Через пару дней после того, как сезон «Миннесоты» завершился чудовищным поражением 10–24 от «Чикаго», Рик Спилмен и Майк Зиммер встретились для того, чтобы обсудить будущее. За месяц до этого Зиммер уволил работающего первый год координатора нападения Джона Дефилиппо, чей пасовый стиль игры не нашёл понимания у консервативного главного тренера. За шесть лет работы Зиммера в клубе защита всегда играла на высоком уровне, а вот нападение стабильностью не отличалось. Даже располагая, возможно, сильнейшим тандемом принимающих в лиге, «Миннесота» набирала лишь 22.5 очка за матч в 2018 году — это 19-й показатель в лиге.

Боль от поражения и тот факт, что начался второй год по полностью гарантированному $84-миллионному контракту Кирка Казинса, настраивало руководство клуба на решительный лад — проблемы в нападении надо решать, и решать быстро.

«Когда мы с тренером Зимом сели обсудить ситуацию, то задались вопросом: а какова стилистика нашей игры в нападении? Какими ресурсами мы располагаем? Что у нас хорошо получается?» — вспомнил Спилмен.

Embed from Getty Images

За эпоху Спилмена-Зиммера «Вайкингс» использовали во многих аспектах надёжную и узнаваемую формулу успеха. В последние два сезона «Миннесота» финишировала в пятёрке лучших по рейтингу DVOA защиты от Football Outsiders. Спилмен, восьмой год работающий в «Миннесоте», выстроил один из самых талантливых составов в лиге, где на вполне приемлемых вторых контрактах играют звёзды типа Адама Тилена, Стефона Дигса и Дэниелла Хантера. Но в отличие от защиты, нападение «Миннесоты» так и не смогло найти рабочей модели.

«Мы прошли через трёх координаторов, и вне зависимости от причин, так и не смогли обрести стабильность», — пояснил Спилмен.

Основные причины можно свести к тому, что ни один координатор не сошёлся во взглядах с Зиммером. Напряжение между главным тренером и Норвом Тёрнером привело к тому, что легендарный координатор покинул «Вайкингс» в середине сезона–2016. Его сменил Пэт Шермур, но после выхода в финал конференции с «Вайкс» он возглавил «Джайентс». Дефилиппо принял бразды правления в 2018 году, но уже через 13 игр Зиммер указал ему на дверь.

37-летний тренер квотербеков «Миннесоты», занимавший разные должности в клубе с 2006 года, присягнул на верность ориентированной на вынос системе игры Зиммера в прошлом году. Но когда пришло время собирать штаб в нападении на сезон–2019, Зиммер хотел большего, чем просто сохранить Стефански. Он также хотел заполучить мнение от тренера нападения, который долгие годы ставил перед ним сложные задачи: Гэри Кьюбиак.

За те 20 лет, что Зиммер назначал комбинации в защите, зональная и нагруженная розыгрышами плей-экшн манера игры Кьюбиака (сперва он использовал её будучи координатором в «Денвере» времён Элвея, а затем как главный тренер «Тексанс») постоянно нагружала мозг Зиммера. Если уж «Вайкингс» собрались пересобрать нападение, то почему бы не взять ту схему, которая всегда была проблемой для него самого? Не говоря уж про то, что дорогостоящий квотербек Зиммера играл в аналогичной системе в «Вашингтоне» и считается блестящим исполнителем передач плей-экшн. 

«Мы отталкивались от того, что Кирк умеет делать на хорошем уровне», — сказал Спилмен.

И Зиммер обратился напрямую к Кьюбиаку и узнал, не хочет ли тот вернуться к тренерской работе. Проблемы со здоровьем вынудили Кьюбиака покинуть бровку после сезона–2016, и «Викинги» понимали, что только творческое предложение позволит ему вернуться. К счастью, именно такое они и выдвинули: Кьюбиаку надлежало стать советником по нападению в «Миннесоте», а большую часть «грязной работы» продолжит выполнять Стефански. Спилмен понимает, что это уникальный подход к проблеме, но он также верит, что он оптимален для «Вайкингс».

Embed from Getty Images

«Разговор надо начинать с того, какой ты видишь свою команду. И я готов сказать, что в случае со мной и Гэри, наше видение совпадает», — рассказал Стефански.

Руководство «Миннесоты» осознаёт, что Супербоульное окно возможностей команды закрывается, поэтому ближайший сезон будет невероятно важным. В 2020 году «Вайкингс» почти на $12 миллионов вылезут из потолка зарплат, и уже было выполнено несколько рискованных операций по управлению финансами, чего раньше в клубе старались избегать. Сейчас, когда у «Миннесоты» есть динамичный тренерский дуэт в нападении, отталкивающийся от возможностей дорогого квотербека, в клубе уверены, что такая стилистика в нападении поможет им наконец-то взять барьер.

