Прячущийся в крохотной тени в безоблачный августовский полдень Шон Маквей выглядит ошарашенным. Его команда только что завершила вторую из совместных тренировок с «Рэйдерс» на базе в Напа, штат Калифорния. Брови на бронзовом от солнца лице тренера ползут вверх, когда он слышит, как его работа в Лос-Анджелесе изменила НФЛ. Он проводит в «Рэмс» третий сезон, и то как 33-летний специалист повлиял на команду и квотербека Джареда Гоффа — уже не новость. В дебютный год при прежнем тренере Джеффе Фишере Гофф выглядел потерянным, но после двух лет под руководством Маквея — за которые «Рэмс» набирали очков больше, чем кто-либо в лиге — он прибавил так, как никто этого не ждал.

По всей остальной лиге клубы только-только готовятся запустить свои разновидности Маквеевского Эксперимента. Этой осенью пятнадцать команд начнут сезон с новыми специалистами, назначающими комбинации в нападении. Желая воспроизвести волшебство, которым Маквей одарил Южную Калифорнию, почти половина клубов НФЛ устроила кадровую чистку. Когда пациенту номер ноль называют это число, он не сразу его воспринимает. «Ни хрена себе. Так много?» — не верит Маквей.

Да, так много. И это не единственное впечатляющее число. Пятеро из этих новых специалистов, как и Маквей, заняли должности главных тренеров. Семеро — 40 лет от роду или младше. В мгновение ока поиск вундеркиндов стал главным трендом в НФЛ. Маквей — лицо с обложки этого тренда.

Embed from Getty Images

Это не первое межсезонье, когда результаты Маквея мотивируют остальные клубы пересмотреть свои взгляды на организацию процессов. После того, какой прорыв совершили «Рэмс» Маквея и «Иглс» Педерсона в 2017-м, когда тренер «Филли» превратил Карсона Венца в претендента на титул MVP, а Ник Фолс стал MVP Супербоула, «Чикаго» и «Индианаполис» совершили аналогичные назначения. «Беарс» сделали 39-летнего Мэтта Нэги главным тренером и ответственным за назначение комбинаций, а «Индианаполис» сделали главным Фрэнка Райха. Оба преуспели в дебютных сезонах: «Беарс» после 5–11 в сезоне–2017 улучшили результат до 12–4 в 2018-м, а суммарное число побед «Кольтс» подпрыгнуло с четырёх до десяти. Это лишь подкрепило статус наследия Маквея.

«Маквей очень умён и уже на заре карьеры одержал немало побед. Вопрос лишь в том, что все сейчас пытаются найти хорошего молодого специалиста или… его?» — заявил генменеджер «Миннесоты» Рик Спилмен, назначивший координатором нападения своей команды 37-летнего Кевина Стефански в нынешнее межсезонье.

Этот вопрос определит сезон НФЛ. Если новый набор плейколлеров преуспеет так же, как их предшественники, то поиски клонов Маквея продолжатся. Если нет, руководители клубов вернутся к черновикам. Встречайте поколение, идущее за Маквеем. В этом сезоне решится, надолго ли оно задержится.

* * *

Мэтт Лафлёр уже слышал эту шутку сто раз: сейчас каждый, кто хоть раз выпил пива с Маквеем, может стать главным тренером в НФЛ. Учитывая, что они вместе проработали последние девять лет — сперва в Вашингтоне, затем в Лос-Анджелесе — Лафлёр был самым очевидным кандидатом на повышение из всех в это межсезонье.

«Он один из моих ближайших друзей. Поэтому я и поехал с ним в Лос-Анджелес. Я за многое его уважаю, но когда слышишь подобные шутки, не остаётся ничего, кроме как смеяться вместе со всеми», — отметил Лафлёр, возглавивший в январе «Грин-Бэй».

