Вечером в субботу Рональд садится перед телевизором и, перебирая кнопки пульта, выискивает в меню заветное перекрестие сабель с буквой V. Этот символ уже так глубоко засел в его голове, что достаточно мгновения, чтобы понять – да, вот моя команда. Лапы, морды и хвосты, красующиеся в расписании игр и аватарах, уже давно подменили собой целые названия. Речь, конечно же, о фирменных знаках команд – их логотипах. Если в США визуальная культура в футболе формировалась десятилетиями, а за ее развитие отвечали целые дизайн-подразделения атлетической администрации, то в России дела обстоят немного иначе. Визуальный язык футбола у нас во многом формировался под влиянием трендов, сформированных за океаном, а в некоторых случаях и вовсе является полной копией старшего брата.
Мы решили выяснить, на сколько логотипы российских команд идут в ногу с трендсеттерами, и пригласили для их оценки людей, имеющих непосредственное отношение к футбольной айдентике.
В наше импровизированное жюри вошли:
Зак Ланц, директор по креативным медиа футбольного офиса университета Питтсбурга;
Кайл Стопперан, арт-директор атлетической администрации университета Майами;
Майкл Ирвин, креативный директор «Кливленд Браунс» и автор фирменного стиля «Детройт Лайонс».
Также в экспертный совет вошли несколько игроков НФЛ:
Майка Кайзер, лайнбекер «Лос-Анжелес Рэмс»;
Джулиан Тейлор, тэкл защиты «Сан-Франциско Фотинайнерс»;
Джеймар Макглостер, тэкл нападения «Сан-Франциско Фотинайнерс».
Было бы крайне неправильно и непрофессионально, оценивать логотипы лишь по показателю нравится/не нравится. Поэтому Заком были предложены критерии, каждый из которых имеет вес от одного до двадцати баллов, где 1 – это «крайне плохо», а 20 – «это огонь, чувак!». Всего наша комиссия оценивала пять критериев:
- Общее визуальное восприятие (general visualization) – критерий, который характеризует сочетания всех графических элементов логотипа, его шрифт, композиционные составляющие, формирующие единый образ, которые и заставляют наш мозг говорить: «Да, это красиво!». Это единственный показатель, который оценивали наши друзья из НФЛ, так как для оценки последующих требуется больше, чем просто «чувство прекрасного».
- Соответствие трендам (Conformity with trends) – этот показатель характеризует, насколько рассматриваемый логотип вписывается в современность и общие тенденции, складывающиеся в визуальных коммуникациях. Грубо говоря, либо «стильно, модно, молодёжно», либо «попахивает нафталином».
- Иллюстративная техника и навыки (Illustrative skills). Здесь оценивалась соответствие иллюстративной техники выбранной визуальной концепции знака, а также проработка отдельных элементов логотипа иллюстратором. «Мой трехлетний сын рисует лучше» – то, что в общих словах описывает данный критерий.
- Цветовая схема (Color palette) – критерий, который определяет «уместность» использования того или иного цвета, а также сочетания цветов. Кроме того, оценивались общее восприятие и влияние цвета на коммуникации.
- Уникальность (Uniqueness). Этот критерий определяет, насколько логотип отличим от того, что когда-либо уже было создано до него и на сколько выбранные стилистические решения позволяют отстроиться от другого визуального шума. Грубо говоря: «Я это видел уже 1000 раз. Покажите мне что-то новенькое»
Итак, каждый критерий имеет вес от 1 до 20 баллов, т.е. максимальный «вес» логотипа может составлять 100 балов. Всего было проанализировано 39 логотипов команд и определены 29 мест. Некоторые логотипы разделяют между собой места по общему количеству баллов, хотя и могут иметь разные значения в отдельных категориях оценки. Так, «Стальные Крылья» из Новосибирска разделяют по уникальности первое место с карельскими «Оружейниками», хотя и имеют средневзвешенное 13 место.
