Выносная игра в НФЛ переживает странный период. После квотербеков именно бегущие — самые заметные игроки на поле, а историю лиги невозможно пересказать, не упомянув имена многих великих раннинбеков. Однако в последние годы бегущим платят меньше, выгоняют раньше и постоянно ротируют. Звездные раннинбеки стали дефицитом по мере того, как НФЛ превратилась в пасовую лигу.

Можно легко проиллюстрировать при помощи двух статистических показателей: выносные попытки за матч и ярды за выносную попытку. В сезоне–2018 команды в среднем выносят мяч по 25.9 раз за игру — это минимальный показатель в истории НФЛ. Вот уже долгое время число выносных попыток за матч снижается, предыдущий антирекорд был установлен в 2016 году (26 выносов за игру), а до этого — в 2015-м (26.3). Но при этом команды НФЛ набирают по 4.4 ярда за попытку, что является наивысшим показателем в истории. И это тоже тенденция — 10 самых продуктивных сезонов с точки зрения ярдов за выносную попытку были зафиксированы после 2006 года.

Команды бросают мяч чаще, потому что, как показывает статистика, пас эффективнее выноса. С увеличением числа пасовых попыток выросли все остальные показатели: очки, ярды, ярды за розыгрыш и так далее. И в то же время чем реже команды стали выносить мяч, тем эффективнее они стали это делать.

Взрывной прогресс пасовой игры повлёк за собой переоценку позиции раннинбека. Споры вокруг данного амплуа достигли наивысшей точки в минувшее межсезонье, когда «НЙ Джайентс» выбрали под вторым общим номером на драфте бегущего «Пенн Стэйт» Сакуона Баркли, раннинбек «ЛА Рэмс» Тодд Гёрли продлил контракт на шикарных условиях, а Левеон Белл объявил забастовку из-за разногласий по условиям будущего контракта с «Питтсбургом».

Стоило ли «Джайентс» тратить столь высокий выбор на теряющую ценность позицию? Не стоило ли «Рэмс» потратить $45 гарантированных миллионов на укрепление других дыр в составе? Пожалеют ли «Стилерс», что не стали платить одному из лучших бегущих в лиге? Так были сформулированы важнейшие вопросы накануне старта сезона–2018. Но все они сводились, на самом деле, к одному: стоит ли вкладываться в звёздных раннинбеков?

Уходящий сезон помог ответить на этот вопрос. В 2018 году мы видели, как команды остаются конкурентоспособными без своих звёздных раннинбеков. Другие команды обнаружили, что их распиаренные бегущие совершенно неэффективны. Ход сезона–2018 определили бегущие, которых запросто можно заменить. Перед рынком свободных агентов и драфтом–2019 ценность звёздных раннинбеков находится на исторически низком уровне.

* * *

Если мы хотим обсудить ценность звёздного раннинбека, то следует сразу обратиться к опыту «Питтсбурга». Бастовавшего Белла «Стилерс» заменили на Джеймса Коннера, выбранного в третьем раунде драфта и практически не выходившего на поле до сезона–2018. Выносная игра «Питтсбурга» не стала хуже ни на йоту. В 2017-м «Питтсбург» набирал по 104.2 выносных ярда за игру — 3.8 за попытку. В этом сезоне «Питтсбург» реже выносил мяч и набирал только по 93.9 ярда за игру, но число ярдов за попытку резко возросло до 4.3. В прошлом году по метрике DVOA «Стилерс» шли шестыми, в этом году — одиннадцатыми. А рейтинг успешности выноса — показатель, который высчитывает число выносных попыток, которые считаются «успешными» с учётом номера попытки, пройденной дистанции, ситуации на поле и так далее — понизился с 47.9% до 47.6%.

И хотя частично успех «Питтсбурга» в выносной игре можно возложить на талант самого Коннера, схемы команды работали успешно вне зависимости оттого, кто находился в бекфилде. Из-за травмы лодыжки Коннер пропустил 14-й и 15-й туры, но и без него «Стилерс» набирали по 99 выносных ярдов с 4.5 ярда за попытку, положившись на Джейлена Сэмюелса, выбранного в пятом раунде драфта новичка из «Северной Каролины Стэйт». В колледже он даже не всегда играл бегущего. Более того, в эти две недели «Стилерс» даже улучшили рейтинг успешности выноса до отметки в 52.6%. Белл надеялся, что нынешний сезон докажет, насколько он важен для нападения «Питтсбурга», но получил диаметрально противоположный вывод.

