С февраля 2008-го по ноябрь 2015-го «Пэтриотс» обыгрывали хотя бы раз каждую из команд НФЛ, кроме «НЙ Джайентс». Где-то пять лет назад журналист спросил Илая Мэннинга об этом факте.

«Мы подловили их в нужный момент», — сказал Илай. Это идеальное резюме неидеальной карьеры. Мэннинг объявил о завершении карьеры, подведя итог 16-летнему выступлению за «Джайентс». Теперь на протяжении пяти лет мы будем спорить, достоин ли он включения в Зал славы. Несмотря на то, что большую часть карьеры Илай играл посредственно, он заработал больше денег, чем любой другой игрок в истории лиги, а также является одним из пяти игроков, становившихся MVP Супербоула более одного раза. Мы обожаем сравнивать, каталогизировать и вешать ярлыки. Но карьеру Мэннинга невозможно измерить общим аршином.

Победа «Джайентс» над шедшими 18–0 «Пэтриотс» в Супербоуле–42 — крупнейшая сенсация за четыре футбольных десятилетия. Та победа возвела «Гигантов»–2007 в статус одного из самых известных андердогов в истории, но через четыре года, когда нью-йоркская команда выиграла ещё и матч-реванш в Супербоуле, они попали в особую категорию.

Embed from Getty Images

Матчей-реваншей после великих апсетов вообще практически не бывает. Бастер Даглас больше не бился с Майком Тайсоном. Университет Мэриленда в Балтимор-Каунти ещё нескоро встретится с университетом Вирджинии. А сенсационные результаты, которые всё-таки получают продолжение, в большинстве случаев заканчиваются иначе. «Мичиган» взял реванш у «Аппалачиан Стэйт», выиграв в 38 очков. После Супербоула–3 «Джетс» проиграли «Индианаполису» четыре игры подряд. После Чуда на Льду хоккейная сборная США проиграла следующий матч сборной СССР. Но «Джайентс» не просто обыграли величайшую династию в истории американского спорта на пике её могущества. Они сделали это дважды. Историю американского футбола нельзя рассказать без упоминания «Пэтриотс», а историю «Пэтриотс» нельзя рассказать без упоминания Илая Мэннинга.

За Мэннинга было тяжело болеть поначалу. Большинство болельщиков узнало о нём, когда он как капризный принц накануне драфта–2004 отказался выступать за «Сан-Диего Чарджерс». Игроки разыгрывали эту карту и до него. Квотербек «Стэнфорда» Джон Элвей перед драфтом 1983 года заявлял, что предпочтёт выступать за «Янкис», чем за «Балтимор Кольтс». Разница в том, что Илай не мог выбрать карьеру в другом виде спорта, он просто сказал, что не хочет в «Чарджерс». Поэтому «Джайентс» отдали Филипа Риверса и будущий выбор в первом раунде за своего франчайз-квотербека.

Итоговый результат Мэннинга в регулярных сезонах: 117–117. В этом весь Илай. Он отыграл 16 сезонов, но единственная важная пасовая категория, в которой он когда-либо был первым в НФЛ — это перехваты. За 16 лет он четыре раза попал в Пробоул — это вполовину меньше, чем выбранный изначально вместо него Филип Риверс и всего на раз больше, чем Энди Далтон из «Цинциннати». За 236 игр в регулярных сезонах Мэннинг в своей конференции был назван лучшим игроком тура в нападении всего четыре раза — столько же, сколько Кирк Казинс. Даже Керри Коллинс, квотербек, от которого у любого болельщика «Джайентс» заноют зубы, признавался лучшим игроком тура в нападении четыре раза за пять сезонов в Нью-Йорке.

Embed from Getty Images

Недооценённая часть карьеры Мэннинга — это её продолжительность. Он ни разу не пропускал матч из-за травмы, а серия из 210 стартов подряд — третья в истории НФЛ среди квотербеков. Это позволило ему оказаться среди лидеров лиги по пасовым ярдам за карьеру. Мэннинг — седьмой за всю историю по пасовым ярдам и тачдаунам, но эти показатели не отражают его еженедельное или ежегодное влияние на игру. Показатель ярдов за пасовую попытку у Илая по итогам карьеры — 87-й за всю историю, а по коэффициенту тачдаунов за бросок он 71-й. Он с запасом первый по перехватам за карьеру, и это не из-за её продолжительности. Процент перехватов за карьеру у Мэннинга выше, чем у Блейка Бортлса.

