Вот мы говорим: «Спартанцы» одержали победу в Венгрии, «Спартанцы» в Стамбуле выиграли у местной команды, в гостях сыграли там-то… Отмечаем только результаты, но одна вещь постоянно ускользает от нашего внимания. Точнее, мы воспринимаем это как данность, что-то само собой разумеющееся. Вспомните себя и свой семейный отпуск – вас двое-трое-четверо, но начать планирование жилья, программы пребывания, билетов нужно как минимум за месяц, а то и больше. А как любительский коллектив в составе более 40 человек, буквально пару недель назад узнавший, что ему нужно куда-то в Турцию или Италию, организует эту поездку в сжатые сроки без накладок? Пробуем выяснить.

– Насколько поездка команды в Турцию отличается от поездки команды в Венгрию? Венгрия должна быть сложнее из-за наличия виз.
– На самом деле, для нас это был первый опыт и там, и там, и, как выяснилось, своих подводных камней огромное множество. Первое, с чем столкнулась команда, это с визовым вопросом в Венгрию. Оформление визы в чистый паспорт и в паспорт, где уже стояла виза – это две совершенно разные истории. Есть еще такая штука, как виза по приглашению для спортивной команды. Ее нюанс в том, что она выдается только на срок проведения матча или чемпионата, делается пять дней, а стоит как обычная виза на полгода. Поэтому перед поездкой в Будапешт у нас каждый поступал по обстоятельствам: кто-то делал туристическую визу в паспорт, где уже были визы, кто-то делал в чистый паспорт визу на матч. Турция в этом плане, безусловно, значительно проще. Это отсутствие любых виз, но зато в полный рост встает вопрос авиабилетов – они, конечно, подороже.

– Именно поэтому команда добиралась в Будапешт на автобусе?
– Да, в том числе и поэтому в Будапешт ехали автобусом через Польшу. Предварительно по максимуму запросили у польских партнеров все документы о том, что играем в общеевропейской Суперлиге, и эта бумага нам в определенном смысле помогла на границе побыстрее пройти таможню. Самолетом летел только тренерский штаб, потому что тренеров мы любим и о них заботимся.

Фото: Татьяна Зубова

– При длительной поездке «по земле» часто бывают дорожные приключения. Что было у вас?
– Автобус и самолет – это два совершенно разных выезда. Всегда надо быть готовым к тому, что будут возникать непредвиденные обстоятельства и их придется решать. Автобус – это планирование не только точек питания, но и планирование водительских бригад. С этим у нас при поездке в Венгрию произошла отдельная история. Дело в том, что одна бригада водителей может ехать подряд не более 20 часов, после чего должны быть 9 часов обязательного отдыха. Мы это решили так: ехали двумя бригадами водителей, добрались до польской границы, два человека осталось в Бресте, другие два там сели, и уже с ними мы доехали до Будапешта. Оставалось буквально минут 40 по таймеру. До своего хостела мы добраться успевали, но если бы мы в день игры до стадиона добирались автобусом, 20-часовая смена началась бы с момента отъезда автобуса от хостела и шла бы всю разминку и весь матч. Так мы чисто физически не успевали проехать польскую границу! Всей командой, вместе с водителями, ушли бы на девятичасовой «отстой». Единственным разумным решением было бросить автобус сразу у стадиона (он припарковался минут за 15 до завершения смены), водители остались ночевать там, а мы отправились в хостел своим ходом. Потом из хостела так же вызвали десять такси, вся команда доехала до стадиона, показала результат. Только после этого автобусы завели, вставили карточки водителя и начали отсчет 20 часов, за которые мы должны были домчаться до польской границы.

– С Турцией что-то подобное было?
– Прямо приключений не было, но я был очень сильно удивлен, как и любой другой человек, когда начал запрашивать у туроператоров и авиакомпаний информацию о групповых перелетах. Оказалось, что групповые перелеты почему-то стоят значительно дороже, чем если искать их по одному на каком-то поисковом сервисе. Так выяснилось, что лучший способ летать самолетом – выгребать самые дешевые билеты у лоукостеров. Когда вы купите 10 билетов на один рейс, их цена увеличивается. Поэтому бронировали билеты из разных аэропортов, на разные рейсы. Каждый игрок сам себе покупал билеты, а сумму мы ему потом просто возместили.