Embed from Getty Images

Лафлёр успешно исполнял роль координатора нападения в «Рэмс» в 2017 году, после чего взялся за назначение комбинаций в «Теннесси», а теперь получил главную должность в «Пэкерс». Сейчас ему предстоит выжать максимум из стремящейся в Зал славы карьеры Аарона Роджерса и вернуть квотербека на уровень MVP после пары неудачных сезонов под руководством Майка Маккарти. От его коллег-первогодок ждут аналогичных быстрых результатов, завязанных на квотербеков. Задача Стефански в «Миннесоте» (в паре с консультантом Гэри Кьюбиаком) — выстроить систему, которая будет опираться на сильные стороны $84-миллионного Кирка Казинса. Келлен Мур в «Далласе» должен убедиться, что Дак Прескот отрабатывает каждый пенни по контракту, который скоро будет продлен на колоссальных условиях. Клиффу Кингсбери в «Аризоне» предстоит трансформировать студенческие подвиги выбранного под первым номером на драфте Кайлера Мюррея на профессиональный уровень. Адам Гейз, Зак Тэйлор, Фредди Китченс и Байрон Лефтвич — все были избраны для того, чтобы по максимуму раскрыть потенциал Сэма Дарнолда, Энди Далтона, Бейкера Мейфилда и Джеймиса Уинстона соответственно.

Каждый из кандидатов, которых собеседовал на должность главного тренера генменеджер «Аризоны» Стив Кайм, имел опыт назначения комбинаций. Он убеждён, что проложенный «Рэмс», «Иглс» и остальными путь гарантирует прогресс нападения и квотербека, и в конечном счёте — стабильность клуба.

«Очень важно полагаться на человека, который сам назначает комбинации, взаимодействует с квотербеком и при этом его нельзя позвать на повышение в другой клуб. Когда назначаешь главным тренера защиты, всё довольно просто: твой координатор нападения развивает нападение, а потом его уводят», — сказал Кайм.

Сложно игнорировать такую модель кадровой политики, учитывая, чего с молодыми квотербеками добились Маквей, Райх, Нэги и бывший босс Маквея Кайл Шенахен. В первый же год работы с Маквеем «Рэмс» прошли путь от последней команды по набранным очкам за игру (14.0) до первой (29.9). Гофф во второй сезон из баста превратился в квотербека, набирающего по 8 ярдов за попытку. В первый год под руководством Нэги скорректированные ярды Митчелла Трубиски за попытку выросли с 6.1 до 7.3; в первый сезон под руководством Райха Эндрю Лак реализовал 67.3% передач — на 8.1% больше, чем в среднем за карьеру.

На вопрос, как найти плейколлера, который сможет вести карьеру квотербека вперёд, Райх ответил так: «Ответ очевиден — это не так просто сделать. Требуется взаимодействие, требуется взаимопонимание, нужен прогресс. Но почему бы не получить это всё при помощи внутреннего назначения, когда ты уверен в том, что необходимые люди уже обладают взаимосвязью?».

Embed from Getty Images

Ключ к правильному назначению лежит в нюансах отношений между тренером и квотербеком, которые выходят за рамки чисто тактических моментов. Когда Райх собеседовался на должность тренера «Кольтс» в феврале 2018-го — вскоре после того, как уже согласившийся на должность координатор нападения «Пэтриотс» Джош Макдэниелс сдал назад — он уделил особое внимание задаче вывести Лака на новые вершины. На протяжении карьеры Райх работал с одними из самых умных квотербеков в истории НФЛ, и он считает, что выпускник Стэнфорда относится к той же категории. Райх дал понять, что намерен дать Лаку беспрецедентный уровень свободы в новой системе нападения «Кольтс».

«Нельзя дать контроль над нападением кому угодно. Но Риверс, Мэннинг, Эндрю — они все хлебают из одной миски. Они все выдающиеся игроки», — сказал Райх.

