Леонид Анциферов: «Нью-Ингленд» — «Атланта» (2017)

Мы все любим драматические концовки и, наверное, финалы вроде «Пэтриотс»- «Сихокс» вызывают более яркие эмоции — тебя держат в напряжении, а потом на одном розыгрыше все взрывается, и в течение нескольких минут эмоции бьют через край. Однако Супербоул-2017 года был игрой другого формата.

«Атланта» убивала «Нью-Ингленд» своим нападением, бывшим одним из самых лучших в том сезоне. Казалось, что эта ночь потрачена впустую и заставить себя досмотреть это зрелище можно было только шутками и подначиваниями друг друга, мол, “ну что, камбэк?” Вы любите ощущение, когда говорите что-то наобум и угадываете? Шутки шутками, но в «Пэтриотс» и Брэди, даже с учетом их репутации, тогда верилось с трудом. Но все, кто говорил про камбэк — угадали.

Самое удивительное, что в какой-то момент, когда «Нью-Ингленд» уже подобрался вплотную к Атланте, но еще не обошел их, появилось другое ощущение — “Пэтриотс” дожмут и выиграют. Так и случилось. Редкий случай, когда “определенность” восхищала чуть ли не больше, чем любая неожиданность. Так что тот финал подарил весь спектр эмоций и переживаний, да еще и надолго растянул их по времени. Было круто. Я это видел.

Вадим Борисов: «Нью-Ингленд» — «Атланта» (2017)

Почему именно этот Супербоул? Потому что ты постоянно не веришь в то, что происходит. «Фэлконс» выходят вперед! Вау. «Атланта» выходит вперед на два владения! Да ладно? Брэди кидает перехват в тачдаун? Уже три владения? Вспоминается вопль персонажа из «Мальчишника в Вегасе», орущего: «Что за ужас тут творится?!»

Хороший Супербоул (да и вообще матч) – это такой, в пересказ сюжета которого сложно поверить. Такой, в котором раз за разом происходят события, мизерная ставка на любое из которых могла озолотить безумца, решившегося на нее. Камбэк в 25 очков? А почему бы и нет. Чудо-ловля мяча в сантиметрах от поля с двумя защитниками на спине? Пфф, легко. Первый овертайм в истории Супербоула? Радуйтесь, что стали свидетелями.

Кого-то, возможно, расстроил в данном матче итоговый результат в пользу «попсы». Кого-то – тот факт, что на исход сильно повлияла удача. Мне же запомнилось ощущение, что этот Супербоул сжал для меня историю до одной точки. Я видел ее вживую и был ее частью. Этот матч позволил мне почувствовать себя чуть больше, чем песчинкой. Хотя бы на часок. За это ему спасибо.

Юрий Марин: «Питтсбург» — «Аризона» (2009)

Супербоул-2009 был первым матчем по американскому футболу, который я посмотрел, и он сразу же намертво приковал меня к игре. Для меня тогда все было необычно и очень сложно. Как отличить защиту от нападения до снепа? За кого болеть? Кто хороший парень, а кто плохой? Как переждать эту чертову рекламу?

Все минусы с лихвой компенсировались остротой зрелища. «Питтсбург» тогда заработал очки в первом же владении, вынудив меня болеть в том матче за «Аризону». Это был отличный выбор, потому что «Кардиналс» догоняли весь матч и за две минуты до конца, наконец, вышли вперед с помощью тачдауна Ларри Фицджеральда. Тогда мне казалось, что дело сделано, и это подарило еще больше ощущений от момента, когда Сантонио Холмс cо второй попытки поймал невероятный мяч в концовке, подарив «Стилерс» победу. Это казалось совершенно невероятным, хотя сейчас случаются кетчи и поярче. К слову, это был довольно редкий случай, когда самым ценным игроком матча стал ресивер.

Андрей Резяпов: «Нью-Ингленд» — «Атланта» (2017) и «Нью-Ингленд» — «Филадельфия» (2018)

Дайте два!

