First&Goal продолжает подводить итоги сезона с точки зрения региональных команд. После МЧС и «Киборгов» о своей версии 2019 года рассказывают «Викинги», завершившие сезон в Открытой лиге Черноземья с показателем 2-4, но оставившие о себе хорошее впечатление в ряде матчей.

«По крайней мере, мои новички увидели футбол»

– Как в целом оценишь прошедший сезон? Что было самым позитивным в этом году?

– По итогам сезона я доволен количеством сыгранных матчей. Если считать все игры, включая товарищеские, то мы провели в этом сезоне 10 игр. Это довольно много для нас, с каждым матчем нас было все меньше и меньше. Сейчас с большим удовольствием вкатываемся в межсезонку, сезон был очень сложный, но незабываемо крутой и полезный. Я надеюсь, этот сезон в составе «Викингов-ВоГУ» был поворотным как для игроков из Вологды, так и из Череповца и Ярославля. Вологжане получили опыт от игры и тренировок бок о бок с одними из лучших игроков и специалистов России, а ребята из Ярославля и Череповца получили позитивный заряд на развитие команд в своих городах. Не могу сказать сейчас, что будет в следующем году, сохраним ли мы формат сборной или в каждом городе появятся самодостаточные команды. В любом случае, мы будем рады обоим вариантам.

– Недавно «Бунтари» сыграли против сборной Дальнего Востока под своими цветами. Там выступили несколько вологодских игроков, да и в заявке на игре было несколько юниоров из «Викингов».

– «Бунтари» возродились, и если наше участие помогло им возродить команду, то мое отношение к этому сугубо положительное. Хотя я не думаю, что счет был бы значительно хуже, если бы «Бунтари» сыграли без нашей помощи. По крайней мере, мои новички увидели футбол, почувствовали на себе контакт, и уже с каким-то бэкграундом входят в межсезонье. Ну и «Панд» увидели. «Пандам», конечно, огромный респект.

Фото из личного архива

– Сезон стал первым с таким насыщенным графиком, это было в новинку. Как справился менеджмент?

– Если оценивать минувший сезон с позиции менеджера «Викингов», то, за исключением выездной игры с МЧС, мы отработали хорошо. Поражение в игре в Санкт-Петербурге, на мой взгляд, случилось из-за того, что я неправильно рассчитал время выезда и приезда. В результате команда уже к начальному удару была уставшей, ребята к этому моменту не спали уже 30 с лишним часов. Полный провал.

– Именно через такие истории команда и менеджеры растут и развиваются?

– Вообще футбол в Вологде развивается. В команде появляются новые лица, а старые не спешат уходить. Люди внутри команды видят, что клуб идет вверх. Мы обзавелись собственным тренировочным центром! Попытки сделать такой у меня были еще год назад, тогда мы арендовали помещение на 100 квадратных метров и организовали там тренажерный зал, а сейчас в нашем распоряжении помещение на 350 квадратных метров, с борцовской зоной и всеми необходимыми тренажерами. Сейчас мы заканчиваем там отделочные работы и с середины октября планируем проводить там все свои тренировки. Финансовый вопрос в нашей команде практически полностью лежит на паре-тройке человек, ну и плюс взносы само собой. Если бы нам выпало ехать в Краснодар, то я уверен, что команду бы я привез, а деньги на поездку мы бы нашли.

– Речь идет о спонсорах, или же частных финансовых вливаниях?

– У нас нет титульного спонсора, хотя работа в этом направлении ведется. Но финансово мы стабильны, уверенно стоим на ногах.

«Для того чтобы расти, Федерация регби России признала, что их уровень – ноль»

Фото из личного архива

– Все чаще даже в регионах встает вопрос о необходимости развития детского и юниорского футбола, если мы хотим в России развивать футбол в принципе. Как с этим дела в Вологде?

– Наконец-то в этом сезоне мы взялись за детский и юниорский футбол. Сейчас у нас идет активный набор в эти команды, мы сформировали тренерский штаб, я съездил на недельную стажировку в Москву, где посещал тренерские курсы и получил тренерскую лицензию категории «С» по регби, где абсолютно точно осознал, что образовательные курсы для тренеров – это то, что даст огромный шаг вперед для команд из регионов. Не буду называть имена и приводить примеры, но у многих наших тренеров в детском футболе (и у меня в том числе) тренерские навыки абсолютно поверхностные, не хватает фундаментализма.

– То есть, тренировки в «Викингах» сейчас проходят не совсем правильно?

