Меньше чем через месяц, 8 февраля, стартует первый регулярный сезон XFL. Нам обещают привычный и понятный футбол, столь любимый многими, который, по заявлению комиссионера лиги Оливера Лака, сделали «чуточку лучше»: чуточку зрелищнее, чуточку динамичнее — и не в ущерб безопасности игроков. Этого, по словам Лака, давно ждут болельщики, и XFL очень внимательно прислушивается к их мнению.

Всего анонсировано более 20 поправок к правилам НФЛ, касающихся 15 ключевых аспектов игры. Попробуем разобраться в них в подробностях.

Начальный удар: больше возвратов, меньше тачбеков

Начальный удар в НСАА составляет лишь 6% от общего числа розыгрышей и при этом «отвечает» за 21% сотрясений мозга, получаемых игроками на поле. Столкновения на встречных курсах после 30-ярдового разгона не сулят ничего хорошего, и поэтому что НСАА, что НФЛ делают всё возможное, чтобы свести риск к минимуму. Организации поощряют отказ от возврата мяча в пользу тачбека, перенося точку начала следующего розыгрыша на 25-ярдовую отметку (что на целый ярд ближе, чем среднестатистическая точка начала розыгрыша после возврата). XFL же, в свою очередь, заявляет: если результат розыгрыша, по большей части, очевиден, ему не должно быть места в футболе — зачем тратить на него время вообще? Давайте попробуем мотивировать игроков на возврат, но изменим механику, чтобы снизить травмоопасность. Получается вот что:

  • Начальный удар пробивается со своих 25 ярдов. Кикер должен пробить мяч таким образом, чтобы тот приземлился между 20-ярдовой отметкой и голевой линией на половине поля соперника.
  • Набегание (игроки команды пробития) и возврат выстраиваются, соответственно, на 35- и 30-ярдовой линиях на половине поля команды возврата. При этом каждая команда должна выстроить ровно трех игроков между хэш-линиями и боковой линией на каждом фланге, и никто из игроков, кроме кикера и холдера, не может двигаться, пока возвращающий не коснётся мяча или пока с момента касания мячом поля не пройдёт 3 секунды.
  • Если пробитый ударом мяч приземляется ближе 20-ярдовой отметки соперника или выходит за боковую, присуждается фол за нелегальную процедуру. Штраф: первая попытка команды возврата с 45-ярдовой отметки на своей половине поля.
  • Вводятся понятия «большого» и «малого» тачбеков. Если мяч приземляется непосредственно в зачётной зоне соперника, присуждается большой тачбек, и следующий розыгрыш команда возврата начнёт со своих 35 ярдов. Если же мяч «умирает» в зачётной зоне, предварительно ударившись о поле в 20 ярдах или ближе к голевой линии команды возврата — это малый тачбек, после которого возврат начнёт со своих 15 ярдов.
  • Если команда решает пробить онсайд-кик, она заранее уведомляет судей, и розыгрыш может пройти в соответствии с принятой в «традиционном» футболе процедурой, когда команды выстроятся в 10 ярдах друг от друга. Никаких сюрпризов. Вместе с тем, опубликованные XFL правила не описывают, что случится, когда вместо онсайда команда пробьёт глубоко и какие предусмотрены (если вообще предусмотрены) штрафы.

Реализация: флаг-футбольное разнообразие

В подавляющем большинстве случаев, реализация в НСАА/НФЛ гарантирует 1 дополнительное очко (пробитие филд-гола с 3-ярдовой или 15-ярдовой отметки соответственно). XFL не приемлет ничего гарантированного и очевидного, поэтому теперь очки после тачдауна можно будет набирать так:

  • Занеся тачдаун, команда, по своему выбору, может попытаться заработать дополнительно одно, два или три очка. Для этого она должна занести тачдаун с отметки 2 ярда (1 очко), 5 ярдов (2 очка) или 10 ярдов (3 очка). В этом смысле XFL повторяет правила флаг-футбола, где стоимость реализации зависит от дистанции.
  • Если защита в ходе реализации завладеет мячом (перехватив пас или подобрав фамбл) и занесёт его в зачётную зону соперника, она заработает столько же очков, во сколько была оценена попытка реализации.
  • Розыгрыш филд-голом на реализации в XFL не допускается.
  • Правила не сообщают, изменится ли стоимость реализации, если дистанция изменится в результате применения штрафов за допущенные командами фолы. Например, если защита при попытке 3-очковой реализации окажется в офсайде и мяч перенесут на 5-ярдовую отметку, будет ли такая попытка по-прежнему оцениваться в 3 очка?