«Поговорите с нашими футболистами, и они расскажут вам, что мы пытаемся здесь сделать. Об этом идёт речь на всех тренировках, на собраниях тренеров, на собраниях игроков нападения — мы знаем, кем хотим быть и как мы будем это делать. Я думаю, что это половина успеха», — сказал Стефански.

* * *

В отличие от большинства специалистов в НФЛ, Стефански не является воспитанником какой-либо тренерской школы. После карьеры ди-бека в «Пенн» он  в 2005 году был нанят тогдашним координатором нападения «Филадельфии» Брэдом Чилдрессом как стажёр. Когда через год Чилдресс получил должность главного тренера в «Миннесоте», Стефански поехал за ним в Города-Близнецы. За последующее десятилетие в «Миннесоте» сменилось три главных тренера, но Стефански оставался в клубе и успел поработать в разных ролях: как тренер раннинбеков, тренер тайт-эндов и ассистент тренера квотербеков. Стефански работал при разных начальниках и в разных системах, поэтому у него нет какой-то ярко выраженной концепции. И всё же, по мере взросления в профессии, он стал тянуться к одной определённой философии.

Стефански припоминает эпизод после сезона–2009, когда члены штаба «Вайкингс» изучали записи ролл-аутов и других розыгрышей, при которых мяч остаётся у квотербека в исполнении «Тексанс» — те, что спроектировал Кьюбиак.

Embed from Getty Images

«Я был очень впечатлён тем, насколько часто квотербек получал преимущество, а защита покупалась на вынос. Помню, как смотрел и думал: в чём же тут секрет?», — сказал Стефански.

Отсматривая, как раз за разом схемы Кьюбиака ставят защиту в тупик, Стефански понял: вот оно

«Я — молодой тренер. Я посмотрел на это нападение и подумал: вот, каким я хочу видеть своё нападение, если когда-нибудь получу такой шанс».

С ним согласятся множество специалистов в НФЛ. Шон Маквей и Кайл Шенахен оба так или иначе вышли из школы Кьюбиака. Пока команды пытаются воспроизвести успех «Рэмс» и «Фотинайнерс», основы системы нападения Кьюбиака будут и дальше расходиться по лиге. Каждый последователь вносит свои нюансы, но скелет схемы остаётся тем же: нужно сцепить вынос и пас вместе так сильно, чтобы изначальные движения игроков при каждом розыгрыше — будь это вкладка или плей-экшн фейк — выглядели абсолютно одинаково.

«Подумайте, как это выглядит с точки зрения защитника. Когда ты сталкиваешься с таким нападением, начинается розыгрыш, а ты не уверен, что произойдёт дальше. Вот на это мы нацелены», — объяснил Стефански.

Это недопонимание ситуации приводит к открытию огромных окон для пасовых передач, но Спилмен утверждает, что преимущество такого подхода простирается дальше результатов непосредственно на поле.

После шести сезонов с Зиммером руководители «Вайкингс» точно знают, какие качества они ищут в молодых защитниках. Они знают, что Зиммер хочет видеть в сейфти, в ди-энде и лайнбекере. Но без аналогичной чётко очерченной стилистики в нападении приходится тяжело. Теперь Спилмен может консультироваться с Кьюбиаком и давно работающим тренером линии нападения (и координатором выносной игры) Риком Деннисоном — которые и помогли создать текущие схемы — чтобы подобрать нужных игроков. Спилмен подчёркивает, что именно в линии нападения их экспертиза помогла особенно. «Миннесота» задрафтовала Гаррета Брэдбери в первом раунде во многом потому, что по движению он идеально вписывается на позицию центра в зонно-выносную систему Кьюбиака.

Embed from Getty Images

«Они выдавали очень конкретные инструкции. Особенно во фронте: какими физическими данными должны обладать эти парни? Во время драфта складывалось ощущение, что мы теперь и в нападении так же хорошо знаем, чего хотим, как и в защите», — сказал Спилмен.

Тренеры нападения «Вайкингс» в январе прошли через стандартный для Кьюбиака девятидневный период инсталляции. Тогда они поняли, что суть системы хорошо ложится на их собственные идеи. Такие основы, как зонно-выносные схемы или пасовые концепты Западного побережья в ходу уже десятки лет, но тренеры понимают, что «Вайкингс» извлекут выгоду из использования новомодных трендов в нападениях НФЛ. Кьюбиак не тренировал уже два года, но всё это время — пока он был советником в «Денвере» — он изучал игру, и по его собственным словам, так глубоко, как это невозможно сделать, работая тренером.