– Около года назад я поймал себя на мысли, что зазывая детей в американский футбол я, по сути, с большой долей вероятности порчу их жизнь. Вот провожу я очередной мастер класс для детей и думаю: а если бы этот ребенок попал не ко мне, а к тренеру-профи, не важно в каком виде спорта, возможно, тот бы сперва протестировал ребенка, проработал его слабые стороны, выровнял осанку, исправил технику бега, чтоб суставы не изнашивались. Отследил бы момент его взросления и подобрал бы упражнения, которые полезны именно для этого возраста. У нас же этот ребенок придет на тренировки и будет заниматься не пойми чем под руководством не пойми кого. Та же история и с рекрутингом взрослых. Слишком мало внимания уделяется функциональной грамотности, и почему-то я уверен, что это не только частный случай нашей команды, а вообще история российских команд. Ведь как у нас принято: пришел новичок на тренировку, ему хочется биться, толкаться, и мы даем ему эту возможность. При этом нам самим нельзя ударить в грязь лицом, и мы сразу же показываем ему его место. И нам плевать, что он к этому может быть не готов физически. Меня, в свое время, поставили в стартовый состав на игру с «Бунтарями» через три тренировки после того, как я пришел в этот спорт. Все эти годы, что я играю, я ловлю от этого настоящий кайф, но сейчас я имею дважды порванные кресты и несросшийся перелом руки. Не жалуюсь, просто привожу пример того, как не надо, но как зачастую бывает.

– Одно дело – быть готовым тренировать. Другой вопрос – найти тех, кого можно было бы тренировать. Как происходит рекрутинг в Вологде?

– Если мы говорим о детской команде, то мы интенсивно ходим по школам города, договариваемся с директорами. Они разрешают нам проводить уроки физкультуры, и на этих уроках мы объясняем ребятам, что такое футбол и куда нужно прийти, чтоб начать им заниматься. Набирать студентов нам помогают студенческие организации (студсовет ВоГУ и профком ВоГУ). Вообще всем региональным командам советую пообщаться с университетами на предмет сотрудничества. Если говорить о рекрутинге взрослых людей, то тут, как показывает практика, не обойтись без услуг опытного таргетолога. Последние месяцы мы платили деньги таргетологу. Сейчас мы обучаем таргетингу двух ребят из команды, надеюсь, с их помощью набор пойдет еще успешнее.

– Чем вообще удается подкупить людей по сравнению с «классическими» видами спорта?

– Наше преимущество над классическими видами спорта невелико. Я бы сказал, что его нет. Каждый, кто приходит к нам – это скорее исключение, чем правило. Мы боремся с этим положением дел, и в ближайшем будущем, думаю, оно поменяется к лучшему. Наш плюс в том, что у команды есть своя база, свой спортзал, который каждый игрок команды, даже новичок, может посещать в любое время, абсолютно бесплатно. Некоторым это нравится.

– Ты упомянул регби. Это тоже не самый развитый в России вид спорта, и мест, где можно заниматься регби, едва ли сильно больше, чем аналогичных клубов по футболу. Тем не менее, уровень достижений и вообще восприятия регби и АФ несопоставим, а сборная России по регби даже участвует в Кубке мира. Почему так происходит?

– Через годы своих собственных ошибок я прихожу к осознанию того, что все три года до этого я тренировался неправильно, уделял внимание не тому, чему следовало бы. Я уверен, что первое, чем стоит заниматься для развития футбола в стране – это образование детских тренеров. Как я уже сказал, я недавно прошел недельные курсы и получил тренерскую лицензию категории «С» по регби. Не то, чтобы я стал «гуру» тренерского цеха, но у меня теперь хотя бы есть понимание того, как строить тренировочный процесс у детей и как создавать тренировочный план. У нас принято плеваться в сторону регби, но я бы предложил взять с них пример. Для того чтобы расти, Федерация регби России сделала самое главное: признала, что их уровень – ноль. И начали работу с нуля, даже не с воспитания детей, а с воспитания тренеров для детей. Уверен, пройдет десять лет и российское регби будет в мировом топе. Также уверен, что пройдет десять лет, а в российском футболе все по-прежнему будут спорить: «Играть по фану или развивать?!»

– Если говорить о тренерском составе команды… Со стороны кажется, что в «Викингах» очень сложная иерархия. Есть Олег Подоляка, есть Николай Зарубин, есть Никита Шемякин с регбийной лицензией. Кто за что отвечает?

– Тренерская иерархия? В данный момент ее нет. Есть главный тренер – это я, а Олег Борисович Подоляка и Николай Зарубин – просто мои товарищи, которые готовы мне подсказать, или приехать помочь, провести кэмп, не более того. Но в сезоне у нас был настоящий тренерский штаб. Олег Борисович – главный тренер, отвечал во многом за физические кондиции ребят, а Иван Аверин и Николай Зарубин координировали защиту и нападение, соответственно. И очень здорово нам помогали.

«Оружейники» – крутые. Вологда, думаю, со временем сможет так же»

Матч «Викинги» – МЧС в Открытой лиге Черноземья. 22 июня 2019 г. Вологда, Россия. Фото: Сергей Бондаренко

– От философии – к практическим вопросам. В этом сезоне вы сыграли в ОЛЧ. Как оценишь этот турнир, его статус «объединителя земель русских» и применимость данного формата к нашим реалиям?