Перед каждой попыткой Райх диктует Лаку в микрофон два розыгрыша: основной и безопасный (так называемый «чек») или розыгрыш по умолчанию (он даётся через устную команду «kill», то есть отмену назначенного изначально розыгрыша) на случай, если разыгрывающему не понравится, как выстроится защита перед вводом мяча. Это стандартный подход для НФЛ, и Райх издавна его проповедует.

«Если у вас есть квотербек, который по 10 раз за игру может поменять розыгрыш и превратить плохую ситуацию в хорошую, то этим надо пользоваться. Никогда не понимал тех, кто ограничивает свободу квотербеков», — заявил Райх.

Но Лак пользуется большей автономией, чем большинство его коллег. Перед каждым матчем Райх и Лак обговаривают четыре-пять «пожарных» команд, которые квотербек может отдать в случае, если он видит уязвимое место в защите. «Кольтс» не знают заранее, когда соперник применит какой-нибудь особенный блиц или прикрытие. Но когда это происходит, у их квотербека есть возможность немедленно ответить. В прошлом сезоне Лак набрал 39 тачдаунов пасом — во время серии с результатом 9–1 его нападение набирало по 28.1 очка за игру. Райх считает, что всё благодаря возросшей роли Лака в принятии решений.

«Вот почему всё изменилось. Вот почему мы выиграли 10 матчей», — подытожил Райх.

«Беарс» Нэги тоже выиграли в сезоне-2018 двузначное число игр, и он также считает успешным путь, при котором главный тренер назначает комбинации в нападении, но с одной важной оговоркой.

«Это работает только если ты в реальном контакте с квотербеком. Если ты главный тренер, а с квотербеками работает другой человек, и только этот посредник знает, о чём именно думают квотербеки или что они говорят, тогда реальной связи нет. Я в постоянном контакте с Митчем. Митч в постоянном контакте со мной. Порой кажется, что я скорее тренер квотербеков», — отметил Нэги.

Embed from Getty Images

В то же время Нэги понимает, что должна быть субординация. Он в прошлом работал тренером квотербеков и осознаёт святость отношений между тренером позиции и игроком. После каждого драйва в нападении Нэги ждёт, пока Трубиски получит обратную связь от тренера позиции Дейва Рэгоуна, после чего подсаживается к квотербеку на скамейку и обсуждает произошедшее. Во время ежедневных собраний квотербеков Нэги присутствует только первые 15 минут, после чего удаляется, чтобы Трубиски мог говорить откровенно, когда начальник не стоит над душой.

«Мы все знаем, как это бывает — игроки держат язык за зубами, когда в комнате главный тренер. Они не говорят, что у них на душе. Как только тренер выходит за порог, они всё выкладывают. Им это нужно», — объяснил Нэги.

Тренер «Чикаго» прочертил границу между вниманием к деталям и маниакальным контролем, но заверил, что он всегда готов к диалогу с Трубиски.

«Если хочешь быть хорошим плейколлером, то должен быть на одной волне с квотербеком. И это должно происходить ежедневно», — добавил Нэги.

Как лицо с обложки движения молодых тренеров, Маквей к третьему сезону работы довел взаимодействие с Гоффом до совершенства. По ходу сезона они встречаются три-четыре раза в неделю и общаются по 30–45 минут.

«Мы выясняем друг у друга какие-то вещи, у нас происходит диалог, который невозможен, когда рядом есть кто-то ещё. У него находятся конкретные вопросы по тому, что мы хотим сделать», — рассказал Маквей.

В этих встречах тет-а-тет нет ничего нового. Они проходили и в первый сезон Маквея в «Рэмс». Разница в том, насколько откровенно Гофф выражает свои чувства.

«Поскольку теперь Джаред понимает концепцию и принципы нашего нападения, он гораздо спокойнее может отметить то, что ему не нравится. И либо мы от этого отказываемся, либо я разъясняю спорные моменты. Если розыгрыш ему всё равно не нравится, мы его исключаем», — добавил Маквей.