View this post on Instagram

🍗

A post shared by Kareem Hunt 3️⃣ (@bigreem_3) on

«Стилерс» — не единственная команда, добившаяся успеха на выносе без основного раннинбека. 30 ноября «Канзас-Сити» отчислил Карима Ханта после того, как в сети всплыл видеоролик, на котором Хант толкает и пинает женщину. После увольнения Ханта стартовым раннинбеком стал Спенсер Уэйр, а после того, как он получил травму подколенного сухожилия на прошлой неделе, на поле стали выходить поменявший кучу команд Дэмьен Уильямс и незадрафтованный новичок Дэррел Уильямс. За 11 недель с Хантом «Чифс» в среднем набирали по 115.8 ярда на выносе и 4.8 ярда за попытку с рейтингом успешности выноса 51.5%. Без Ханта «Чифс» набирали по 109.3 ярда на вныосе, 4.4 ярда за попытку, а рейтинг успешности выноса возрос до неприличной отметки в 60.0%.

Разумеется, команды не могут просто взять и поставить раннинбеком кого угодно и рассчитывать на успех, как это доказали «ЛА Чарджерс». За 10 игр с Мелвином Гордоном, стартовым бегущим команды, «Лос-Анджелес» был одной из лучших выносных команд в НФЛ. Они набирали по 137 ярдов за игру с 5.2 ярда за попытку и рейтингом успешности 55%. Гордон пропустил туры 7, 13, 14 и 15, и без него «Чарджерс» пришлось полагаться на Остина Экелера и Джастина Джексона. В эти недели «Лос-Анджелес» набирал всего 84 ярда за игру с 3.9 ярда за попытку и рейтингом успешности 46.8%.

Но даже Гордон — один из самых уважаемых раннинбеков в лиге — стал успешен в этом году благодаря тому, как «Чарджерс» усилили линию нападения. В каждом из трёх первых сезонов в НФЛ Гордон набирал менее 4 ярдов за попытку, но в этом году о-лайн «Лос-Анджелеса» скакнула с 26-го на четвёртое место по метрике скорректированных ярдов линии, что позволило Гордону расцвести. Тот факт, что дублёрам Гордона не удалось его заменить, обозначает один важный аспект общего тренда: если команды хотят поставить ноунейма на позицию раннинбека, то им нужно выбрать подходящего ноунейма.

В сезоне–2018, чтобы найти подходящего раннинбека, не нужен был ни высокий выбор на драфте, ни жирный контракт. «Денвер» потратил выбор в третьем раунде на бегущего «Орегона» Ройса Фримена в надежде, что тот закроет дыру в бекфилде. Но к концу предсезонки стало понятно, что незадрафтованный новичок Филип Линдси более талантлив. Линдси в итоге отвоевал место в стартовом составе, и «Денвер» успешно эксплуатирует его талант. «Бронкос» набирают по 123.2 выносных ярда с 5 ярдами за попытку и рейтингом успешности 48.4%, а также они пятые на выносе по метрике DVOA. За эту эффективность «Денвер» платит копейки — Линдси за три года заработает всего $1.73 миллиона, из которых гарантированы $15 тысяч.

Ещё один пример команды, в которой малоизвестный раннинбек обошёл высоко выбранного на драфте конкурента — «Сиэтл». После сезона, в котором ни один из бегущих команды не набрал более 240 ярдов на выносе, «Сихокс» взял на драфте Рашада Пенни под общим 27-м номером в надежде найти бегущего, который поможет сбалансировать нападение. Но большинство попыток взял на себя Крис Карсон, играющий в лиге второй год и выбранный в седьмом раунде. Отдав Карсону главную роль и периодически подменяя его при помощи Пенни и Майка Дэвиса, «Сихокс» стали самой выносящей командой в лиге. Всего две команды в НФЛ выносят мяч чаще, чем бросают его — «Сиэтл» и «Теннесси». «Сихокс» совершили 457 попытки выноса при 377 попытках паса, они седьмые на выносе по метрике DVOA и набирают в среднем по 154.9 ярда за матч.

