Максим Осокин уже больше года живет и работает в Америке и заодно поддерживает свою футбольную «форму» тренерской практикой в одной из местных школ. Что это из себя представляет, он поведал First & Goal.

***

— Изначально переезд был связан с работой и к спорту не имел отношения. Однако с момента пересечения границы, то есть с первого же дня, я начал искать возможность связать свободное время с футболом. Технически это выразилось в поиске ближайшей школы и отправки резюме либо напрямую главному тренеру, либо в администрацию заведения.

Где-то вовсе не стали отвечать, где-то сразу пригласили на собеседование с главным тренером. Отправился я в итоге в Marina high School (Huntington Beach), что в Калифорнии. Школа была территориально удобно расположена по отношению к моему дому.

Собеседование прошло очень легко и непринужденно. Порадовало, что многие тренеры уже знают о футболе в Европе, особенно о чемпионате Германии. Изначально мне предложили позицию координатора нападения, но в связи с основной работой пришлось отказаться, так как эта должность подразумевает присутствие на всех тренировках, а это пять дней в неделю. К сожалению, моя работа не дает мне такой возможности, поэтому сошлись на тренере принимающих. Зарплату в школах получает только главный тренер, остальные тренеры числятся волонтерами – и так во всех школах. Пока договоренность у нас на один сезон, дальше будем смотреть по ситуации.

Все началось сразу с пасового скриммиджа против трех других программ. В межсезонье у школьных команд есть отличная практика играть мини-турниры в формате 7х7. Отличная возможность для нападения отработать и вспомнить плейбук, а для защиты – прогнать прикрытия. Вот на такой турнир я сразу и попал с командой. Перед началом игр собрали хаддл, тренер представил меня. Особо криков и возгласов не было, так как, во-первых, железная дисциплина, во-вторых, сейчас американцы знают хорошо, кто такие русские, по ТВ целыми днями обсуждают Россию. Сама  футбольная программа довольно сильная по меркам региона, денег на футбол школа точно не жалеет.

Уровень тренеров в России и американских школах сложно равнять под одну гребенку. Тренеры топовых команд России без проблем смогли бы найти себе место координатора или тренера позиции в школе. А вот с должностью главного тренера там уже намного труднее – как оказалось, школьным администрациям не очень интересно, где и сколько ты тренировал в Европе, им важен опыт работы в США.

В моем случае огромное значение имела моя стажировка с тренером Мази Моайед (Marin Catholic High School). Это и так был довольно известный тренер в Калифорнии. А после того, как его воспитанник Джаред Гофф был выбран первым пиком на драфте и стал основным квотербеком «Рэмс», его популярность еще сильнее возросла.

Та стажировка проходила летом 2016 года. Официальных бумаг по итогам я не просил, хотя получить их не проблема. Просто мне они как-то не нужны были. Тренер школьной команды, если в чем-то сомневается, может просто позвонить другому тренеру и уточнить то, что ему нужно. Телефоны тренеров очень легко найти, плюс они все более или менее знают друг друга.

Дебютный пасовый скримидж прошел для меня в ознакомительной форме. Я наблюдал только за принимающими, даже иногда забывал, какой счет на табло. Мне было важнее понять, как работают ресиверы в разных игровых ситуациях. Вмешивался я только советами, если у ребят что-то не получалось. Весь турнир рядом стоял главный тренер и говорил, что и кому из игроков нужно будет исправить.

Тренер позиции в школе и работает над базовыми скиллами, и занимается отработкой взаимодействий, и участвует онлайн в разборе полетов после каждой тренировки. Каждую неделю, по вторникам, у нас большая встреча тренеров, где обсуждаются планы на следующую неделю. Плюс каждый день сотни сообщений в групповом чате от всех тренеров, которых 15 человек.

Сейчас футбол в школах занимает не так много времени: раз в день тренировка, а вся теория идет онлайн (Hudl). Но через месяц начнутся каникулы, тогда и пойдет основная работа. Это пять дней в неделю тренировки с 6 утра плюс зал, ОФП, йога… И все это в один день. Отдохнут ребята в июле три недели, а так до первой игры в конце августа будут пахать все лето.

Смог бы условный Никита Гуреев заиграть там? Он уже слишком стар для школы. Скажем так, в конкуренции со школьными принимающими ему не хватило бы физики и роста, но основным слот-ресивером он стал бы. Я думаю, в каждой школе есть интересные игроки и скауты колледжей очень часто бывают на матчах. Когда я был на стажировке в Marin Catholic High School, то в первый же день Игорь Ольшанский показал мне пятерых парней, которые «точно будут играть в НФЛ». Но у них и спортивная программа посерьезнее.

К слову, сам Ольшанский последний год футболом не занимается. У него родился еще один ребенок, и все время уходит на воспитание детей. В зал он ходит, форму поддерживает, общается с бывшими игроками «Чарджерс», с которыми выступал вместе. Как только поставит на ноги младшего, приступит вновь к тренерской работе. Также Игорь не оставляет мысль приехать в Россию или Украину, чтобы провести там тренировочный лагерь, если поступит такое предложение.

Нынешний футбол стал намного быстрее, почти все команды стали уходить от хаддла к назначению комбинаций и формации знаками и жестами с бровки. Так футбол становиться намного зрелищнее для зрителя. Плюс любое школьное нападение стало играть 80% паса.

Напоследок скажу, что лично для меня самым серьезным тренерским опыт в жизни было посещение лагеря «Троянцев» из «Южной Калифорнии».  Это так называемая coaches clinic. Главные тренеры школ заранее подают заявки на участие в открытом мини- кэмпе университетской команды. Часть наших тренеров смогли посетить двухдневный лагерь, в их числе был и я. Нам открыли доступ к двум тренировочным дням университета Южной Калифорнии, тренировки проходили по четыре часа два раза в день. Все тренеры могли подходить и задавать вопросы тренерскому составу университета по ходу занятий.

На самом деле, это еще один большой плюс развитию футбола в США. Все тренеры не перестают учиться, что очень важно. Тренеры НФЛ учат тренеров из колледжей, а они, в свою очередь, передают знания тренерам школ. Многие школьные специалисты и представители не самых топовых университетов даже в футбол ни разу в жизни не играли, но они изучают футбол и добиваются в нем успехов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.