Пант: больше четвёртых попыток

Не раз уже аналитики по обе стороны океана отмечали, что розыгрыш четвёртой попытки зачастую статистически выгодней, чем пробитие панта. XFL идёт дальше и лишает смысла свободную ловлю и удары под зачётку, давая нападению дополнительную мотивацию отказаться от панта:

  • Все игроки команды пробития, расположившиеся на линии розыгрыша, не могут двигаться до тех пор, пока мяч не будет пробит. Исключение составляют ганнеры, для которых допускается латеральное смещение от момента снэпа до удара.
  • Игроки команды возврата, выстроившиеся напротив ганнеров, не имеют права пересекать линию розыгрыша до удара.
  • «Большой» тачбек присуждается, а мяч устанавливается на 35-ярдовую отметку команды возврата, если после удара мяч приземляется в зачётной зоне соперника или выходит за боковую в 35 ярдах или ближе к голевой линии. Если мяч выходит за боковую дальше чем в 35 ярдах, следующий розыгрыш начнётся с точки выхода мяча.
  • Свободная ловля допускается, однако смысла в ней в новых условиях очень мало: возвращать мяч теперь сильно проще (и выгодней).

Пас вперёд на раз-два

Как мы знаем, в НСАА/НФЛ если мяч в ходе розыгрыша ещё не пересёк линию розыгрыша каким-либо образом, его можно отдавать пасом вперёд, однако только один раз за розыгрыш. В XFL посчитали, что это недостаточно круто, и разрешили нападению пасовать вперёд второй раз, если после первого паса мяч не пересёк линию розыгрыша. Ожидается, что такое нововведение добавит больше вариативности комбинаций и зрелищности игры в нападении.

Ещё одна поправка, касающаяся пасовой игры, упрощает правило «нелегального принимающего». Как известно, во время розыгрыша пасом вперёд, не все игроки нападения имеют право касаться отданного пасом мяча; к таким игрокам — нелегальным принимающим — относятся все игроки с номерами в диапазоне 50–79, а также внутренние линейные вне зависимости от игрового номера. Ну а дальше всё просто: на пасовом розыгрыше нелегальному принимающему не разрешается продвигаться вперёд глубже 3 ярдов от линии розыгрыша, пока пас не пересечёт её. Такая трактовка немного проще, чем в НСАА, и сильно проще, чем в НФЛ, суть же при этом серьёзно не меняется.

Овертайм: перестрелка до победного

«Почему бы НФЛ не принять студенческие правила овертайма?» — слышим мы каждый раз, когда судьбу матча в дополнительном периоде решает монетка. «Почему бы нам не построить овертайм по аналогии с серией буллитов или пенальти, как в хоккее или соккере?» — так поставили вопрос в XFL:

  • Если 4-я четверть заканчивается с ничейным счётом, командам попеременно даётся по 5 попыток с 5 ярдов от голевой линии. Команда, ведущая в счёте по истечении 5 попыток, объявляется победителем. Если до окончания серии какая-либо команда теряет математические шансы сравнять счёт (например, после 3 попыток одна команда занесла тачдаун трижды, а другая — ни разу), серия не продолжается и игра прекращается. Если после 5 попыток сохраняется ничейный счёт, овертайм продлевается на 1 попытку для каждой команды — пока не будет выявлен победитель.
  • Каждый тачдаун в нападении в овертайме оценивается в 2 очка. Защита не может заработать очки в овертайме — при смене владения розыгрыш немедленно прекращается с нулевым результатом.
  • Если защита совершает фол, нападение имеет право переиграть свою попытку с 1-ярдовой отметки. В случае повторного фола данной команды в защите как в течение текущей попытки, так и любой последующей попытки, нападению присуждаются 2 очка.
  • Если нападение совершает фол на мёртвом мяче перед началом розыгрыша (как то: фальстарт, задержку игры и тому подобное), мяч будет отодвинут назад для розыгрыша попытки. Если нападение сфолит во время розыгрыша (задержка соперника, помеха приёму, нелегальный блок и так далее), набранные очки будут аннулированы без возможности переиграть попытку.
  • Минимальный интервал между попытками составляет 20 секунд.

Тайм-менеджмент: не тратим время впустую

XFL с самого начала заявляла, что никакая игра не будет длиться больше трёх часов. Вот за счёт чего они планируют этого добиться:

  • Часы розыгрыша всегда устанавливаются на 25 секунд (не на 40, как принято в НСАА/НФЛ). Судьи в большинстве случаев успевают установить мяч для следующего розыгрыша за 7 секунд, так что нет решительно никакого резона дополнительно затягивать время.
  • В 2-минутном нападении (то есть, в течение последних двух минут 2-й и 4-й четвертей) часы будут останавливаться после каждого розыгрыша и запускаться после того, как судьи установят мяч, при этом с игровых часов будет списываться 5 секунд. Исключение составляют непринятые пасы и выход игрока с мячом за пределы поля — в этом случае часы будут запускаться по снэпу без каких-либо дополнительных списаний.
  • Вне 2-минутного нападения игровые часы не будут останавливаться после непринятого паса или выхода игрока с мячом за пределы поля.
  • Каждой команде даётся по 2 тайм-аута на каждую половину (а не по 3, как в НСАА/НФЛ).
  • Никаких красных флагов, при помощи которых тренер мог бы инициировать пересмотр спорного розыгрыша. В то же время, все розыгрыши пересматриваются специально назначенным судьёй, который может исправить любые возможные ошибки, допущенные судьями в поле (предусматривается достаточно обширный список ситуаций, которые подлежат пересмотру).
  • Ещё один специально назначенный судья будет отвечать исключительно за подготовку и установку мяча для следующего розыгрыша.
  • Большой перерыв (между 2-й и 3-й четвертями) длится 10 минут.

