Дэмиан Шазелл – американский режиссер, родившийся в январе 1985 года и снявший на данный момент такие фильмы как «Одержимость», «Ла-Ла Лэнд» и «Человек на Луне».

Шон Маквей – американский футбольный тренер, родившийся в январе 1984 года, бывший координатор нападения «Вашингтона» и главный тренер «Лос-Анджелес Рэмс».

***

Шазелл удивил всех своим дебютом, который по своей энергичности превзошел все ожидания. Никто не знал, кто такой Шазелл до «Одержимости», но сейчас этот фильм всерьез набирает очки в качестве одного из главных шедевров 2010-х. Ему было всего 28 лет, когда он снял короткометражный прототип «Одержимости» и выиграл с этим 18-минутным фильмом приз фестиваля в Сандэнсе. Спустя год, в возрасте 29 лет он привез на фестиваль уже полнометражную 105-минутную версию, которая снесла головы критикам и зрителям. Он привнес в фильмы автобиографические мотивы и рассказал потрясающую историю о саморазрушении гения на пути к мечте.

Шон Маквей был назначен координатором нападения «Вашингтона» за неделю до того, как ему исполнилось 28 лет. В «Редскинс» тогда царила неразбериха – последние дни в качестве стартового квотербека доживал Роберт Гриффин-третий, периодически тренерский штаб выпускал на поле Кирка Казинса, а также несколько раз делал ставку на парня с потрясающим ковбойским именем Кольт Маккой (это настолько киношное имя, что с трудом вообще верится, что это реальный человек).

В первый же год работы в «Редскинс» Маквей превратил 25-е нападение лиги в 10-е, которое набирает в среднем 24,3 очка при 353 ярдах в сумме за игру. Спустя еще сезон пасовое нападение «Вашингтона» стало уже третьим лучшим в лиге по ярдам и 11-м по очкам.

Я когда-то писал статью о том, как великий Грегг Попович из баскетбольного «Сан-Антонио» делает богатыми ролевых игроков, за что те должны быть ему бесконечны благодарны. Так вот Маквей сделал Кирка Казинса ОЧЕНЬ состоятельным товарищем. Возможно, он действительно хороший квотербек, ведь таковым он остается и сейчас. Но именно Маквей сделал так, что в лиге было сразу несколько желающих положить Казинсу 30+ миллионов в карман. Нападение, которое уже в первый год пребывания на посту координатора выстроил Маквей, казалось глотком свежего воздуха. Собственно, как и фильм Шазелла «Одержимость».

«Одержимость» Шазелл снимал для того, чтобы выбить себе возможность реализовать проект мечты. Он хотел снять мюзикл. Молодому кинематографисту сразу дали понять, что никто не даст ему денег на эту сумасбродную затею, поэтому ему пришлось доказать свою состоятельность первым фильмом, как и когда-то братьям Вачовски, снявшим «Связь» перед «Матрицей».

«Ла-Ла Лэнд» вышел спустя два года после «Одержимости» и выстрелил. Фильм произвел огромный взрыв, претендовал на все возможные награды и собрал килотонны долларов в прокате, вознеся Шазелла на Олимп самых перспективных молодых режиссеров современности. Он даже получает «Оскар» за лучшую режиссуру и становится самым молодым лауреатом в этой номинации за всю историю премии. Только вот «Ла-Ла Лэнд» так и не взял главную награду года – после неразберихи с конвертами «Оскар» за фильм года ушел «Лунному свету». Но Шазелл знал, что люди оценят его видение. Знал, что у него хватит творческого потенциала, чтобы сделать из своей давнишней мечты нечто особенное.

Шон Маквей проработал в «Вашингтоне» недолго – всего два полных сезона. Летом 2017-го он возглавляет «Рэмс» и становится самым молодым тренером в истории. Это было спорное решение и рискованный ход, которое очень яростно обсуждалось. Кто-то называл это безрассудством, кто-то – пиар-акцией, связанной с переездом с Лос-Анджелес, но мало кто мог предугадать, ЧТО сотворит Маквей с «Рэмс» и НФЛ.

В первом же сезоне Маквея во главе «Рэмс» эта команда демонстрирует удивительный футбол. Унылая до безобразия и последняя в лиге по набранным очкам команда внезапно превращается в неудержимого монстра, наоборот, лидирующего в НФЛ по очкам. Подобное превращение из худшей в лучшую по очкам происходит лишь во второй раз в истории НФЛ и впервые в эру Супербоула. Маквей становится самым молодым обладателем премии Тренеру года в истории.

