замучена травмами. Как итог – соотношение побед к поражениям 6-10 против 15-1 годом ранее. Линия нападения просто развалилась, а топовым ресивером был Келвин Бенджамин, недавно закончивший с футболом. В матче-повторе Супербоула на первой неделе с «Бронкос» Кэм получил сотрясение. Он закончил год на 25-м месте в рейтинге квотербеков, уступив даже Райану Теннехиллу (48,6), который в минувшем сезоне восстал из пепла. (Вот, кстати отличный пример «второго рождения» квотербека – Теннехилл порвал крестообразные связки в конце сезона 2016 года, получил ту же травму в 2017 году, пропустил часть 2018-го из-за травмы плеча и заработал за половину сезона-2019 жирнющий контракт).

Не увидели мы Ньютона-MVP и в 2017 году. Однако, несмотря на то, что Грег Олсен пропустил большую часть сезона из-за травмы, а Дейв Гетлмен внезапно решил вложиться в левого тэкла Мэтта Калила, Кэм завершил год на 19-м месте с рейтингом 51,5 пункта, показав неплохую эффективность как в пасовом нападении, так и в наборе ярдов по земле. В итоге «Пэнтерс» закончили год с результатом 11-5 и вышли в плей-офф.

Embed from Getty Images

На четвертой неделе сезона-2017 Кэм выдал одно из самых впечатляющих выступлений сезона в лиге. Бывшая звезда «Оберна» сияла над «Фоксборо» — 22 точных паса из 29 попыток, 3 тачдауна и один перехват, плюс 44 ярда и тачдаун по земле. Победа «Пантер» 33-30. Выигрывал он у «Пэтс» и в первой очной встрече в 2013 году. По результатам двух игр против «Нью-Ингленда» Кэм имеет следующую статистическую линейку: пасовый рейтинг 128.2 пункта, 15 попыток выноса на 106 ярдов. Вряд ли Беличик обосновывал подписание Ньютона именно этими цифрами, но он несомненно имеет представление о том, как тяжело остановить здорового Кэма.

В надежде на то, что Ньютон будет здоров, «Пэнтерс» в преддверии сезона-2018 решились на значительные изменения в составе, чтобы построить новое, более эффективное нападение, которое в полной мере использовало бы опыт и талант как Ньютона, так и Маккафри. Сменился координатор нападения – на место Майка Шулы пришел Норв Тернер, известный своим новаторским подходом. Два топ-пика на драфте были потрачены на ресиверов Ди Джея Мура и Кертиса Сэмуэля, правда второй сломался по ходу чемпионата. Олсен опять не смог провести полный сезон, а линейные нападения не вылезали из лазарета. И все же ключевой фигурой этого нападения был Ньютон.

Кэм показывал великолепный футбол в первой половине сезона-2018. «Каролина» лидировала в дивизионе НФК Юг, а Ньютон занимал 10-ю строчку в пасовом рейтинге (100.8) и 12-ю — в общем рейтинге квотербеков (63.1 пункта). Предпочитавший на протяжении всей своей карьеры длинные передачи, он начал бросать больше коротких пасов, что немедленно сказалось на проценте точности, который подскочил до 67,3%. Первый пик своего драфта бросал 4 тачдауна на 1 перехват и выдавал 280 ярдов с линии скриммиджа в среднем за игру. В моем рейтинге на экваторе сезона он был четвертым в гонке за звание самого ценного игрока.

В игре 10-й недели «Сталевары» разгромили «Пантер» со счетом 52-21. к этому моменту стало понятно, что у Ньютона проблемы с правым (бросковым) плечом. Некоторое время он боролся с травмой, играя через боль, но в декабре сел на лавку. «Каролина» забуксовала после середины сезона и не попала в плей-офф. Кэм по окончании регулярного чемпионата перенес операцию.

Важно сказать несколько слов о том, как прошло для Кэма предыдущее лето. Главными новостями из стана «Пэнтерс» были ролики и интервью о том, что Ньютон полностью залечил плечо. Мы видели свидетельства того, что он снова может бросать длинные передачи, он излучал уверенность и готовился возглавить нападение своей команды. Я уверен в том, что он испытывал некоторый дискомфорт, но было видно, что это не мешает ему играть в полную силу. По крайней мере, до следующей травмы.

Ньютон повредил сустав Лисфранка в первой предсезонной игре, закончившейся поражением от «Пэтриотс». Он пропустил оставшиеся игры предсезонки и вышел в старте на первой неделе сезона. И когда я смотрел этот матч, я не заметил у Кэма каких-либо проблем с подвижностью плеча или силой броска. Однако из того, как он двигался на поле и по тому, как часто он перебрасывал своих ресиверов, было явственно видно, что стопа доставляет ему ощутимый дискомфорт. На следующей неделе ситуация только ухудшилась, и после проигрыша «Тампе» Ньютон сначала был отправлен в запас, а вскоре и в резерв для травмированных.