Команда | General Vis | Conformity with trends | Illustrative skills | Color Pal | Uniqueness | Всего | Средний показатель | Место в рейтинге |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
«Бизоны» | 18 | 20 | 20 | 18 | 18 | 94 | 18.8 | 1 |
«Воины» | 18 | 18 | 20 | 18 | 18 | 92 | 18.4 | 2 |
«Оружейники» | 18 | 16 | 20 | 18 | 20 | 92 | 18.4 | 2 |
«Танки» | 18 | 18 | 20 | 15 | 18 | 89 | 17.8 | 3 |
«Медведи» (Москва) | 18 | 20 | 18 | 18 | 14 | 88 | 17.6 | 4 |
«Носороги» | 19 | 16 | 18 | 18 | 16 | 87 | 17.4 | 5 |
«Рыцари» | 18 | 17 | 20 | 14 | 16 | 85 | 17 | 6 |
«Юнайтед» | 16 | 16 | 16 | 18 | 18 | 84 | 16.8 | 7 |
«Медведи» (Самара) | 17 | 18 | 18 | 16 | 14 | 83 | 16.6 | 8 |
«Стальные Тигры» | 16 | 18 | 18 | 15 | 14 | 81 | 16.2 | 9 |
«Молнии» | 18 | 14 | 16 | 15 | 18 | 81 | 16.2 | 9 |
«Янтарные Ястребы» | 16 | 12 | 16 | 18 | 18 | 80 | 16 | 10 |
«Адмиралы» | 15 | 15 | 14 | 12 | 18 | 74 | 14.8 | 11 |
«Железные Крылья» | 16 | 14 | 16 | 12 | 16 | 74 | 14.8 | 11 |
«Фениксы» | 16 | 12 | 14 | 14 | 16 | 72 | 14.4 | 12 |
«Могучие Утки» | 15 | 15 | 14 | 15 | 12 | 71 | 14.2 | 13 |
«Стальные Крылья» | 16 | 16 | 14 | 5 | 20 | 71 | 14.2 | 13 |
«Спартанцы» | 15 | 15 | 15 | 16 | 10 | 71 | 14.2 | 13 |
«Викинги» | 15 | 14 | 12 | 16 | 14 | 71 | 14.2 | 13 |
«Бунтари» | 16 | 16 | 16 | 10 | 12 | 70 | 14 | 14 |
«Патриоты» | 12 | 16 | 10 | 14 | 16 | 68 | 13.6 | 15 |
«Зубры» | 14 | 12 | 14 | 16 | 12 | 68 | 13.6 | 15 |
«Драконы» | 15 | 15 | 12 | 10 | 15 | 67 | 13.4 | 16 |
«Разбойники» | 16 | 10 | 12 | 12 | 17 | 67 | 13.4 | 16 |
«Вороны» | 16 | 16 | 16 | 4 | 12 | 64 | 12.8 | 17 |
«Варвары» | 12 | 12 | 10 | 14 | 12 | 60 | 12 | 18 |
«Черные Гризли» | 14 | 16 | 16 | 4 | 10 | 60 | 12 | 18 |
«Грифоны» | 7 | 15 | 7 | 14 | 16 | 59 | 11.8 | 19 |
«Титаны» | 13 | 10 | 10 | 8 | 14 | 55 | 11 | 20 |
«Ураганы» | 12 | 17 | 10 | 14 | 1 | 54 | 10.8 | 21 |
«Койоты» | 14 | 12 | 4 | 10 | 12 | 52 | 10.4 | 22 |
«Рыси» | 10 | 8 | 8 | 14 | 10 | 50 | 10 | 23 |
«Литвины» | 9 | 10 | 5 | 8 | 16 | 48 | 9.6 | 24 |
«Стражи» | 14 | 10 | 12 | 6 | 6 | 48 | 9.6 | 24 |
«Северный Легион» | 5 | 7 | 14 | 14 | 5 | 45 | 9 | 25 |
«Черный Шторм» | 12 | 15 | 5 | 5 | 5 | 42 | 8.4 | 26 |
«Волки» | 10 | 10 | 10 | 4 | 1 | 35 | 7 | 27 |
«Легио 27» | 10 | 5 | 5 | 4 | 8 | 32 | 6.4 | 28 |
«Пантеры» | 8 | 4 | 5 | 10 | 4 | 31 | 6.2 | 29 |
Кайл Стопперан: «Я бы отметил достаточно высокий уровень работ для российских и белорусских команд. Недостатки, конечно же, есть. Например, «Вороны» и «Черные Гризли» использовали слишком близкие друг к другу по тональности цвета, что создает впечатление монохромности и лишает знак всякого контраста. В «Стальных Крыльях» использовали градиент, что снизило их общий бал, хотя и могли рассчитывать на более высокую оценку в общем зачете. Спасибо коллегам из Минска, что дали оценить наш логотип. Хоть где-то я могу высказать своё мнение о нем».
Зак Ланц: «Черный Шторм очень смахивает на «Грин-Бэй». Я бы посоветовал им добавить третий цвет. Беды «Рысей» в том, что их лого слишком «натурален» и требует большей стилизации. Излишняя детализация – проблема многих ваших логотипов».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.