Он с легкостью вытаскивает из болота квотербека Джареда Гоффа, провалившего первый сезон и делает его звездой. Он возвращает Тодду Герли статус одного из самых неудержимых бегущих лиги, который он умудрился на год профукать под началом неповторимого Джеффа «I’m not f***ing going 7-9» Фишера. Он заставляет переобуваться в воздухе всех, кто утверждал, что Маквею еще рановато в главные.

Но, как и «Ла-Ла Лэнд», сезон-2017 в исполнении «Рэмс» порождал множество вопросов. Надолго ли это? Можно ли считать «Рэмс» серьезной силой в НФК или хотя бы полноценными претендентами на выход в плей-офф в следующем сезоне? Первый сезон «Рэмс» казался такой же сказкой, как и мюзикл Шазелла.

В 2018-м Шазелл и Маквей вступили на третий этап своих карьер. На первом этапе от них требовалось подготовить почву для выхода в люди и не провалить пробу пера. На втором — заявить о себе. На третьем этапе Шазелл и Маквей столкнулись, возможно, с самым суровым испытанием – необходимостью доказать свою состоятельность.

Шазелл снимает «Человека на Луне», байопик про Нила Армстронга, то есть выбирает такой материал, про который, казалось бы, уже ничего нового не скажешь. Снимает фильм в довольном традиционной манере – не делает из Армстронга супергероя, не пытается осовременить его и среду, в которой он существовал. Он концентрируется на скрипящем зубами психологизме и не оправдывает ни своего героя или его время, не возвеличивает его подвиг. Шазелл взял самый тривиальный сюжет и снял очередную историю о том, как человек страдает за мечту. Ничего нового.

И фильм получается феноменальным. Всего лишь третий фильм в фильмографии смотрится так, как будто его снял матерый и уважаемый маэстро, досконально владеющий языком кино. Он отменно управляет монтажом, очень тонко чувствует звуки и музыку, расчетливо обращается с тишиной и выжимает из актеров по капле все доступное.

Шон Маквей в своем втором сезоне ведет «Рэмс» к одной победе за другой, сметает на своем пути всех и вся и выжимает 465 ярдов из человека, который еще два года назад казался провалом.

При этом ни Шазелл, ни Маквей не делают чего-то экстраординарного. Они не придумывают ничего колоссально новаторского. Маквей не пытается впечатлить соперника заумными трик-плеями, не ставит линейных ресиверами и не заставляет Гоффа бросать пасы на ходу левой рукой. Он просто использует весь спектр того, что было придумано в футболе до него, но делает это по-своему, так как он считает нужным, так, как он видит. И в этом он превращается в полноценного творца.

View this post on Instagram

? LAvsDEN

A post shared by Los Angeles Rams (@rams) on

Шазелл тоже не заставляет свою камеру крутиться в каких-то невероятных проекциях. Он лишь пользуется полным арсеналом кинематографических уловок, придуманным задолго до него. В итоге буквально за гроши он снимает фильм, который в отдельные моменты оказывается впечатляющим и величественным, а через несколько минут оказывается трогательным и интимным, но никогда не перестает от этого быть эффективным и увлекательным.

Шазелл делает из Гослинга претендента на все награды мира, Маквей из Гоффа – претендента на MVP и приз лучшему игрока в нападении. В своем третьем фильме Шазелл принимает множество кинематографических решений, которые кажутся неоднозначными, но в контексте фильма оказываются единственно верными.

Помните, как Шазелл не стал концентрироваться на установке американского флага на Луне и вместо этого предпочел ввести в сюжет сцену с браслетом дочери? Шазеллу, мягко говоря, аукнулось такое попирание национальных символов. Но очевидно, что (а) это неочевидный ход и (б) чтобы на него решиться, нужны…кхм… нужна изрядная доля мужества.

А помните, как Маквей, находясь в 6 ярдах от собственной зачетки, заказал глубокий пост от Роберта Вудса в матче с «Тексанс», который принес ему тачдаун на 94 ярда? Если Гофф допускает косяк – 3-и-8, а то и сэйфти.

Возможно, «Рэмс» не выиграют в этом году Супербоул, а «Человек на Луне» не возьмет «Оскар» за лучший фильм. Может быть, наоборот, пути Шазелла и Маквея разойдутся, и кто-то из них достигнет пика раньше другого. Но всегда приятно видеть тех, кто оправдывает возложенные на них ожидания.

Читайте также: Человек дождя. Тренер «Рэмс» помнит все розыгрыши своей команды

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.