«Спартанцы» on tour. Кадр из тревел-блога What is LAF

– В таких поездках вряд ли можно обойтись без помощи принимающей стороны.
– В случае с Венгрией нам сильно помогал менеджер «Каубелс». Он сделал приглашения на визу (с опозданием, но сделал), встретил тренеров, летевших самолетом. Вообще нас приняли очень гостеприимно, даже ящик местной водки потом подарили. В Турции обещали значительно больше, по факту за два дня дали значительно меньше – нам объяснили, почему, но мы потом проверили факты и оказалось, что это немного не соответствует действительности. В любом случае, спасибо им: турки предоставили автобус в два конца, хостел для какой-то части команды с включенным завтраком, это значительно упростило задачу.

– Кроме местного клуба, кто помогал еще?
– Что я обязательно рекомендую делать абсолютно всем: если вы едете в Европу, обязательно связывайтесь с местным консульством, диаспорами, делайте приглашения на матч в социальных сетях, устраивайте сборища земляков. Нас это крайне сильно выручило в Венгрии. Были люди из консульства, нашелся гид, который нам очень сильно помог. Она устроила небольшую экскурсию после того, как мы провели 35 часов в автобусе – походить по городу, размять ноги было именно тем, что доктор прописал. Но самое главное – местные знают всю ситуацию на местах, это очень важно. Например. В хостеле нам посоветовали два места, где мы можем питаться, что стоило, условно говоря, 12 евро на человека. Наш гид посоветовала другое отличное место со шведским столом, которое нам стоило порядка 6-8 евро на человека. Кажется, разница небольшая, но если вы умножите эту цифру на группу примерно в 30 человек, потом – на три приема пищи в день… Одно это сэкономило нам приличную сумму, 460 евро. В Турции на нашу игру тоже приехала определенная делегация от местной русскоязычной диаспоры. От них мы, например, узнали, что именно в этот день проходит международная акция «Ночь музеев», поэтому в Собор Святой Софии можно было зайти бесплатно. После матча некоторые сходили, посмотрели это замечательное место. Более красивого места на планете, чем этот собор внутри, под куполом, даже не могу вам назвать. Когда представляешь, как там все выглядело в оригинальном виде много веков назад, сознание будоражит невероятно.

Артемий Роговой и главный тренер «Спартанцев» Алексей Геец в Стамбуле. Фото из личного архива

– Насколько вообще важно решить все эти моменты заранее, вплоть до того, куда команда будет ходить на завтрак, обед и ужин?
– Игроки – они же как солдаты. Солдат должен быть одет, обут, должен отдохнуть, поесть, и только после этого с него можно будет спрашивать за какой-то результат. То же самое и здесь – ты должен по максимуму снять все бытовые вопросы с игроков: где им кушать, где им спать, что им делать. Чем меньше у них голова забита этими вещами, тем больше они будут сконцентрированы на происходящем на поле.

– Максимально разгружая игроков, ты берешь всю загрузку на себя. Но кроме позиции генерального менеджера, ты же еще и сам – игрок. Как удается концентрироваться в автобусе – на дороге, в столовой – на меню, на поле – на футболе?
– Никак. Я, как игрок, давно кончился, и из года в год игра все хуже. Даже на поле голова болит о том, все ли хорошо идет. Переключаться никогда не умел. Вообще, я же завязал после прошлогоднего финала ЛАФ, но по ряду причин в этом году пришлось вернуться. Перед игрой за «Кубок Открытия» с «Тиграми» провел две тренировки после семимесячного перерыва. Так что на позиции ди-лайнера у нас есть вакансия, всем желающим вступить в наши ряды можно иметь в виду. К слову, после того как пришлось снимать бутсы с гвоздя, я был потрясен, как быстро теряются футбольные навыки. Если бы не поддержка Алексея Ожгибесова, я бы вряд ли снова смог вернуться в игру. Он оказал большую поддержку, на тренировке уводил меня отдельно в сторонку и говорил: «А сейчас мы всему снова будем учиться с нуля». Для меня почему-то это оказалось очень важно.

