Дисклеймер: данный материал — не «отчёт о турнире». Это копилка личных впечатлений человека, посетившего Кубок Монте Кларка. Позиция автора может не совпадать с позицией редакции First & Goal или команды «Оружейники».


Я шёл и думал: а если ты уже обыграл винницких «Волков» и вильнюсских «Железных Волков», стоит ли опасаться псковских лесных волков?

Пять человек в кромешной темноте неторопливо бредут вдоль трассы, устало перешучиваясь и вспоминая эпизоды из фильмов ужасов. Где-то там впереди остановился спущенный с горки микроавтобус. Он движется как в пошаговой стратегии: чуть-чуть пройдет и все, жди следующего хода.

Сцеплению конец. До Пскова еще 100 километров, до дома даже страшно представить сколько. Нам бы до заправки дотянуть.

Шаг, второй, десятый, сотый.


Одним словом игровую часть Кубка Монте Кларка можно описать так: темп. Или ритм. Никаких пауз или проволочек перед матчем или во время.

На 10 секунд в хадле меньше, при том, что «Оружейникам» хронически не хватает и стандартного времени. Пару раз за турнир сжигаем таймауты, чтобы избежать задержки времени, все время выстраиваемся бегом, но обходимся без штрафов.

Отечественный американский футбол вообще куда быстрее, чем тот, что мы смотрим по телевизору (в среднем, два часа 15 минут против трех с половиной), а в Минске игры проходят за 45 минут реального времени. Чихнёшь — пропустишь драйв.

Это похоже на интервальные тренировки, особенно когда после двух матчей подряд у тебя появляется час перерыва, после которого надо опять «будить» мышцы.

Современный формат. Мы смотрим ютуб-ролики на скорости 1.25, я смотрю целый соккерный матч на перемотке за 45 минут, а теперь и американский футбол укладывается в тот же хронометраж.

КМК Арена 2019. Эпизод турнира. Минск, 3 марта 2019. Фото: Алексей Норман.


С городом-героем Минском мы не виделись лет шесть или семь. В каком-то смысле там, в белорусской столице, полировалась тусовка, которая спустя много лет превратится в First & Goal.

«Просто посмотри, сколько у них полей. И все это на городском обеспечении», — восхищается президент Карельской федерации американского футбола Юрий Кушнир.

Минск на старте весны не такой красочный как летом, но такой же широкий, чистый и вдохновляющий, каким я его запомнил. С прошлого года это еще и коммуникационный центр отечественного американского футбола, спортивно-политическое убежище для всех, кто хочет просто сыграть в любимую игру. И то, что команды с бывшего Союза собираются в столице, больше всего тот Союз напоминающий — это символично (безотносительно отношения к угасшему государству).

Все вроде такое же, но немножко другое: рубли, язык, еда, люди. И футбол.

View this post on Instagram

Минская весна.

A post shared by Stanislav Rynkevich (@saltis) on


Травмы долгое время обходили «Оружейников» стороной. Своим знаменитым, практически фирменным маленьким составом мы объездили весь Северо-Запад, поучаствовали во многих турнирах, но теряли игроков (тьфу-тьфу-тьфу) редко и ненадолго. Ну, относительно остальных команд.

Во второй игре на турнире — против «Зубров» — мы потеряли одного из самых известных своих игроков — бегущего Олега Тарзалайнена. Открытие ЛАФ–2017 и игрок сборной России Олег получил перелом и вывих локтевой кости чисто в своём стиле — занося тачдаун.

Его уже нельзя было остановить до зачётной зоны, и какое-то время ещё обсуждали, стоило ли его вообще трогать. Обидно, когда получаешь травму в необязательном эпизоде. С другой стороны, что, если бы такая травма произошла в значимом столкновении, кому-то стало бы от этого легче?

При пересмотре игры не очень было понятно, зачем оператор представил себя работником «Лайфа» и долго, во всех подробностях смаковал физиологические подробности травмы.

В итоге, к плей-офф карелы остались без одного из своих лидеров по игре. Хуже того, без своего единственного раннинбека.

КМК Арена 2019. Эпизод турнира. Минск, 3 марта 2019. Фото: Алексей Норман.


Американка была из Сент-Луиса, штат Миссури. Преподавала в Москве английский язык, а в Минск приехала на выходные. Никак не могла понять, почему её купленный за копейки китайский адаптер не заряжает айфон.

Она явно была удивлена, что я уточнил её местоположение в Штатах, не удовлетворившись ответом «I’m from United States».

— Дело в том, что мы приехали сюда командой. Сейчас этот хостел битком забит фанатами и игроками в американский футбол.

— Вы имеете в виду, соккер или американский футбол?

— Нет, американский футбол. Как НФЛ. Здесь болеют за «Грин-Бэй», «Даллас», «Нью-Ингленд». Я вот лично за «Миннесоту», — и после паузы, — наверное, из-за схожих погодных условий.

— Я только хотела об этом сказать! — она очень удивлена, — А как насчет «Рэмс»?