Но никто и не говорит, что Мэннинг заслуживает попасть в Зал славы благодаря показателям в регулярных сезонах. Спорить о показателях Илая Мэннинга в регулярке — это как основателю Amazon Джеффу Безосу злиться из-за того, что у него лицо некрасиво получилось на слитых в сеть фотографиях, где он демонстрирует пенис. Когда дело касается кандидатуры Мэннинга на включение в Зал славы, мы концентрируемся на мелких, но куда более релевантных фрагментах изображения.

«Пэтриотс» с результатом 18–0 перед Супербоулом–42 считались фаворитами в 14 очков. Победа обеспечила бы им титул величайшей команды в истории американского футбола, а может и всего американского спорта. Но «Джайентс» выиграли 17–14, а Мэннинг был назван самым ценным игроком финала. (Если бы приз вручался самым ценным игрокам, то он бы ушёл линейным защиты «Джайентс», уничтожившим о-лайн «Пэтриотс». «Нью-Йорк» сделал 5 сэков на Томе Брэди, хотя за предыдущие 18 игр он попадал под сэк только 24 раза). Лучшее выступление Мэннинга не обошлось без толики удачи. Его спасительный бросок на Дэвида Тайри — это самый культовый момент в истории НФЛ. Но часто забывается, что за розыгрыш до этого Мэннинг и Тайри не поняли деталей маршрута принимающего, и квотербек бросил мяч прямо в корнербека «Нью-Ингленда» Асанте Сэмюела, который уронил мяч.

В конце концов, Сэмюел не удержал свой мяч, а Тайри — удержал. Через четыре розыгрыша после фиксации мяча шлемом Тайри, Мэннинг бросил победный тачдаун. Это вся карьера Мэннинга в разрезе — нет, нет, ДА, ДА!!!

«Мэннинг бросает, Бёррес один, ТАЧДАУН НЬЮ-ЙОРК!»

В плей-офф после сезона–2011 «Джайентс» обыграли шедший 15–1 «Грин-Бэй» с Аароном Роджерсом, который провёл, возможно, лучший сезон в истории любого квотербека. Роджерс — мастер по броскам хэйл-мэри, но в той игре его исполнил Мэннинг.

Одержав победу, «Джайентс» вышли в финал конференции, где везунчик Мэннинг сыграл самый везучий матч в карьере. Игравший за «Сан-Франциско» на возврате пантов Кайл Уильямс потерял фамбл в четвёртой четверти, а потом ещё раз в овертайме, что позволило «Гигантам» выиграть 20–17 и выйти в Супербоул. Афиша повторной встречи с «Пэтриотс» в финале уже выглядела слишком хорошо, чтобы быть правдой, а сама игра была ещё более странной, чем оригинал. Первый розыгрыш в матче — сейфти. Амад Брэдшоу занёс решающий тачдаун по ошибке, завалившись задницей за зачётную линию, хотя он собирался остановиться на одном ярде. Но суть была той же, что и в Супербоуле–42. Отставая в счёте за четыре минуты до конца игры, Мэннинг выдал 38-ярдовую передачу, которая могла бы стать важнейшей в жизни любого другого квотербека, на Марио Мэннингема. Учитывая, что стояло на кону, этот пас можно назвать идеальным по исполнению.

Мэннинг вновь стал MVP Супербоула. Кроме него такой чести удостаивались только Том Брэди, Джо Монтана, Терри Бредшоу и Барт Старр. Мэннингу потребовалась помощь и удача на пути к двум перстням, но кто из квотербеков обходился без них? Несмотря на все свои недостатки, Мэннинг был идеален в самые ответственные моменты.

Мэннинг — это клубок противоречий: неуклюжий, но клатчевый, избалованный, но уверенный в себе, хладнокровный, но взбалмошный. Он дважды выиграл битву с величайшей династией в истории американского спорта. Остальная его карьера была нормальной. Порой просто важно подловить нужный момент.

Embed from Getty Images

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.