— С чего начался твой путь в американском футболе?

— Я пришёл в команду в 2013 году и мне всё казалось слишком сложным. Я не понимал элементарные комбинации. Я был пятым корнербеком в Ярославле, можете сами оценить, насколько всё было плохо. У меня не было ни скорости, ни ловли, ни силы, ни массы. Простояв весь сезон на бровке, я решил, что нельзя и дальше стоять на месте, пора развиваться.

Начал с малого: приходил на стадион один и бегал по фишкам, ходил в зал. Но этого недостаточно, чтобы начать играть в футбол. Отец посоветовал мне связаться с французским тренером Майклом Лораном, который приезжал в Ярославль и работал с «Ребелс» дистанционно. А Майкл предложил мне поехать во Францию, в город Экс-ан-Прованс, это в 30 километрах от Марселя, где тренируется одна из сильнейших команд страны «Аргонавты».

— И насколько удалось там погрузиться в процесс?

— Меня допустили ко всем тренировкам выходного кэмпа — это две тренировки в день, субботу и воскресенье. Я мог наблюдать, как игроки и тренеры работают над тем, чтобы подойти к сезону в хорошей форме. Сезон во Франции стартует в феврале, я приехал в конце января, так что команда уже была в отличных кондициях.

Больше всего меня поразило то, что французы делают абсолютно те же дриллы, что и мы, но при этом делают их безошибочно и без остановок. У нас, особенно в регионах как, мы берём дриллы с YouTube и не понимаем, на что надо обращать внимание. Делаем вроде бы так же, но что-то всё равно не так. При мне тренер о-лайн остановил инсайд-период (дриллы на отработку выноса между тэклами — Прим.ред.) и начал объяснять линейному, что он не так сделал, хотя с виду всё было ок.

Ещё одна наша проблема — темп тренировок. У нас очень много пауз, игроки ленятся и ходят пешком. За рубежом ни разу не видел, чтобы игрок позволил себе присесть на газон. И это при том, что у нас тренировки идут максимум два часа, а у них — три. После кэмпа меня пригласили потренироваться со второй командой «Аргонавтов», где выступают молодёжь и ветераны, выступающие с девяностых годов. Даже у второй команды всё было отлаженно и укладывалось ровно в тайминг.

— Каково было после этого вернуться в российский футбол?

— Когда вернулся, понял, что нужно всё кардинально менять. В то же время с командой начал работать Василий Евгеньевич Добряков, который дал мне базу, необходимую для прогресса. Когда Василий Евгеньевич приехал, у нас была полная разруха. На тренировках людей нет, в защите и нападении плейбуки доисторические. Он везде внедрил свою систему, и я впервые увидел, что футбол — это не сумбур, что тут тактически нужно заниматься больше, чем физически.

Сергей Якушев, Владимир Платонов и Николай Зарубин на матче «Витязь» – «Бунтари» в 3-м туре ЛАФ. 13 мая 2017, Подольск, Московская область. Фото: Евгений Дубовик (First & Goal)

Также Василий Евгеньевич научил меня работать с видео. Мы купили подписку в Hudl — я часами сидел в этой программе, пересматривая видео с наших тренировок и игр. Насколько я знаю, в России всего у пары команд есть эта программа. Системность и работа с видео — это ключевые моменты.

За 2015-й и 2016-й я просмотрел и проанализировал практически все игры на территории России, к которым у меня был доступ. И выходит так, что в 2019 году эти команды играют всё то же самое, совершенно не прибавляют в уровне подготовки. Это касается и многих команд Лиги Черноземья, которые играют только I-построение и при этом ничего не могут из него сделать. Квотербеки не умеют делать дропбеки, не говоря уж про броски, линейные не знают, кого они должны блокировать, а принимающие — как бегать маршруты. Футбол уже ушёл далеко вперёд, нельзя играть только это. Особенно это видно, когда мы едем играть в Европу — там совершенно другой футбол, другие скорости. Там много приёмов в борьбе совершается. А у нас многие принимающие привыкли коряво пробежать свой маршрут, и если квотербек им кидает как-то неудобно, то всё, они мяч не ловят.

— Но должны же быть и позитивные примеры?

— Среди принимающих? Белов, Яцуненко и Вороненко — вот на кого надо ровняться.

А вообще среди всех региональных команд особняком стоят «Буревестники». Они не участвуют в Лиге Черноземья, но я бы хотел о них сказать. Это отличная команда с мощной линией нападения, с великолепным раннером Обуховым и добротным корпусом принимающих. С ними ведь работает американский специалист. Глядя на то, как они тренируются в зале, хочется пожелать им удачи и выхода на новый уровень.