Повреждение Лисфранкова сустава может запросто завершить карьеру принимающего, однако для квотербека это не такой уж «страшный серый волк». Мэтт Шауб после проведенного в резерве для травмированных сезона-2011, вернулся и попал в Пробоул в следующем сезоне. Тейсом Хилл пропустил большую часть своего выпускного года в «Бримсон Янг», однако сейчас у него явно нет никаких проблем с подвижностью.

Может быть, Ньютона слишком часто и много били? Может и так, но есть немало примеров квотербеков, которые смогли реанимировать свою карьеру после тяжелых травм. Одним из первых на ум приходит Теннехилл, который, между прочим, на год старше Ньютона. Рэнделл Каннингем вернулся после разрыва крестов и в 35 лет выдал сезон в составе «Миннесоты», после которого был выбран в первую сборную Олл-Про. Стив Макнейр боролся с травмами большую часть своей карьеры, но в возрасте 32-33 лет был игроком уровня Пробоула. Не могу гарантировать, что мы увидим прежнего Ньютона, но списывать его со счетов несколько преждевременно.

Как может преобразиться нападение «Нью-Ингленда»?

Безусловно, здоровый Ньютон — это фаворит в борьбе за место стартового квотербека «Нью-Ингленда». Стидхэм, в свою очередь, близок к тому, чтобы стать вторым в истории лиги игроком, который, будучи выбранным на драфте позже сотого пика, вышел в стартовом составе клуба на первой неделе своего второго сезона, не имея за плечами выхода в старте в дебютном сезоне. До подписания Кэма тренерский штаб «Пэтс» прямо-таки излучал уверенность в том, что Джаред не испортит обедни. А мы до сих пор знаем об этом парне лишь то, что мы о нем ничего не знаем.

Embed from Getty Images

И без подписания Ньютона изменения в атакующих схемах «Нью-Ингленда» напрашивались. Даже самые оголтелые фанаты «Пэтс» понимали, что Стидхэм — не Том Брэди. У него нет той же точности, опыта в чтении защиты и способности избегать ненужных потерь.

Все те шаги, которые предприняли «Патриоты» в течение этого межсезонья, указывают на то, что акцент в нападении будет смещен в сторону тяжелого выноса. Они наложили франчайз-тэг на Туни, и в этом сезоне общие затраты на гардов составят $28 млн (на $6,5 млн больше, чем любая другая команда НФЛ). Они вернули своего стартового центра Дэвида Эндрюса, после того как он пропустил сезон из-за легочной эмболии; подписали фуллбека Дэнни Витале на замену Джеймсу Девелину и использовали два пика третьего раунда на выбор тайт-эндов Долтона Кини и Девина Эсьеси, которые котируются прежде всего как блокировщики.

Со Стидхэмом во главе это было бы похоже на современную версию нападения «Патриотов» образца 2001 года, когда они использовали пас и вынос примерно в соотношении 50\50. Работа Брэди состояла в том, чтобы конвертировать более-менее удобные третьи дауны в первые и не допускать потерь мяча. Это сработало: атака «Патриотов» была на 11-м месте в рейтинге, защита — на 13-м, но этого хватило для того, чтобы выиграть Супербоул. В 2020 году «Патриоты» имеют в своем распоряжении гораздо более эффективную защиту. И они вполне могли бы побороться за победу в дивизионе с «Биллс». До подписания Кэма Ньютона.

Если Кэм займет место стартового квотербека после предсезонки, «Пэтс», скорее всего, построят вокруг него нападение, принципиально схожее с теми схемами, в которых он работал в «Каролине» под руководством Тернера. Тогда от него ждали точности и эффективности, одновременно требуя как можно быстрее избавляться от мяча. Что ж, «Нью-Ингленду» это подходит. В 2018 году Ньютон допустил лишь 4 фамбла и бросил четыре перехвата, и это при том, что он не был полностью здоров.