– Из ОЛЧ-2019 получился хороший турнир. Разнообразные команды, примерно одинаковый уровень, близкие матчи. Всё это да, но нужно расти в плане организации. Есть один минус ОЛЧ – это излишняя демократичность. Лига надеется на то, что каждый участник турнира сделает все от себя зависящее, чтобы продукт получился качественным. Не сделает. Команды будут экономить на всем, чем можно – в том числе на трансляциях, рекламе, промо, статистике, оформлении, не понимая того, что это приведет к тупику. Деньги нужно тратить, а не экономить. Так работает экономика. Я уверен, руководители команд найдут средства и на трансляции, и на все прочее (зачастую это стоит меньше чем кажется), если им сказать, что это обязательно. И найдут тысячу причин этого не делать, если это будет по желанию. Идет неразрешимый спор: одни считают, что футбол – это спорт, вторые – что это шоу, а третьи, которые понимают, что это и то, и другое, в дискуссиях не участвуют и смотрят на наши споры с умилением, как на детей. Хотя, возможно, к их мнению бы прислушались.

– Недавно стало известно об интеграции всех российских турниров под крылом ВЕС, где Лиге Черноземья отводится роль подготовительной лиги. Как изменится жизнь «Викингов» в новой реальности? Изменится ли вообще?

– Не думаю, что интеграция ОЛЧ и ВЕС что-то радикально изменит. Я вижу, что это даст массовость турниру, которая нужна для аккредитации. Поэтому я в любом случае к этому отношусь положительно. Я вообще отношусь положительно ко всему, что делается и отрицательно ко всему, что не делается. Движениям в сторону интеграции я определенно плюсую. Да и к Артемию Роговому и тому, что он делает, отношусь с огромным уважением.

– Есть ли в планах борьба за победу в ОЛЧ и выход на новый уровень – ВЕС? Сейчас, когда структура данного повышения стала прозрачной, от мечтаний можно перейти к конкретным задачам и наметить план.

В планах – борьба за победу в любом турнире, в котором бы мы ни принимали участие. Рассматриваем и вариант игры в 9-на-9, и в 11-на-11. У нас есть план подготовки на следующий сезон, задача – побеждать.

– В чем, по-твоему, секрет «Оружейников»? Имея ограниченный состав и небольшой город, они умудряются выступать так, как выступают (усиление «Грифонами» оставим за скобками). Может ли Вологда так же?

– Секрет «Оружейников» в очевидном – крутые специалисты. Отличный менеджер, отличный тренер, отличные игроки. Каждый знает, что от него требуется, каждый старается прогрессировать в своем деле. «Оружейники» – крутые. Вологда, думаю, со временем сможет так же. Думаю, мы идем в этом направлении.

«Номенклатура? С «Викингами» такого не случится, у нас свой путь»

Эпизод товарищеского матча «Викинги» – «Спартак». 30 марта 2019 г. Москва, Россия. Фото: группа «Викингов» в ВК.

– Мне всегда интересно, по какому принципу в стране, где все привыкли быть «Торпедо», «Локомотивами» и «Шинниками», команды по американскому футболу выбирают себе название и цвета. Что связывает Вологду и викингов, и почему викинги – сине-желтые?

– «Викингами» мы стали еще до моего пришествия в команду. Мне кажется, что тут повлиял на название сериал, но вообще история вологодчины тесно связана с историей древних викингов. В нашей области найдены древние поселения викингов, торговые пути там, все дела. Тот же драккар, что изображен на нашем логотипе – подобные судна до сих пор находят на дне озер Вологодской области. Что касается цветов, то тут все просто: золотые поля на фоне голубого неба – это неотъемлемая часть образа Вологды, да и просто яркая и красивая комбинация красок. Мне это нравится куда больше, чем логотип барбершопа, который был на нашем предыдущем лого.

– Я умышленно в предыдущем вопросе опустил названия «Спартак» и «Динамо» – их появление доказывает, что куда-то туда же неудержимо тянет и американский футбол. Есть ли вероятность, что у «Викингов» вдруг появится спонсор, который заставит сменить название на что-то номенклатурное?

– Советская номенклатура, да! Мы общались об этом в команде. Не осуждаю это – это крутые шаги для развития футбола, пусть от этих названий и веет нафталином. Но хотя эти названия притягивают взгляды, все же это не то, как бы я хотел, чтоб развивался футбол в нашей стране. Я думаю, что это популистские ходы, которые не принесут глубокой пользы, а только поверхностный ажиотаж. Но кто сказал, что я думаю правильно? С «Викингами» такого не случится, у нас свой путь. Хотя нам пару лет назад общество болельщиков «Динамо» предлагало взять название, мы даже думали об этом, но решили отказаться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.