«Я ежедневно обновлял свои знания. Перестав тренировать, я посмотрел больше долбаного футбола, чем за много лет до этого», — засмеялся Кьюбиак.

Раньше в схемах Кьюбиака было не найти вариативных розыгрышей (RPO’s, ран-пас-опшн), но в предсезонке «Миннесота» делает на них акцент. Пасовая игра «Викингов» так и будет строиться на Тилене и Стефоне Дигсе, но Кьюбиак предсказывает, что команда будет стараться расширить поле и куда чаще бросать на раннинбеков, чем в его прошлых нападениях.

Больше задействовать бегущих в пасовой игре — это то, что диктуют инновационные схемы, но также и то, к чему подталкивают сами игроки. Как Далвин Кук, так и фуллбек Си Джей Хэм хорошо работают на приёме мяча, что даёт «Миннесоте» множество вариантов с двумя беками на поле одновременно. Кьюбиак также дал понять, что дуэт тайт-эндов Кайл Рудольф и новичок Ирв Смит тоже повлиял на конструкцию схем.

Короткий период работы Стефански с нападением в прошлом сезоне не прошёл гладко. Он попытался изменить подход предшественника, чтобы соответствовать предпочтениям Зиммера (больше выноса и плей-экшна), но без богатого ассортимента соответствующих розыгрышей сделать это было сложно. Но даже фрагментарный опыт выстраивания плана на игру и общения с коллегами очень помог ему перед нынешним сезоном.

«Ситуация не была идеальной, но я рад, что у меня были те три игры. Когда ты назначаешь комбинации, то часто получаешь похвалу. Посмотрите, какое классное решение! Но, по-моему, не столько важен факт назначения, сколько спроектированный дизайн комбинации. А значит, хвалить надо тренера, который придумал это во вторник», — заявил Стефански.

Embed from Getty Images

Сторонние наблюдатели могут в необычной структуре нападения «Вайкингс» разглядеть картину, в которой опытный архитектор нападения затмевает молодого плей-коллера. Но Стефански говорит, что на деле всё наоборот. Клинт Кьюбиак — сын Гэри и тренер квотербеков «Вайкингс» — долгие годы приходится ему другом. Они давно знакомы с Гэри, и нынешняя ситуация может принести только позитивный результат.

«Я очень рад, что Гэри помогает мне собрать всё воедино. Рядом со мной постоянно находится бездонный колодец информации. Я черпаю из него всё, до чего могу дотянуться. Уверен, его уже достало, что я постоянно захожу к нему в кабинет, рисую что-то на доске и спрашиваю: «А вот такое ты пробовал?». Потому что он всегда отвечает «да», у нас завязывается диалог, в результате которого рождается что-то крутое», — сказал Стефански.

* * *

Прямо перед тем, как отправиться в отпуск весной, Казинс отослал СМС Клинту Кьюбиаку и попросил домашнее задание. Когда Кьюбиак на собрании упомянул аналитические данные, сопровождающие розыгрыши плей-экшн, Казинс ими заинтересовался. Желая узнать больше, квотербек обратился к главному аналитику «Вайкингс» Скотту Куну, который выслал ему тонну информации. Результаты превзошли ожидания Казинса.

«Даже если ты плохо выносишь, даже если это очевидно пасовая ситуация, плей-экшн всё равно невероятно успешен», — поражён Казинс. В 31 год он начинает восьмой сезон в НФЛ и опирается на аналитику, желая получить преимущество над конкурентами.

«Статистика может врать. К ней надо подходить осторожно. Но именно поэтому с ней работает столько людей. Это их задача — отделить зёрна от плевел и сказать: «Вот эти данные не врут, потому что их подтверждают вот такие-то данные», — пояснил Казинс.

Самые прогрессивные команды НФЛ склоняются к плей-экшн как никогда. Джаред Гофф из «Рэмс» использовал плей-экшн в 35.8% дропбеков — самый высокий результат в лиге. Второй — Карсон Венц с 32.1%. Патрик Махоумс делит с другими пятое место — 30.8%. В прошлом году Казинс использовал плей-экшн лишь в 20.8% дропбеков, это 17-е место.

«По-моему, сама природа плей-экшн тесно завязана на эффективность. А раз так, почему не использовать его чаще? Думаю, тренеры готовы увеличить дозу. А аналитики подтверждают, что много плей-экшна — вполне здоровая диета. Это может стать нашим стилем, поскольку цифры говорят, что даже если соперник ожидает плей-экшн, он всё равно работает», — рассказал Казинс.