Меня очень порадовали новороссийские ребята из команды «Адмиралы», которые приехали большим составом на сборы юниорской национальной команды, присутствовали на тренировках и поехали в Финляндию на игру. Эта команда развивается, потому что у них есть сильная молодёжь — команда «Факелы». Почему другие тренеры не хотят самосовершенствоваться?

— А что тогда делать остальным региональным командам, если с ними не работает американский специалист?

— Организовывать кэмпы, приглашать к себе российских футболистов и тренеров. Если у вас нет системы, то ничего не получится. Вам никто не поможет, кроме вас самих.

Все привыкли смотреть на «Спартанцев» и говорить, что в их матчах нет интриги. А откуда ей взяться, если команда последние шесть лет развивается семимильными шагами, а остальные так и продолжают играть на своём уровне? «Спартанцы» играют в Европе, а многие это воспринимают уже как-то буднично, как будто речь идёт о профессиональной команде. Для меня было показательно, что в 2015 году к ним присоединились сразу три игрока из Саратова: Яцуненко, Романенко и Кисткин. Первых двух вы знаете, а последнего, если ещё не знаете, то узнаете по ходу этого сезона (Уже пытались познакомить — Прим.ред.). И все они не приезжали в «Спартанцы» звёздами, а пахали и заслужили то, что имеют.

— Есть мнение, что нам тяжеловато порой брать американские методики подготовки команд из-за того, что у нас постоянно нехватка персонала, и игроки выходят как в защите, так и в нападении…

— Расскажу историю. В июле прошлого года я в качестве игрока ездил в тренировочный лагерь в штат Нью-Джерси, где тренировался со школьниками. Хоть это были и избалованные школьники из частной школы, но могу вас заверить, они вынесут практически любую российскую команду.

Как игроку мне этот кэмп ничего нового не дал, но я взял на вооружение их систему тренировок, а именно детали: разминка, работа по секциям. У них в школе тоже ребята играют одновременно в нападении и защите, на нескольких позициях. Так что это отличный способ тренировок для региональных команд, у которых нехватка персонала.

— Это был твой последний выезд в Штаты?

— Нет, была ещё Калифорния. Когда я поехал в Турцию на матч нашей сборной, Ома (Гриняев — Прим. ред.) рассказал, что они с Мишей Левенштейном поедут в Сиэтл, где в роли shadow coach будут наблюдать за местными тренировками. Я загорелся этой идеей и написал бывшему игроку «Крагуевац Уайлд Боарс» Джошуа Куизада — я против них играл в составе московских «Патриотов». Он мне сразу ответил и пригласил в Штаты в его школу, где они с братьями тренируют команду.

Прошла пара недель после разговора с Омой, и я уже был в школе Фуллертон в Калифорнии, где я две недели присутствовал на тренировках и играх.

Родион Нуралиев, Николай Зарубин и Александр Кытин на сборах национальной команды России. 14-15 октября 2017г., Зеленоград, Москва, Россия. Фото: Марина Мурашова

— Как строится их цикл подготовки к играм?

— В понедельник, вторник и среду у них трёхчасовые тренировки. В четверг командный ужин. В пятницу сама игра. В один из выходных дней ставят теорию и разбор видео. От игры к игре у них кардинально меняется геймплан, в ход идут совершенно другие формации и комбинации.

Кстати, я присутствовал при удивительном событии для калифорнийского футбола — во время разминки перед игрой пошёл дождь и началась гроза. Судья принял решение перенести игру на субботу. Это нонсенс для Калифорнии.

— Штаты далековато, а можешь что-нибудь рассказать про европейские кэмпы?

— За исключением французского опыта, в игровых кэмпах я пока не участвовал, но в будущем планирую. Квотербек «Сварко Рэйдерс» Шон Шелтон постоянно организует кэмпы по всей Австрии, где он учит людей своему нелёгкому ремеслу. В феврале этого года он активно рекламировал свой кэмп для квотербеков в Австрии совместно с координатором сборной Австрии и «Грац Джайентс» Максом Зоммером. Я сразу загорелся этой идеей и предложил одному из ярославских юниоров Савве Медведю составить мне компанию — он поработает с Шоном, а я буду присутствовать на тренерской клинике. Он согласился, и мы полетели в Австрию.

Билеты до Вены обошлись в 10 тысяч туда-обратно, гостиница 50 евро, участие в кэмпе 100 евро. Кэмп был однодневный, но длился целый рабочий день, то есть мы приехали в 9 утра и уехали в 6 вечера. Был лишь один часовой перерыв на пиццу, а всё остальное время мы говорили только о футболе.

Тренерская клиника была разделена на три части: мотивация, планирование тренировок на сезон и подготовка к матчу. На этом кэмпе я впервые почувствовал себя настолько ничтожным и ничего не знающим человеком. Но мне было приятно от этого, потому что я работал с умнейшими людьми в течение целого дня. Круче этого кэмпа в моей футбольной жизни не было ничего, разве что победа над Бельгией.

