Как известно, ещё в 1913 году вождь мирового пролетариата В. И. Ленин говорил: «Главная проблема цитат в интернете заключается в том, что люди безоговорочно верят в их подлинность».

Главная проблема правил американского футбола заключается в том, что их никто никогда не читал — даже в Америке, где этот ваш футбол вроде как изобрели. (Кроме, разумеется, Майка Перейры, к мнению которого так любят апеллировать телеканалы во всех спорных эпизодах.)

«Всякое правило должно умещаться в твит, а в идеале его хотелось бы вообще заменить фоточкой Инстаграма. В этом и только в этом случае у нас есть шанс, что оно будет воспринято и понято», — мне сложно отделаться от мысли, что владельцы НФЛ не руководствовались каким-то таким принципом, рассматривая и утверждая нововведения.

Кое-что о зомби-апокалипсисе

Когда наступит зомби-апокалипсис, все мы будем бродить среди полуразрушенных строений в поисках жертв, монотонно завывая: «Мозги-и-и…». И только бывшие функционеры НФЛ будут упорно твердить: «Мы… должны… упростить… правило… ловли!..»

Что ж, получите — упростили:

Если (a) игрок установил контроль над мячом, зафиксировав его руками, после чего (b) коснулся земли двумя ногами или какой-либо частью тела, кроме стоп и ладоней, в пределах поля, а затем (c) совершил какое-либо «футбольное действие», как то: сделал третий шаг, начал продвижение, просунул мяч вперёд — пас принят. То же самое, если игрок сохранил контроль над мячом на достаточно долгое время, чтобы совершить указанное футбольное действие, но по какой-то никому не известной причине его не совершил.

На этом, собственно, новое упрощённое правило заканчивается и начинаются примечания, которые, среди прочего, устанавливают, что «шевеление» мяча в руках игрока не всегда означает утрату контроля, а когда имеют место (a) и (b), но вместо (c) игрок валится на поле и теряет мяч, то пас считается непринятым, если мяч коснётся поля до того, как игрок восстановит владение, или если игрок восстановит владение за пределами поля.

Короткое — не значит простое. Я не знаю, как бы поаккуратнее донести эту мысль до официальных лиц НФЛ. К тому же, им всё ещё не удалось уместиться в твит.

Хорошо, когда ты судья (когда ведущий судейских семинаров — тоже ничего). Чем подробнее изложено правило, чем тщательнее рассматриваются там различные ситуации, чем большим количеством рулингов оно проиллюстрировано — тем проще тебе принимать решение на поле. Главное, разумеется, изучить и понять материал, но на то мы и судьи.

Embed from Getty Images

А вся самая жуть кроется, конечно, в этом вот «футбольном действии». Начнём с того, что футбольное действие очень хорошо понятно судьям, просматривающим видеоповтор, но совсем неочевидно армии американских домохозяек, которые всё равно не будут читать правила, сколь бы коротки те ни были. Это означает, что количество просмотренных видеоповторов будет только расти, что не прибавит игре зрелищности и динамики. К тому же, даже признав, что Дез (по новым правилам) поймал тогда, в 2014-м, мы не гарантируем отсутствие разночтений в любом будущем приёма паса — хоть бы и в исполнении того же Деза.

Во-вторых, сокращения текста правила удалось добиться за счёт выкидывания оттуда всех примечаний, в соответствии с которыми пас признавался непринятым. За счёт этого у нас теперь будет больше принятых пасов, а последующие потери владения будут трактоваться как фамблы. Вот так на пустом месте лига сама себе нарисовала дополнительных фамблов; а где фамблы — там возня и, в конечном итоге, травмы.

Это плохо.

Пока весь мир, который играет по правилам НСАА/ИФАФ, движется в сторону повышения безопасности игры и снижения количества травм, НФЛ движется в сторону «давайте упростим», ничего толком не упрощая.

Пробить дно (со шлема)

В первый год, когда правила НСАА/ИФАФ ввели автоматическую дисквалификацию нарушителя за таргетинг, судьи стали отправлять игроков в раздевалку по поводу и без повода, усматривая грубый фол в игровых действиях, которые ещё совсем недавно считались бы вполне рядовыми.

Такое мало кому понравилось, футбольным функционерам пришлось пойти на попятный. Сначала ввели возможность пересматривать дисквалифицирующие фолы в большом перерыве и возвращать игрока на поле, если в его действиях не усматривалось злого умысла. Потом вообще взялись за злой умысел как таковой: пришлось разъяснить на уровне книжки правил, что таргетинг — это такое безусловно преступное деяние, выходящие за пределы нормальной игры в футбол. Если игрок пытается выполнить захват или защитить мяч, допуская при этом контакт шлемом или со шлемом — это ничего. Если он идёт, чтобы наказать или пробить — это плохо и пошёл вон с поля.

Но когда мы пытаемся уместить правило в твит, нужно, чтобы разъяснений было по минимуму. Поэтому давайте удалим все условия, чтобы осталось только вот это: «Если игрок опускает голову, чтобы совершить контакт шлемом с оппонентом, он совершает фол». Да, и не забудем внизу дописать: «нарушитель может быть дисквалифицирован».

Embed from Getty Images

Вонтез Бёрфикт читает и смеётся над этим «может быть».

Контакт шлемом в футболе неизбежен — на то он и шлем. Тому, что шлем дан игроку для защиты, американцев учат лет с шести. И из этих шестилеток всё равно вырастают вонтезы бёрфикты. Но вместо того, чтобы провести чёткую границу между футболом и таргетингом, НФЛ заигрывает с профсоюзом игроков и будущими коллективными исками.

Правило таргетинга не нуждается в упрощении. Оно нуждается в последовательном применении и режиме нулевой терпимости к этому грубому фолу. Здесь очень сильно не хватает какой-нибудь показательной порки, чего-нибудь вроде пожизненной дисквалификации Вонтеза Бёрфикта.

Но новые правила принимают люди, которые за этого Бёрфикта заплатили деньги, чтобы так вот разбрасываться игроками налево и направо.

Здесь уже ничего не исправить

Но есть и хорошие новости.

Если команда заносит тачдаун, а время игры истекает в ходе этого розыгрыша, от неё больше не требуют непременно разыгрывать реализацию, если таковая уже не может повлиять на результат игры.

Этим нововведением лига выровнялась с правилами НСАА/ИФАФ ещё по одному пункту. Этакими темпами, глядишь, и до овертайма по-студенчески недалеко.

Редакция приглашает всех интересующихся ознакомиться с текстом принятых изменений самостоятельно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.