«Патриотам» не привыкать заимствовать у других команд рабочие идеи и концепции. Никто не будет удивлен, если они встроят в свой плейбук идеи Грега Романа и щедро приправят его моушенами, освобождая Ньютону пространство для набора ярдов по земле. В «Нью-Ингленде» всегда предпочитали использовать в нападении неочевидные и недооцененные вещи. В 2007 они выменяли себе Рэнди Мосса и Уэса Уэлкера и играли спред. Три года спустя — задрафтовали Аарона Эрнандеса и Роба Гронковски и перестроились на «персонал 12» (построение с одним раннинбеком, двумя тайт-эндами и двумя уайд-ресиверами). Еще до того, как Чип Келли приехал в Филадельфию, «Патриоты» начали наращивать темп игры в нападении. И что бы там не придумали в Балтиморе, Билл Беличик так просто не отдаст свой трон главного фокусника НФЛ.

Другими словами: когда «Патриоты» не могли просто топтать большинство команд «на классе», как они делали в 2007-м, их козырем было разнообразие. Имея в составе Гронковски, Девелина и Джулиана Эдельмана, они всегда находили возможности для создания локальных мисматчей. Они могли поставить трех или четырех уайд-ресиверов и при этом успешно выносить мяч. Выставляя «персонал 22» (2 раннинбека, 2 тайт-энда, 1 уайд-ресивер) они давали понять, что собираются выносить мяч, а потом назначали моушн или играли плей-экшн и набирали ярды пасом. Так они выиграли свой последний Супербоул.

Embed from Getty Images

В прошлом году, потеряв Гронковски и Девелина, «Пэтс» потеряли и гибкость в нападении. Соперники знали — если на поле Сони Мишел — это вынос в двух случаях из трех. Если выходит Джеймс Уайт — это пас, с вероятностью более 80%. Всего два-три игрока в лиге являются такими однозначными маркерами в игре своих команд. В итоге «Патриоты» потеряли и там, и там — ухудшились показатели эффективности как выносных, так и пасовых розыгрышей.

И пусть Гронк вернулся не в Новую Англию, с появлением нового фуллбека и тайт-эндов в атаке появилось пространство для маневра, которое значительно увеличилось с приходом Кэма на место Тома. Брэди никогда не был угрозой в том, что касается выноса, чего не скажешь о Ньютоне — он способен таскать мяч, если защита рассредоточится по полю для прикрытия паса, и он способен отдать хороший пас, если тэкл-бокс будет насыщен для противостояния выносу. В этом смысле Ньютон видится заменой скорее для Гронковски, чем для Брэди — его присутствие на поле внесет элемент неожиданности в игру.

Общая оценка подписания: 5-

Как уже было сказано, финансовый риск сведен к минимуму. В чем могут потерять «Патриоты» в случае, если Ньютон не пройдет медосмотр — так это в уверенности Джаррета Стидхэма в самом себе. И даже в том случае, если Кэм будет здоров всю предсезонку, а потом сломается пополам на второй неделе регулярки, фронт-офис команды можно будет упрекнуть лишь в том, что Джаред недополучил сотню-другую розыгрышей.

Даже если Ньютон избежит травм и завоюет место в стартовом составе, не факт, что он будет достаточно хорош для «Нью-Ингленда». Пусть Кэм — примерно 24-й квотербек в лиге, значит, «Патриоты» закончат сезон с результатом где-то 9-7 и выйдут на «Канзас-Сити»… Дальше понятно. В этом случае по окончании сезона «Пэтс» попрощаются с Ньютоном и пойдут дальше искать себе франчайз-квотербека, иногда подумывая о том, чтобы поставить все же Стидхэма в старт. А Джаред, меж тем, станет еще на год ближе к выходу на рынок свободных агентов.

И даже в самом волшебном сценарии этой пьесы, где Ньютон весь сезон рвет и мечет и выводит «Пэтс» в Супербоул, есть одно «но»: Кэм не просто так согласился на однолетний контракт — если он преуспеет в качестве стартового квотербека, то будет в полном праве требовать долгосрочное соглашение. Да, у «Патриотов» в следующем году будет аж $86 млн под потолком зарплат, но вряд ли Кэм согласится на франчайз-тэг. И тогда у команды из Фоксборо останется совсем уж мало места для маневра в переговорах с Ньютоном.

В итоге давайте просто признаем, что подписание Ньютона — очень умный ход со стороны «Патриотов», даже в том случае, если он не оправдает возложенные на него надежды. Просто иметь в составе Кэма Ньютона, когда тебе предстоят матчи против «Биллс», «Рейвенс», «Стилерс», «Тайтенс» и «Чифс», дорогого стоит. Да и мы уже привыкли к подписаниям игроков такого калибра в позднее межсезонье в исполнении «Пэтриотс». Пожалуй, это лучшая сделка этого межсезонья на рынке свободных агентов.

Читайте также: Кэм Ньютон — в «Нью-Ингленде», Джадевеон Клауни по прежнему без контракта. Что произошло на рынке свободных агентов за последнее время

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.