Не юношеский энтузиазм, не тактическую гибкость, а именно новый уровень взаимодействия между тренером и квотербеком хотят получить клубы в результате приглашения молодых плейколлеров. Спилмен считает, что профпригодность нового пост-маквеевского поколения специалистов определит то, насколько им удастся раскрыть потенциал молодых квотербеков. «Кардиналс» выбрали на драфте Кайлера Мюррея для стилистически близкого к нему тренера Кингсбери. После того, как Ламар Джексон провёл первый сезон в нападении «Балтимора», клуб повысил до координатора нападения специалиста по выносным квотербекам Грега Романа. «Браунс» дали Китченсу должность главного тренера после того, как увидели, что его пасовые схемы идеально ложатся на навыки Мейфилда.

«НФЛ адаптируется к новым квотербекам, приходящим из студенческого футбола. Мюррей, Бейкер, Джексон из «Балтимора» — все они не похожи на Дэна Марино. Колледжи уже не выдают Томов Брэди. Клубы привыкают к тому типу спортсменов, которые теперь играют квотербеками. Станут ли они успешными на профессиональном уровне?» — задаётся вопросом Спилмен.

* * *

За 30 лет работы в профессиональном футболе Спилмен повидал немало трендов, которые рождались и умирали. Термин «лига плагиаторов» возник не просто так — клубы быстро начинают копировать успешные тенденции, начиная от тактических схем и заканчивая манерой работы с потолком зарплат.

«Я вижу, как кто-то стал лучшим благодаря определённому элементу. Давайте сделаем тоже самое. Но люди также часто допускают ошибки из-за такого подхода, потому что порой надо оставаться верным своему курсу», — сказал Спилмен.

Среди 15 новых плейколлеров в лиге, наверняка будут не только те, кто преуспеют, но и те, кто провалятся. Так гласит закон средних чисел. И хотя большинство специалистов в этом наборе подтвердили свой статус одарённых знатоков нападения, провал некоторых из них — особенно тех, кто занял должность главного тренера — будет объясняться другими аспектами работы, не теми, что связаны с созданием креативных схем в нападении или назначением нужного розыгрыша в нужный момент.

Embed from Getty Images

Китченс припоминает, что когда он пришёл на собеседование с генеральным менеджером «Кливленда» Джоном Дорси в начале года, то главной темой разговора были вовсе не результаты работы с Мейфилдом. 44-летний специалист, который долгое время проработал ассистентом, сделал акцент на «человеческом» аспекте работы, и это нашло отклик у Дорси.

«Я выбираю людей, которые могут мыслить как руководители, которые могут вести за собой людей. Стабильность, надёжность, строгая справедливость. Я увидел это во Фредди», — отметил Дорси.

Дорси создал постоянного участника плей-офф с волшебником нападения Энди Ридом в «Канзас-Сити», а затем предпочёл Китчена защитному и.о. главного тренера Грегу Уильямсу в «Кливленде», но он не считает, что ориентированные на нападение главные тренеры с функцией назначения комбинаций — единственно верный путь к успеху в НФЛ. Он указывает на Билла Беличика, Пита Кэррола и Майка Томлина как на защитных тренеров, которые создавали успешные команды десятилетиями.

Беличик в особенности доказывает ту точку зрения, в соответствии с которой копия всегда хуже оригинала. С тех пор, как «Пэтриотс» в начале нулевых стали золотым стандартом лиги, многие клубы пытались выманить ассистентов Беличика, чтобы повторить рецепт успеха «Нью-Ингленда» на своей земле. Каждый раз это заканчивалось провалом. Вспомните случаи с Джошем Макдэниелсом, Эриком Манджини и Ромео Креннелом. Список можно продолжить. Мэтт Патриша, ныне главный тренер «Детройта» — последний пример ученика Беличика, которому трудно выйти из тени бывшего босса. Патриша буксует по той же причине, что и его предшественники: очень сложно следовать плану, если ты не до конца понимаешь, на чём он основан.