Артемий Роговой (#99) после окончания финального матча чемпионата России–2018 между «Спартанцами» и «Патриотами». 2 сентября 2018 г., Москва, Россия. Фото: Михаил Клавиатуров (First & Goal)

– Вернемся к теме переездов. Вообще поездки как таковые происходят за счет личных средств игроков, или как-то помогают партнеры, спонсоры?
– Все наши победы на международном уровне и такой хороший старт сезона – все это было бы невозможно абсолютно без Сергея Владимировича Борисова, нашего президента. Если бы не его поддержка, мы могли бы быть сколько угодно хорошими, сколько угодно тренироваться, но просто банально не доехали бы до места проведения матча, потому что стоит это все серьезных денег. Еще один ключевой момент – мало команду куда-то вывезти, ее надо сначала подготовить. Дело в том, что в Европе сезон  стартует уже в марте, в то время как мы только-только выходим на улицу и «откапываемся» из-под снега. Из года в год в первой половине сезона мы сталкивались с проблемой исполнения и защиты от дальних передач, потому что зиму тренировались на четверти крытого поля. Этой зимой благодаря нашему президенту мы занимались на половине крытого поля. Так что команда не только куда-то поехала, но и была подготовлена к тому, чтобы дать результат. Это был реально важный фактор успеха. Тренер готовит команду на поле, а менеджер – по-своему, вот, например, занимаясь поиском лучших площадок для тренировок. Короче говоря, первое, что нужно понимать, даже еще до того, как ты выбрал способ поездки – все стоит денег. Если вернуться к разговору про Венгрию, клуб оплачивал нам дорогу на автобусе туда-обратно, ежедневное двухразовое питание. В Турцию – билеты на самолет и часть затрат на хостел, потому что примерно две трети нам пришлось оплачивать своими силами, несмотря на помощь турецкой стороны.

– То есть, при поездках за рубеж на игроков дополнительное финансовое бремя не ложится?
– Так и есть. Игроки команды в начале сезона сдают определенный взнос, символического размера по сравнению с вложениями со стороны клуба, и на этом все. Туда уже включены все выезды, организация всех домашних матчей, весь тренировочный процесс. Потом за свой счет только заказываются визы, ну и траты на месте – деньги, взятые «с собой». Кому не нравится в столовой – тот может за свой счет поехать в ресторан, например. В Будапеште те, у кого были сложности с бюджетом, не потратили вообще ничего, кроме визового сбора. Кто хотел комфорта и мог себе это позволить, тот мог и самолетом полететь. Но и тут всплывал нюанс. Например, при наших поездках в Минск были такие случаи, когда какой-то игрок самолетом летел в Белоруссию, а обратно ехал с командой на автобусе. Здесь такое не проходило – все, кто заехал автобусом, должны были и выехать этим же способом. Мы не могли взять на борт на обратную дорогу тех, кого не было на пути «туда», этого мы не знали, с этим тоже столкнулись на месте. Пришлось помогать паре человек, которые планировали ехать обратно автобусом. Вопрос решили, и теперь на будущее знаем, что и как.

«Прогуливаясь по Стамбулу, случайно нашел консульство Кыргызстана». Фото из личного архива

– Когда бюджет команды на сезон сформирован, как грамотно распланировать затраты? Можешь поделиться ценным опытом с другими командами?
– Для игроков безусловный плюс, когда не нужно задумываться о каких-то доплатах по ходу сезона. В прошлом году было большой заслугой парней и позором генерального менеджера, что все проходило полностью только благодаря усилиям самих игроков, включая многочисленные выезды в Минск и прочее-прочее. Итак, первый вопрос, который нужно решать – это вопрос с деньгами, быть к этому готовым. Еще один момент – старайтесь решать все вопросы напрямую, без участия третьих лиц. Условно говоря, если вы общаетесь с хостелом через принимающую сторону в Турции, могут возникнуть вопросы, потому что они вам озвучат одну цену, а по факту окажется немного другая. Старайтесь в любом диалоге отрезать посредников и общаться напрямую, будь то представители команды, хостел, ресторан, что угодно. Следующее – всегда старайтесь экономить бюджет, не проводить ненужные траты. Сэкономленные деньги – заработанные деньги. Всегда просить скидку, всегда пытаться сделать что-то наиболее экономным способом. Помните, что лучшее – враг хорошего.

– Приведи пример, как это работало в «Спартанцах» в прошлом году.
– В рамках прошлого года команда должна была четыре раза выехать в Минск. Если бы мы не экономили деньги, летали самолетом, не выбирали бюджетные варианты жилья, нам бы хватило денег максимум на два с половиной выезда. Но благодаря экономному подходу четыре раза вывезли в Минск 45 человек. По тому же принципу мы могли два раза слетать самолетом в Будапешт и в Стамбул, но тогда непонятно было бы, что делать дальше с Италией. Надо стараться сразу распределить средства на всю дистанцию, и мне кажется, у нашей команды это хорошо получается. Тут же можно добавить о вопросе с легионерами: в прошлом году мы были почти единственными из основных команд в том же Кубке Монте Кларка, кто обходился без иностранцев, и мы обыграли всех. Кажется, у «Кэпиталс» их тоже не было, и они играли с нами в финале. Легионеры требуют относительно больших финансовых затрат, а результат дают не всегда. Поэтому главное – правильно выстроить систему, иметь свой план. Это я обращаюсь и к региональным командам сейчас, которые не знают, как им выстроить свои финансы. Так можно собрать «солянку» и отыграть сезон, но построить что-то серьезное – никогда.