51-й Супербоул с грандиозным камбэком «Брэди и Ко» – стал первым Супербоулом, который я посмотрел полностью (пусть и в записи). В воскресенье, накануне матча, я пришел на свою первую тренировку с «Авиаторами» и после нее не имел физической возможности проснуться к началу матча. Собираясь в полусне на работу, я посмотрел мельком на счет (было время большого перерыва), и с мыслью, что все самое интересное я уже пропустил, вышел из дома. Через полтора часа я открыл nfl.com – и понял, что пропустил самое интересное еще раз. Этот матч – отличное объяснение тому, почему комментаторы матчей НФЛ и  НСАА говорят: «Осталось столько-то до конца основного времени», а не «до конца игры».

Почему 52-й Супербоул? Все просто – это первый матч за Кубок Ломбарди, который я посмотрел в прямом эфире. Игра смотрелась на одном дыхании, и до середины матча я не мог отдать предпочтения какой-то из команд. Но потом, перед самым перерывом, «Орлы» сыграли “Philly-Philly” — и после выступления Джастина Тимберлейка я стал ждать сэка на Брэди. Примечательно то, что этот самый сэк и решил судьбу матча. Все Соединенные Штаты, кроме Массачусетса, возликовали, а я пошел на работу с сознанием того, что на этот раз ничего не пропустил.

Может быть, когда через несколько лет моя выборка Супербоулов расширится, я назову другой матч лучшим из тех, что я видел. Но неизменным останется одно – каждый раз в день проведения главного матча НФЛ в году – мы с футболом отмечаем «годовщину», а это вам не шуточки.

Станислав Рынкевич: «Балтимор» — «Сан-Франциско» (2013)

Это далеко не самый остросюжетный финал на моей памяти (смотрю НФЛ с 2010-го), но в нём было много интересных боковых сюжетных линий. Это битва братьев Харбо, тренеров команд. Это последняя игра в карьере Рэя Льюиса, который при всей своей неоднозначности — игрок совершенно выдающийся. Это отключенное на полчаса электричество и последовавший за этим камбек «Сан-Франциско».

Меня часто в Супербоулах перекашивает из-за личных пристрастий. За одну команду болеешь слишком сильно, а другую с чемпионскими перстнями видеть не хочется абсолютно (не будем уточнять, про кого идёт речь, но это «Пэтриотс»). Здесь же встретились команды, к которым я относился ровно, и от всей игры получил приятные ощущения.

Обычно главным моментом Супербоула становится тачдаун или, может быть, сэк, а тут было умышленное сейфти в своей зачётной зоне. Таким гроссмейстерским ходом Джон Харбо выиграл свой первый приз Ломбарди. По-моему, очень круто.

Евгений Шуваев: «Питтсбург» — «Грин-Бэй» (2011)

Какой еще может быть любимым, как не тот, где побеждает твоя команда? Все случилось по аналогии с соккерной историей – тоже в первый же год «заболевания» и тоже казалось абсолютно нормальным и закономерным с уверенностью, что трофеи будут каждый год. Обманчивое чувство…

Но в тот день, 6 февраля всё было просто замечательно. Каждое мало-мальски нестандартное действие – будь то «бомба» в зачетную зону на 3-и-1 или же возвращенный замысловатыми зигзагами пик-сикс – смотрелось с широко раскрытыми глазами неофита. Уже месяцы спустя приходило осознание, что по-настоящему крутыми были в общем-то другие моменты, с набором очков напрямую не связанные (форсированный фамбл ломившегося напролом Менденхолла, а также реализация длинного третьего дауна Дженнингсом в заключительной четверти).

Наблюдать за бровкой в тот вечер было отдельным аттракционом. Закусывающий полотенце Роджерс, держащийся за ключицу Вудсон, резко переставший улыбаться Уорд, трясущий шевелюрой Поламалу – почти никто из них уже не играет. Но всё это как будто было пережито вчера, прошлой ночью, несколько часов назад. Что бы ни случилось дальше – с трофеями или без – такого больше не повторится. Никогда.

 

Максим Кузьмин: «Баффало Биллс» — «Нью-Йорк Джайентс» (1991)

Ох, придётся совершить своё самоубийство, как «эксперта», и признаться, что единственный Супербоул, который я посмотрел онлайн — прошлогодний. Не то, чтобы зрелище прямо впечатлило, поэтому выбирать придётся из полусотни главных матчей сезона, случившихся до него.

И самый лучший Супербоул, согласно моему личному мнению — матч «Биллс» — «Джайентс» 28-летней давности. И на то есть несколько причин.