На первый взгляд, изменения по части времени не выглядят особо революционно, но, если разобраться, станет понятно: игра в «двухминутке» теперь меняется принципиально. Во-первых, отстающая в счёте команда сможет использовать всё разнообразие своего плейбука, не ограничиваясь только пасом во фланги. Во-вторых, ведущая в счёте команда не сможет сжечь все 120 секунд тремя «коленками» — придётся играть, и, если отрыв составляет меньше одного владения, то ничего ещё не решено!

И напоследок: правило ловли (вы не поверите!)

Ловля присуждается, когда игрок:

  1. устанавливает контроль над живым мячом, находящимся в полёте, после чего
  2. касается земли в пределах поля любой частью тела, при этом
  3. сохраняя контроль над мячом в течение времени, достаточного для совершения любого футбольного действия.

(Всё это означает, что, во-первых, достаточно одной ноги в поле, как в НСАА, а во-вторых, ох, не доведут до добра эти бесконечные упрощения — Прим. ред.)

«Удачи вам, мистер Горски!..»

Про некоторые из предложенных нововведений нам хочется воскликнуть: вот он, футбол, которого мы давно ждали! Что за прелесть эта ваша трёхуровневая система набора очков на реализации! Что за гений выдумал эти буллиты-овертаймы!

Однако нелишним будет и вспомнить, зачем вообще нужны правила и что правила игры в американский футбол, между прочим, существуют не просто так.

Правила игры в американский футбол служат соблюдению и поддержанию трёх основополагающих принципов. Первый: обеспечение безопасности жизни и здоровья игроков и других участников игры. Второй: сохранение состязательного спортивного духа игры. Третий: обеспечение баланса игры и равноправия противоборствующих команд. Именно так — и именно в таком порядке — было более или менее всегда.

Конечно, в профессиональном футболе всегда так или иначе существовал четвёртый, редко артикулируемый, но, тем не менее, вполне очевидный принцип: поддержание зрительского интереса и, как следствие, положительного денежного потока, но…

Но никто ещё до XFL не пытался ставить его на первое место. «Нам нужно взять эту великую игру и сделать её чуточку лучше», — говорит Оливер Лак.

«Лучше». Выглядит так, будто бы эти парни полжизни ждали такого шанса, и вот он представился. Будто Дин Бландино — человек, на минуточку, всего пару лет назад занимавший пост вице-президента НФЛ по вопросам судейства — вырвался наконец из бюрократических тисков Старой Лиги и решил разгуляться как следует.

Не нам, разумеется, мистера Бландино учить, но позвольте: как вы предлагаете это всё судить?

Все судьи прекрасно знают: мяч в полёте не может совершить фола, поэтому нет никакой необходимости за ним следить. Но теперь на начальном ударе такая необходимость появляется — а ну как кикер недопнёт до 20 ярдов? Или: какой-то один судья должен умудриться уследить и за возвращающим (в момент, когда он коснётся мяча), и за всеми остальными игроками, когда они придут в движение, чтобы не допустить фальстарта. Тут бы не помешал угол обзора, как у кролика (ну или хотя бы градусов 120). Или: судья подаст сигнал, когда с момента касания мячом поля (всё на том же начальном ударе) пройдёт 3 секунды. А если потом выяснится (а по тайм-коду видеозаписи такое можно измерить с более чем достаточной точностью), что прошло всего лишь 2,84 секунды и преждевременный сигнал привёл к тяжёлой травме какого-нибудь незадачливого ретёрнера? Или 3,12 секунды и в результате был занёсен решающий тачдаун?

Или: время на розыгрыш сокращается до 25 секунд, чтобы игра протекала быстрее — ведь судьи и так справляются с установкой мяча за 7 секунд в среднем. И теперь вдруг понадобился отдельный судья, который ничем другим не будет заниматься, а только готовить мяч. Вот эти 7 секунд — это не просто так, это не потому, что судьи такие реактивные, а потому что есть рутина и командная работа.

Или: за второй фол в защите на любой последующей попытке в овертайме нападению присуждаются очки: помилуйте, где тут баланс? Где тут спортивный дух? Нападение вполне легально может спровоцировать защиту на офсайд (в отличие от защиты, для которой провокация фальстарта команды нападения считается фолом), особенно когда до зачётки ярд — как вы там говорили? Никаких этих ваших уловочек, только честный футбол? Ха.

Мы могли бы продолжать в таком духе довольно долго, но на самом деле, поживём — увидим. А пока лишь хочется адресовать Дину Бландино и всем судьям XFL знаменитую фразу Нила Армстронга, первого человека на Луне: «Удачи вам, мистер Горски!..».

Даже если сам Армстронг такого никогда и не говорил.

Читайте также: Команды XFL показали форму. Давайте оценим вместе

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.