— Ну, так. Наверное, вы их терпеть не можете, раз они уехали в Лос-Анджелес?

— Да, — смеётся, — но Сент-Луис больше бейсбольный город.

— Э-э-э, — пытаюсь вспомнить название, — «Сент-Луис Кардиналс»?

— Точно! — она явно в шоке, что чувак из маленького города на севере России так осведомлен о спортивной жизни города, находящегося по ту сторону Атлантики, — А про хоккей наш вы тоже знаете?

— Владимир Тарасенко, — улыбаюсь.

Мы всё о вас знаем.


Любимый сравнительный образ для «Оружейников»: банда батьки Махно. Дисциплина у нас не хромает, а который год передвигается на инвалидной коляске. Харизматичные и разболтанные, можем всё и не можем ничего.

Даже с игровой точки зрения. Когда тебя тренирует донецкий «Скиф» (а их, как известно, бывших не бывает), то вместо тщательно нарисованного плана и аккуратно собранного плейбука будет импровизационный розыгрыш за секунду до задержки игры из не совсем верного построения. И пройдёт ведь. Лозунг «Пэтриотс»: do your job, делай свою работу. Наш лозунг: дальше не придумали — импровизируй.

«Зубры» другие совершенно. «Зубры» — регулярная армия. Это я понял ещё до начала турнира, когда наблюдал, как по команде начальства парни в жёлто-синих бомберах подскакивают то на один, то на другой участок поля, чтобы подклеить, принести, помочь.

И на поле они были такими же — зашли железной поступью и маршем шагали к твоей зачётке. Минимум времени в хадле, максимум отточенных передач и движений.

За что их там критиковали в прошлом? За консерватизм? Я знаю одно: в чистом поле регулярная армия всегда победит партизанский отряд.

КМК Арена 2019. Эпизод турнира. Минск, 3 марта 2019. Фото: Алексей Норман.


Самое хреновое, когда толкаешь микроавтобус около часа — вот тот момент, когда ты и так давил что есть силы, а тут вдруг почувствовал, что и этого мало. Только собирался передохнУть, а надо, наоборот, прибавить.

Мы приехали и уехали двумя автобусами — на 20 человек и на восемь. Наш, восьмиместный, приказал долго жить вскоре после пересечения границы между Беларусью и Россией.

«Вот кто-то с горочки спустился» — это про наш способ передвижения. А в горочку грубой физической силой. Несколько спортсменов, у которых позади большой турнир, оператор и спортивный журналист (куда больше журналист, чем спортивный).

Мне как-то везло всегда, поэтому это были самые долгие девять километров в моей жизни. Зато когда со вторым автобусом подъехали линейные со свежими силами, то дело пошло бодрее. Вот она, практическая польза американского футбола.


Я нервничал в каждом нашем матче. Чёрт его знает, кто в каком составе приехал и на что способен. Виннице мы как-то очень быстро занесли тачдаун, а когда они сравняли и вышли вперёд, то долго не могли ничего сделать. Всё резко изменилось за одну минуту, когда за удачным драйвом в нападении последовал результативный перехват с возвратом в зачётную зону.

С «Железными Волками» в полуфинале сценарий был другим — они первыми вышли вперёд, а мы догоняли — но характер игры аналогичный. Перетягивание каната. В конечном счёте, мы дободались до нужного результата.

За результат с «Зубрами» тоже не стыдно, хотя в игре группового этапа интрига умерла очень быстро, а в финале поупирались лишь первую половину. Зато единственные на турнире, кто занёс им больше одного тачдауна, причём оба раза. В финале драйвы нападения «Оружейников» можно было проводить под музыку «Полёт валькирий» — без Тарзалайнена и с получившим по голове фуллбеком Витей Давыденко квотербек Сергей Корнев перешёл на режим воздушной бомбардировки.

Жаль, что не удалось пересечься с Калининградом. Судя по тому, как они отыграли матч за бронзовые медали, это была бы эпичная битва.


Всё-таки на «Северный Легион» тут очень обиделись. Даже в поздравительной речи это прозвучало отдельным тезисом: мы на них рассчитывали, а они оказались такими-сякими.

Наверное, причина не только в том, что слив в последний момент — это всегда некрасиво. Афиша «Зубры» — «Северный Легион» должна была украсить финал, ещё больше поднять ценность трофея. А так получилось, что фаворит взял своё. Не без боя, не без усилий и пролитого пота, но всё-таки «Оружейники», как и любая другая команда на турнире — другая весовая категория.


Псков. Это уже не точка на карте. Это название эмоционального состояния.

Мы должны были проехать его за 15 минут, а остались там на 15 часов. Что вообще делать в городе, где нет команды по американскому футболу?

Если бы была, то она называлась бы «Псковские Церкви». Их прямо очень много. При местами симпатичном центре города окраины Пскова производят очень гнетущее впечатление. Хотя надо ещё поискать российский провинциальный город, который бы в слякотный март выглядел сильно лучше.