Если сегодняшним первогодкам-плейколлерам удастся повторить успех Маквея (а также Нэги, Райха и Педерсона), то это произойдёт потому, что они поймут все аспекты проведённой им работы. То есть, соберут работоспособный штаб, как в защите, так и в нападении. Одним из ранних показателей дальновидности Маквея стало приглашение им легендарного координатора Уэйда Филлипса на роль управляющего защитой. Нэги повторил этот приём в прошлом году, когда сохранил в штабе Вика Фанджио — защита «Чикаго» финишировала на первом месте в рейтинге Football Outsiders в категории DVOA. В январе Фанджио возглавил «Денвер».

Нынешняя поросль тренеров понимает значимость правильно собранного штаба. Лафлёр принял решение сохранить в клубе координатора защиты Майка Петтина — это зеркально отображает то, что сделал Нэги с Фанджио. Кингсбери, не желая повторять фиаско с защитой в Техасском технологическом университете, пригласил работать с защитой «Аризоны» экс-главного тренера «Денвера» Вэнса Джозефа. А тренер-первогодка «Цинциннати» Зак Тэйлор — ещё один ученик Маквея — признаёт, что будущее его команды зависит от того, насколько Лу Анарумо удастся справиться с защитой.

«Прежде всего, нужно доверять своему координатору защиты, по ходу игры надо научиться опираться на других людей. Когда ты назначаешь комбинации по одну сторону мяча, всё твоё внимание сосредоточено на этом», — сказал Тэйлор.

«Кольтс» выбрали координатора защиты, забрав из штаба «Далласа» тренера лайнбекеров Мэтта Эберфлуса. И хотя Райх как главный тренер сам назначает комбинации, он считает должность координатора нападения в клубе не менее значимой. Он сам два сезона провёл в «Филадельфии» в качестве координатора нападения при главном тренере, назначающем комбинации. Эта должность предполагает сбор и обработку информации, даже если применяет эту информацию кто-то другой. Пускай координатор «Инди» Ник Сирианни не раздаёт команды по воскресеньям, он помогает составить меню на игру еженедельно. Это база, на которой работает Райх.

Маквей также воспринимает составляемый в начале недели план на игру как критически важный фактор успеха. С двумя сезонами и разочаровывающим поражением в Супербоуле за плечами он считает, что сейчас стать лучше ему поможет предугадывание любого исхода до того, как он состоится.

«Очень важно отыграть все возможные ситуации и сценарии, убедиться, что ты сыграл весь матч ещё до самого матча. Если ты получаешь вот такой вариант, что ты делаешь? Если ты проигрываешь в два владения к началу двухминутки? Какие розыгрыши ты тогда назначишь?» — сказал Маквей.

Embed from Getty Images

Речь про Супербоул заходит спонтанно. Прошло полгода после игры, в которой нападание Маквея набрало всего три очка против «Пэтриотс», и этот матч, похоже, застрял у тренера в голове. Маквей больше не хочет испытывать этих чувств.

«Каждый год тебя наказывают как плейколлера. Но пока ты способен учиться и не повторять ошибок, у тебя есть шанс стать лучше. Нужно всё время быть настроенным на прогресс», — заявил Маквей.

Тренер, чей триумф изменил структуру НФЛ, не намерен почивать на лаврах.

Вскоре после назначения Маквея один из функционеров «Рэмс» назвал главного тренера своей команды «единорогом». Это сравнение может лежать в основе главной сюжетной линии сезона НФЛ. Клубы пошли ва-банк в стремлении заполучить то, что есть у «Рэмс». Очень скоро половина команд лиги осознает, работает ли модель Маквея за пределами Лос-Анджелеса, или они просто увлеклись погоней за призраками.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.