View this post on Instagram

🤬🤬 … #404 @huntzphotography

A post shared by Chris Carson (@ccarson_32) on

Но ведь Карсон был в команде год назад. Что изменилось? Понятно, что сам Карсон прибавил (по свидетельствам очевидцев, в тренировочном лагере он выглядел «феноменально»), но настоящий ренессанс пережила линия нападения «Сиэтла». В прошлом году линия «Сихокс» занимала предпоследнее место в лиге по метрике Football Outsiders, а сейчас она 14-я. Плюс новый координатор нападения Брайан Шоттенхаймер — большой поклонник выноса. Преображение «Сиэтла» доказывает, что по части выноса тактика команды и актёры второго плана куда важнее, чем примадонна, держащая мяч в руке.

Примеры могут быть и обратными, когда нефункционирующие системы убивают потенциал некогда звёздных бегущих. Универсальный раннинбек «Аризоны» Дэвид Джонсон пропустил весь сезон–2017 из-за перелома запястья, и выносное нападение «Кардиналс» захлебнулось, скатившись с 14-го места по метрике DVOA до последнего. Возвращение Джонсона в состав предполагало, что выносная игра «Аризоны» наладится сама собой, но этого не произошло. Команда по-прежнему последняя по метрике DVOA и набирает по 82.4 выносных ярда за матч с 3.7 за попытку и чудовищным рейтингом успешности в 38.6%. Как у «Сихокс» в прошлом году, у «Кардиналс» одна из худших о-лайн в чемпионате, да ещё и пережившая эпидемию травм. По части пасовой игры Джош Розен играет как полагается первогодке — 10 тачдаунов при 14 перехватах и худший показатель по скорректированным ярдам за попытку. Их нападение сильно недорабатывает по каждому аспекту. И пускай Джонсон должен быть одним из лучших раннинбеков в лиге, даже он не может выиграть с теми картами, что ему были розданы.

На протяжении всего сезона команды успешно действовали на выносе при помощи малоизвестных бегущих. Ключ к успеху — грамотно выстроенная система. Звёздные раннинбеки потеряли в цене, и это приведёт к серьезным последствиям.

* * *

Давайте вернёмся к Баркли, который в апреле находился в эпицентре споров о ценности раннинбеков. После того, как генменеджер «Джайентс» Дэвид Гетлмен выбрал Баркли на драфте, он прошёлся по всем, кто сомневался в необходимости выбирать раннинбека так высоко:

«Это ерунда. Хороший игрок остаётся хорошим игроком. Он делает тачдауны. Он способен занести мяч в зачётку всякий раз, когда получает мяч», — сказал тогда Гетлмен.

15 недель регулярного сезона доказывают, что Гетлмен был прав. Баркли оправдал ожидания и даже превзошёл их, набрав 1809 ярдов от линии скримиджа и 13 суммарных тачдаунов. Он набирал по 5.2 ярда за попытку и вознёс уровень игры нападения «Джайентс» с чудовищного до… ну… скажем, средненького. «Джайентс» (в чьём распоряжении большую часть сезона был Оделл Бекхэм) с прошлогоднего 23-го места по метрике нападения DVOA поднялись до 17-й позиции. По части выносной игры Баркли поднял статус команды с 29-го на 22-е место, хотя рейтинг успешности выносов «Джайентс» понизился с 43.5% до 40.5%.

View this post on Instagram

All praise to the man above! 🙏🏾

A post shared by Saquon Barkley (@saquon) on

Но вот где собака зарыта: Баркли, пожалуй, самый талантливый игрок на скилл-позиции во всём чемпионате, но он не способен догнать по эффективности своих куда менее талантливых товарищей по амплуа, играющих в более грамотных системах с более качественным окружением. Баркли — фантастический игрок, но стоило ли «Джайентс» тратить на него второй общий выбор? Пока мы делаем вывод, что были варианты и получше, и это справедливо для всех команд, вкладывавшихся в раннинбеков в последние годы.

Споры вокруг ценности раннинбеков продолжался и после 2018 года, но нынешний сезон во многом ответил на накопившиеся вопросы. Высокоэффективные нападения не сбились с шага без своих звёздных раннинбеков. Команды, потратившие высокий выбор на драфте на раннинбека, в котором они видели будущее, отдали место в стартовом составе куда менее известным (и более дешёвым) игрокам. Некоторые команды со звёздными раннинбеками развалились на части. А самый талантливый бегущий лиги играет в посредственном выносном нападении.

Раз за разом сезон–2018 доказывал, что хорошее выносное нападение — это не звёздный раннинбек в вакууме, а хороший персонал и грамотный плей-коллинг с функциональным раннинбеком. Спрос на звёздных раннинбеков будет только падать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: The Ringer