Мы взяли штурмом стены местного Кремля (ни один «Оружейник» не пострадал), отведали псковский крафт и псковских элитных бургеров, поспали в кинотеатре и раза четыре возвращались в автосервис, чтобы услышать фразу «через два часа».

Водную планету Миллера в «Интерстелларе» в русском дубляже нужно было назвать Псков. Два часа для нас — это две минуты для них.

Я ждал, что во время импровизационной экскурсии небо разверзнется, и сверху грянет голос: «Карелы! Я собрал вас здесь, чтобы вы ответили за все свои прегрешения».


Станут ли турниры по арена-футболу постоянным явлением в отечественном футболе? От этого никуда не деться.

Для региональных команд это оптимальный формат соревнований с учетом всех минусов (по большей части, из-за травмоопасной высокой интенсивности). У нас слишком неглубокие составы, и мы не можем позволить себе так часто и далеко путешествовать.

Никаких длинных обязательств, минимум вероятности, что что-то пойдёт не так: приехали, сыграли, разъехались.

Арена-футбол — это не совсем американский футбол, но не надо этого стесняться. Для всего должны быть созданы условия. Лучше в каждый момент времени осознавать свой уровень и расти постепенно, чем надорваться на один раз и развалиться на куски.


Конечно, кое-что всё-таки стоит подкорректировать.

Не хватило общего представления команд, чтобы прочувствовать масштаб ещё до начала игр. Понятно, что всё сокращалось в угоду оптимизации времени, но мы говорим о том, что может быть лучше в следующий раз.

Нужно улучшить синхронизацию между судейской бригадой, графикой в трансляции и работой комментаторов. Периодически возникали разночтения в том, какой сейчас счёт. Комментаторы из-за темпа не успевают за ходом матча, ведущие трансляции ждут подсказок хоть от кого-нибудь, но даже протоколы судей, по моему скромному мнению, не всегда верно отображали картину. Например, «Оружейники» в финале железно занесли одну реализацию, но по итогу матча получили 12 очков.

Забавный парадокс в том, что телезрители по сути увидели, как вице-чемпионы турнира проиграли две игры, потому что показывали только их матчи с «Зубрами», а победы остались за кадром. Опять же, понятно, почему так было устроено — минчане заказывали музыку, логично, что они показывают себя, но на выходе получился такой вот курьёз.

КМК Арена 2019. Эпизод турнира. Минск, 3 марта 2019. Фото: Алексей Норман.


О расстояниях мы говорили так много, что кто-то мог бы подумать — команда из Петрозаводска называется «1300 километров».

Это напоминание — компенсация за 16 часов в дороге. Слава богу, что гордиться можно не только намотанным километражем.

Судьба наказала, накинув поломку на обратную дорогу: из Минска в сторону дома мы выехали в 18 часов в воскресенье. Домой приехали во вторник в 10 часов утра.


В турнирах с участием региональных команд есть особенный шарм.

Во-первых, они безбашенные. Это в столицах жёсткая конкуренция толкает на поиски наиболее эффективных путей решения, а когда тебя от ближайших соперников отделяют сотни километров, возникает эстетический голод. Хочется играть красиво.

И летят передачи одна за другой, хитроумные комбинации. «Старая школа» отечественного американского футбола сказала бы, что нужно играть попроще и понадёжней. Наверное, это и есть кратчайший путь к победе. Но с неё хочется свернуть на тропинку к получению удовольствия.

А когда собираются команды, которые хотят играть эффектно, то получается весело и непредсказуемо. Из шести команд на Кубке Монте Кларка четыре были, на мой взгляд, более-менее равны по силам. В их матчах между собой мог быть любой результат.

Но без «Старой школы» всё равно не обходится, потому что в составе то одной, то другой команды обязательно найдётся минимум один мастодонт отечественного футбола. И когда они пересекаются между матчами, то ты в обрывках разговоров слышишь пересказ каких-то фантастических историй из середины девяностых. На таких турнирах понимаешь, что наследственность у нас есть.

КМК Арена 2019. Эпизод турнира. Минск, 3 марта 2019. Фото: Алексей Норман.


Если выбрать самое хорошее, что было в этой поездке, то это реакция футбольной общественности, футбольной тусовки на нашу беду.

Ранним утром в понедельник мы встали недалеко от Пскова. Был пронизывающий холод, и никто из проезжавших мимо не брался дотащить на буксире до города. (Символично, что в итоге единственным, кто нас протащил из проезжавших мимо, был белорус).

Но когда мы написали пост в группе о том, что «Оружейникам» нужна помощь, откликнулось огромное количество народу со всех уголков страны. Звонили, писали, советовали, сочувствовали. И это было кайфово с обоих полюсов. Наверное, мы как команда делаем что-то правильно, раз есть такой отклик. И, главное, что сколько бы срачей ни разводилось в интернете, как бы мы ни поносили систему, которую сами порой и рушим, есть люди и человеческие отношения. Мы все так или иначе заодно. Мы друг друга вытащим.

КМК Арена 2019. Эпизод турнира. Минск, 3 марта 2019. Фото: Алексей Норман.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.