Embed from Getty Images

Плей-экшн даёт преимущество каждому квотербеку, но именно Казинс может извлечь выгоды больше всех. Каждый год, с тех пор, как он стал стартовым игроком в 2014 году, он входил в топ-11 по разнице между набранными ярдами за попытку с плей-экшн и без него, а также в среднем набирал на два ярда за попытку больше при обманном розыгрыше. В 2018 году Казинс реализовал на 8.9% передач больше с плей-экшн — четвёртый такой показатель в лиге. Эксперты говорят, что Казинсу комфортно в этих схемах потому, что он работал с Шенахеном и Маквеем в «Вашингтоне», но он утверждает, что при Шенахене провёл лишь два сезона в качестве дублёра, а в последний год система игры в «Вашингтоне» была смесью схем Шенахена и вариаций Джея Грудена на тему нападения Западного побережья. Он уверен в правильности подхода «Вайкингс» не из-за своего предыдущего опыта, а из-за веры в самую концепцию плей-экшна. 

«Куда важнее вопрос, считаю ли я, что эта система настолько хороша, что даёт квотербекам и игрокам нападения больше возможностей преуспеть? Да, я так считаю», — ответил Казинс.

На вопрос, почему Казинс так хорошо смотрится в плей-экшн розыгрышах, Стефански отмечает, насколько убедительно тот «продаёт» каждую обманку. Кьюбиак делает акцент на том, как хорошо Казинс бросает на ходу, что является важнейшей функцией в его нападении. Но куда интереснее объяснение самого квотербека: механика плей-экшн замедляет процесс розыгрыша в его голове.

«Возьмём самый банальный процесс чтения защиты, например, при кёрл-флэт. Надо читать защитника на кёрл-флэт, но ты не можешь принять решение до того, как сделаешь пятый шаг назад», — сказал Казинс.

Откидываясь назад и удерживая взгляд на защитнике по ходу розыгрыша, Казинс получает больше информации, но эта информация бесполезна до определённого момента. Имитируя вкладку, он получает всю информацию разом в нужный момент.

«При плей-экшн ты вообще не смотришь на защиту до четвёртого-пятого шага. Это помогает не бежать впереди паровоза и не принимать решения раньше, чем требует ситуация», — пояснил квотербек.

Этой весной изучение аналитических данных превратило Казинса из любителя плей-экшн в ярого последователя. И теперь с ним работают два апологета той же концепции. За последние три недели сезона Стефански увеличил количество плей-экшн розыгрышей Казинса до 28%. Кьюбиак отказывается называть конкретное число плей-экшн розыгрышей в предстоящем сезоне, но упоминает, что у «Миннесоты» есть конкретная цель по этому числу. И если поведение Стефански на что-то и намекает, так это на то, что число будет много выше 28%. 

«Что касается плей-экшн, то в конечном счёте, если розыгрыш выглядит как выносной, мне плевать, сколько раз мы его прогоним. Он будет работать», — сказал Стефански.

Embed from Getty Images

Даже если Стефански видит одни только преимущества такой концепции, ему придётся встроить свои взгляды в канву одного из самых консервативных главных тренеров в лиге. Зиммер и Спилмен неоднократно повторяли, что лучшие команды в НФЛ обычно те, что полагаются на вынос.

«Наша философия состоит в том, что мы не будем кидать мяч по 40-50 раз за игру. Мы хотим выносить мяч, играть плей-экшн. Мы далеко отошли от этой концепции в прошлом году. То, что тренер Зим хотел видеть в нашем нападении — мы это потеряли», — подытожил Спилмен.

Нынешние данные, которые так поддерживает стартовый квотербек «Вайкингс», говорят о том, что эффективность плей-экшн напрямую не связана с количеством выносных попыток команды или вообще успешностью её выноса. Как всё это будет сочетаться вместе, в итоге определит судьбу Стефански в «Миннесоте» и ответит нам на вопрос, сколько «Викинги» смогут выжать из Казинса.

А пока Стефански просто рад, что он управляет системой нападения, которую выбрал сам. Пускай это схемы Гэри Кьюбиака, но это нападение Стефански. И он счастлив.

«Я знаю, что со стороны может казаться, будто мы тут делаем что-то неординарное, но для нас двоих это чистый кайф. Мы уважаем друг друга. Я — давний поклонник его схем. Но теперь мне удалось вплотную познакомиться с ним как с человеком. И он соответствует своей идеальной репутации», — заключил Стефански.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.