Во-первых, посмотрите, какой изящные и лёгкие дропбэки у Джима Келли! Остальные квотербеки на его фоне откатываются назад так, как будто они решили пострелять из крупнокалиберного оружия, не учтя отдачу. А Келли своей манерой игры ярко символизировал лёгкое и быстрое ноу-хадл нападение «Биллс» начала 1990-х — одну из самых зрелищных атакующих систем, когда-либо бывших в лиге.

Но на каждого Голиафа в конце-концов найдётся свой Давид — и это вторая причина. Билл Беличик, при всей крайней неоднозначности своей фигуры, был защитным Шоном Маквеем ещё тогда, когда оригинальный Маквей ходил в детский сад. Представьте, вы — координатор защиты, и у нападения вашего соперника есть квотербек — будущий холл-оф-фэймер, раннинбек — будущий холл-оф-фэймер и два ресивера — будущих холл-оф-фэймера, причём все они, кроме одного из принимающих — на пике своих карьер. Бонусом у соперника есть лучшая оффенсив-лайн лиги, не допустившая ни одного сэка в двух предыдущих матчах плей-офф. Что будете делать?

Молиться или пытаться подсыпать слабительное в еду звёздных игроков противника — хорошие ответы, но Беличик пошёл альтернативным путём и выкатил один из наиболее впечатляющих защитных планов в истории Супербоулов. Именно сковавшие пасовую игру «Баффало» наработки Беличика вкупе с вязкой игрой нападения «Джайентс» привели к счёту 20-19 в пользу «Нью-Йорка» за 8 секунд до конца игры…

И к третьей причине — Скотту Норвуду и его удару. Скорее всего, эта развязка — самая драматичная в истории Супербоулов хотя бы потому, что исход всего сезона полностью зависел от того, как ударит кикер. У всех же были ситуации, когда вы сильно накосячили и смотрите в глаза людям, которые от этого пострадали? Так вот, Норвуд умудрился очень крупно подвести сразу полсотни огромных мужиков в самом расцвете сил (и вдобавок ещё несколько миллионов болельщиков «Баффало»). Фигово ему было, наверное, в раздевалке и после выхода из неё…

Стоит воздать Норвуду должное — он сумел сбросить груз своей ошибки и стал жить дальше, не моделируя в своей голове ситуацию, в которой мяч при том самом ударе полетел на несколько метров левее. Респект, Скотт!

Дмитрий Праценко: «Нью-Ингленд» — «ЛА Рэмс» (2019)

Как известно, раньше деревья были выше, трава зеленее, а Супербоулы краше…Возможно. Но что если ваш лучший Супербоул еще не случился? Что бы вы сказали, если бы услышали, что через 2 дня вас ждет самый интересный Супербоул в истории? (да-да, я понимаю, так говорят каждый год, но все же в этот раз все иначе, не так ли?)

А ведь для многих из нас этот главный матч не просто главный матч год. Это battle royale таких вселенских масштабов, что никто и никогда еще не видел. Этот матч — олицетворение вечной борьбы добра и зла. Сражение против Мордора. Фродо Маквей против Билла Саурона.

Я помню, как тяжело было два года назад очнуться от увиденного, принять случившееся и захотеть снова видеть футбол. Волшебный Ник вернул нам веру. Патрик Махоумс заставил поверить нас, что Брэди не вечен. 

И вот теперь последний оплот — «Рэмс». Да-да, те самые «Рэмс», которые всего каких-то четыре год назад выглядели как самая скучная франшиза Лиги (простите, «Джексонвилль», и даже здесь вы не первые). За это время они проделали умопомрачительный путь «из грязи в князи», который я когда-либо видел, продираясь к своему заветному шансу. И если вам несимпатичен этот проект, быть может, стоило бы сделать кардиограмму и проверить, есть ли у вас вообще сердце?

“Рэмс” имеют шанс стать экзорцистом этого демона. Демона, который в уже в девятый раз в новом веке попытается украсть наши улыбки. Демона, которого вечно списывают со счетов, но который непостижимым образом вновь и вновь смотрит в бездну вашего отчаяния. Но в этот Карфаген будет уничтожен навсегда.

May the Force be with you, Jared.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.