– После победы в Турции стало известно, что и в финале Кубка ЦЕФЛ вы сыграете на выезде в Италии. Почему все ваши матчи турнира проходят в гостях?
– Потому что к нам банально никто не хочет ездить. Как мне сказали, существуют какие-то проблемы с приглашением от команд из России, в результате чего приезжающий клуб вынужден платить крупную сумму, чтобы просто к нам попасть. На это, само собой, никто не пойдет. И в принципе нам не в полной мере доверяют, как мне кажется. Нам надо сначала зарекомендовать себя как надежного партнера, и только после этого мы можем рассчитывать на домашний матч. В первом круге организаторы турнира вообще предлагали сыграть нам с «Патриотами», но мы отказались, потому что наша цель — играть как можно больше игр именно с европейскими командами. Если бы согласились, то в случае нашей победы, во втором круге на майские праздники мы бы спокойно, на автобусе, снова экономя бюджет, доехали бы до Сербии или Будапешта. В результате нам предложили либо Стамбул, либо Больцано.

– Уже сейчас есть понимание того, как команда будет добираться до Больцано? Это не самый крупный город в не самом удобном месте для путешествий.
– С логистикой в Италию все действительно сложно. Город Больцано не имеет своего аэропорта, поэтому мы смотрели разные варианты. Самое оптимальное, что выдумали: выхватить самые низкие по ценам билеты в три разных аэропорта – Милан, Верона, Мюнхен – и оттуда уже добираться до места. Сейчас изучаем варианты трансфера, считаем, какое количество людей в какой аэропорт прибывает. Мюнхен удобен тем, что туда от нас летит по три рейса-лоукостера в день с возможностью добавки багажа, что очень удобно и приемлемо по ценам, позволяет нам уложиться в бюджет. Сложность же была в том, что итальянцы поначалу не очень сильно стремились нам помогать, все шло к тому, что нам самим нужно будет искать трансфер от Мюнхена. Понемногу мы распутали этот клубок. Возникла идея арендовать машины и группами по пять человек добираться до места. Это решает много вопросов: не нужно будет собираться всем в одном месте, по стоимости это будет значительно дешевле, каждая группа становится мобильной, парни могут по дороге остановиться по желанию, никого не ждать, то же самое касается дороги обратно. Ну и координировать отдельные группы значительно проще. Как я уже говорил, всегда приходится выдумывать что-то новое, каждый выезд в Европу для нас не похож на другой. Организационная компетенция у нас только-только появляется, я расту вместе с командой как менеджер. И глядя назад, на поездку в Стамбул, я уже сейчас понимаю, что можно было сделать значительно лучше.

Фото из личного архива

– В одном из предыдущих интервью ты сказал, что уже готов написать целую методичку, как вывезти команду в Минск. Когда будешь готов написать, как вывозить команду в Европу?
– Методичку, может, скоро и напишу. А пока я всегда для всех открыт, готов общаться и советовать, но всё приходит только с опытом. Его величество опыт – главная вещь. В этом году мы уже один раз съездили в Минск, и я удивился, насколько это было просто организовать! У тебя уже есть свой пул рабочих контактов, уже есть хостел, который даст тебе наилучшую цену, ты знаешь, что выкупишь все места для ночевки игроков, позвонишь ребятам, которые привозили тебе питание… Когда дело идет по знакомому шаблону, все становится значительно проще, тебе не надо искать все на ровном месте. С опытом возникает понимание, что и как лучше сделать. Можно сказать, что для нас Минск – вообще уже не выезд, а игры в Питере и вовсе как домашние.

– А открыть свое турагентство не думаешь?
– Да пока не планирую. Но ребята уже смеются, а один даже всерьез предложил создать сервис по помощи в переездах спортивным командам – есть же такие услуги у некоторых агентств. Мне мой опыт уже позволяет это делать, но планов таких пока нет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.