Левеону Беллу было 27 лет, когда он впервые в карьере вышел на рынок свободных агентов. «Питтсбург» выбрал его на драфте-2013 во втором раунде. По итогам сезона-2014 он вошел в первую сборную All-Pro. Получается, что он стал лучшим в мире в своей профессии к 22 годам.

Спустя пять лет карьеры Белл так и не получил возможности оценить, сколько стоят его навыки на открытом рынке. Четыре года раннинбек отыграл по контракту и должен был стать свободным агентом в 2017-м. Этого не случилось. Спасибо нужно сказать такой штуке как франчайз-тег.

Это устаревший инструмент, который позволяет командам НФЛ удержать у себя элитных игроков, не давая им долгосрочный контракт и не позволяя им выйти на конкурентный рынок, чтобы выбрать лучшее для себя предложение. К сожалению для игроков, «клубная метка» в ближайшее время вряд ли исчезнет из их жизни.

View this post on Instagram

New Chapter. 🛫

A post shared by Yannick Ngakoue (@yannickngakoue91) on

Откуда вообще взялся франчайз-тег?

Начало 1992 года. Джон Элвей уже 9 сезонов играет за «Денвер». Он трижды выводил «Бронкос» в Супербоул, но еще ни одного не выиграл. В сезоне-1991 статистика Элвея была ужасной по сегодняшним меркам (13 тачдаунов при 12 перехватах, 3253 ярда пасом), но его команда выиграла 12 матчей за сезон, а самого квотербека выбрали в Пробоул.

Но у руководства «Денвера» возникли проблемы с заключением нового контракта с Элвеем. Владелец «Бронкос» Пэт Боулен на встречах с владельцем отстаивал позицию, что нужно ввести правило, которое позволит ему сохранить Элвея в составе на большой зарплате еще год, чтобы было время согласовать новое долгосрочное соглашение. За сезон-1992 Элвей получил 1,95 млн (18-я зарплата в лиге), но «Бронкос» выиграли время и договорились с разыгрывающим о контракте на 20 млн за 4 года, который сделал его самым высокооплачиваемым игроком лиги.

«Правило Элвея» и превратилось позднее во франчайз-тег. У него также есть «младший брат», транзишн-тег. Суть их в том, что у команды НФЛ есть право наложить «метку» на конкретного игрока, который должен выйти на рынок свободных агентов. Эта метка гарантирует, что игрок останется в команде еще на год. Сумма такого однолетнего контракта будет на одном уровне с самыми богатыми игроками отдельной позиции.

У игроков нет способа избежать метки

Звучит классно — получить сочный однолетний и полностью гарантированный контракт. Финансово игроки точно в обиде не остаются. Тот же Белл получил 12,1 млн по франчайз-тегу в 2017-м и получил бы 14,5 млн, если бы играл в сезоне-2018, а не бастовал.

Но рынок свободных агентов — это совсем другая история. Там есть конкуренция, поэтому цена за услуги игрока может сильно вырасти. Именно поэтому Кирк Казинс получал 19,9 и 23,9 млн по франчайз-тегу в 2016 и 2017 годах, но сразу же подписал контракт на 28 млн в год, как только вышел на рынок свободных агентов. И это квотербек уровня чуть выше среднего, не звезда.

Белл мог выйти на рынок в 2017-м в возрасте 25 лет. Он запросто мог бы подписать рекордный контракт для бегущих. Он мог выйти на рынок и в 26 после второго сезона с попаданием в сборную All-Pro.

Ценность Белла продолжала снижаться — на это повлияли возраст и нагрузка. В итоге Белл вышел на рынок лишь в 2019-м, отсидев один сезон в качестве протеста. Он подписал контракт на 4 года и 52,5 млн с «Джетс». Стань он свободным агентом на год-два раньше — наверняка получил бы еще больше.

На Белла повесили ярлык эгоиста. Хотя он всего лишь сделал то, чем другие угрожали. Эрик Берри собирался бастовать в 2017 году, если бы «Чифс» повторно использовали на нем метку. Вон Миллер в 2016-м утверждал, что не собирается играть под франчайз-тегом после победы в Супербоуле. «Это проблема всей лиги. Ситуация выходит за пределы конкретно моей ситуации. Я чувствую, что могу помочь своим коллегам в сложившихся обстоятельствах», — говорил Миллер в интервью ESPN.

Франчайз-тег устарел, ему пора на покой

Не переживайте, если вас возмущает, что введенное в 1992 году правило называется устаревшим. В те времена экономика НФЛ была совершенно иной. Стартовый квотербек зарабатывал в среднем чуть больше миллиона долларов. Игроки топ-уровня получали около $4 млн в год.

Сейчас ставки гораздо выше, но у команд есть лазейка, которая помогает им не затевать аукцион за услуги игрока с другими командами. Франчайз-тег мешает игрокам зарабатывать по максимуму.

Хотя в любом правиле есть исключения. Казинс, к примеру, отлично заработал за счет двух тегов. Он играл на однолетних соглашениях два года подряд и значительно увеличил свою ценность, после чего вышел на открытый рынок и сорвал куш. Только вот Казинс играет на более высокооплачиваемой и безопасной в плане здоровья позиции. Белл, который, как любой другой раннинбек, стареет не по дням, а по часам, находится в менее выгодной ситуации.

Немногим везет так, как повезло Казинсу. Большинство игроков под франчайз-тегом либо теряют в ценности, либо рискуют шансами максимизировать свою ценность, например, из-за травмы.

View this post on Instagram

Gameday in Minnesota!! SKOL

A post shared by Kirk Cousins (@kirkcousins) on

Профсоюз давно должен был выступить против франчайз-тега

Профсоюзу давно уже стоило вцепиться мертвой хваткой во франчайз-тег и не отпускать, пока его не отменят. В мире нет аналогов клубной метке из НФЛ. Классному врачу не приходится работать в больнице против своей воли, госпиталю не принадлежат «права» на его услуги. Профессор не обязан сидеть в одном университете, если его там что-то не устраивает. Но мир спорта устроен иначе.

Процедуры драфта тоже не существует за пределами спорта. Не бывает такого, чтобы работника обязывали идти работать в конкретную фирму на несколько лет просто потому, что это компания выиграла лотерею. Возможно, драфт тоже стоило бы отменить, но сейчас разговор не об этом. Драфт хотя бы распространен в нескольких лигах. Франчайз-тег есть только в НФЛ. «Кливленд Кавальерс» не смогли удержать Леброна Джеймса, а «Вашингтон Нэшнлс» — Брайса Харпера.

У франчайз-тега вообще есть какое-то логическое объяснение кроме того, что так удобнее командам? Или что, вы просите меня переживать за «Стилерс», которые оцениваются в 2,8 млрд долларов и решили не предлагать Беллу смешной контракт с маленькой гарантией после 4-5 лет сотрудничества?

НФЛ и профсоюз вели переговоры о новом Коллективном соглашении, которое истекало после сезона-2020. По какой-то причине вопрос отмены франчайз-тега не всплыл в ходе дискуссий. Так что франчайз-тег остается, и он будет с нами еще долго. Хотя его единственная задача на данный момент — лишить игрока возможности выйти на рынок и заработать как можно больше денег.

Вы меня, конечно, простите, но это полный отстой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.