— Как себя проявил ярославский юниор?

— Больше всего меня впечатлило, что Савва был в полном порядке. Мы вместе с Шоном смотрели разбор их действий в кэмпе — механику броска и постановку ног. Шон мог запустить одно и то же видео 20 раз, чтобы всё рассмотреть и сказать, где надо прибавить, а где всё сделано правильно. Приятно, когда наш воспитанник выделяется на фоне австрийских квотербеков, у которых за плечами такая великолепная школа, многие из них в футболе с малых лет.

— А что больше всего впечатлило в самом процессе работы?

— Сам Макс Зоммер, который рассказывал, как готовится к играм. Он за неделю до матча успевает несколько раз пересмотреть последние три-четыре игры соперника и подготовить геймплан на все ситуации. По его словам, он тратит на подготовку к игре 40 часов в неделю. И это при том, что он ещё работает на основной работе, в Австрии только главные тренеры получают зарплату. Хотя у «Сварко Рэйдверс» и «Вена Вайкингс» свои офисы, магазины экипировки, тренировочные поля. У них есть средства и они ими эффективно распоряжаются.

— Зоммер наверняка рассказывал об опыте, извлечённом не только из побед, но и из поражений?

— Да, у него была поучительная история. Он также является координатором юниорской сборной Австрии, с которой как-то поехал на чемпионат мира в Мексику. В матче за третье место они проигрывали в одно владение. Они заносят тачдаун, на часах 30 секунд до окончания матча. Зоммера торопит менеджер сборной, потому что у команды самолёт из Мексики через два с половиной часа. Подходит главный тренер и предлагает сыграть розыгрыш, который он не планировал. Да и вообще сама двухочковая реализация не планировалась. Зоммер назначил то, что посоветовал главный тренер, и они не реализовали. Уехали домой без медалей. Весь десятичасовой полёт до Вены Зоммер писал в блокнот, что он сделал не так. В итоге зачеркнул всё и обвёл несколько раз фразу: «Никто не указывает мне, что я должен назначать. Это моё решение и я его несу за него ответственность». Он сказал нам, что ни главный тренер, ни менеджер не виноваты в том, что реализация не удалась. Виноват только он, потому что он не послушал себя. И теперь ему с этим жить.

— Опыт таких специалистов сильно помог бы российским командам.

— Я разговаривал с Шоном Шелтоном, Максом Зоммером и Джошуа Куизада о возможности приехать в Россию. Они готовы, если кто-то возьмёт на себя организацию кэмпа. Этим мог бы заняться и я, но тогда придётся организовывать всё в Ярославле.

Но у нас есть и свои тренеры. Практически все наши специалисты готовы после сезона приезжать в регионы и учить футболистов самым основам, готовить местных тренеров. Саша Белов учится в Архангельске, и парни из местной команды смогли его выцепить, он провёл несколько тренировок. Было бы желание. Показательно, что в России уже полтора года живёт Эдмунд Вудс, а никто его не приглашает к себе. Он был в Питере на кэмпе, организованном компанией Athlete, и в Вологде, куда его позвал Никита Шемякин. Если вы не хотите развиваться, то для чего вообще вы играете в футбол?

Николай Зарубин в матче «Викинги» – «Юнайтед» в Открытой лиге Черноземья. 26 мая 2019 г., Вологда, Россия. Фото: Сергей Бондаренко

— Ты же сейчас активно сотрудничаешь с Вологдой?

— Я с Никитой Шемякиным работаю один год и буду поддерживать и помогать, потому что то, что он делает для своей команды — бесценно. Он открыл для своей команды зал, сотрудничает с ВоГУ — про «Викингов» теперь знает вся Вологда. Никита также перевёз Олега Борисовича Подоляку в Вологду из Череповца, теперь у команды есть главный тренер. В этом году мы вместе развиваем «Викингов» и надеюсь, что в ближайшее время на просторах нашей страны появится ещё одна сильная команда.

— Давай как-то подытожим твой месседж?

— Если вы хотите расти и развиваться, вам нужно приглашать тренеров, иметь систему тренировок, посещать лагеря или организовывать их и постоянно искать возможность улучшать свои знания. Общайтесь с тренерами других команд, перенимайте опыт, приезжайте на кэмпы сборной и так далее. Если постепенно работать и прибавлять в каждом из этих аспектов, вы непременно будете расти и развиваться. Выбор всегда за вами: стоять на месте или двигаться вперёд.

Если вы решаете двигаться вперёд, то как говорит Макс Зоммер: «Do your job, only one play at a time, whatever it takes».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.