Один вдох – и глаза Зика Эллиота дико вращаются, рот широко открыт, кровь приливает к голове и устраивает чумовой бит. Только что мы стали свидетелями того, как Эллиот и некоторые его партнеры по «Далласу» исполнили один из новомодных странных ритуалов перед начальным ударом матча, сделав глубокую «затяжку» аммиачной соли, пахнущей ядовитыми отходами и чистящим средством одновременно.

Ингалятор на основе нашатырного спирта был придуман для предотвращения обморока или вывода из него. В какой-то момент игроки НФЛ, да и другие спортсмены, обнаружили, что это вещество способно дать мгновенную встряску организма, схожую с выбросом адреналина… при этом нет абсолютно никаких доказательств того, что уровень физических показателей действительно возрастает. На самом деле, капсула, которую только что вскрыл и вдохнул Иезекиль – первая из как минимум восьми для него в сегодняшнем матче. В игре против «Рэмс» (30:35) Эллиот так увлекся солью, что принимал дозу перед каждым выходом нападения «Каубойс» на поле, готовясь надеть шлем. Не помогло: не набрал и сотни выносных ярдов.

Зик далеко не одинок в своем пристрастии. В обеих командах есть еще достаточно адептов новой веры. Что говорить об игроках: даже члены обслуживающего персонала «Каубойс» нюхают соль. Вот двое, в фирменных белых поло, стоят прямо позади Эллиота и вскрывают капсулы. За несколько минут до начала игры «Даллас» общими усилиями употребил столько соли, что место вокруг скамейки запасных усеяно бумажными упаковками. Кстати, на лавке «Рэмс» с другой стороны ситуация ничуть не лучше.

Ближе к концу первой половины к услугам живительных капсул обращаются еще как минимум шестеро игроков защиты «Далласа». Корнербек Орландо Скендрик правой рукой делает крестное знамение, одновременно левой поднося к носу порцию соли. Ди-энд Демаркус Лоуренс, лидер лиги по числу сэков на старте сезона, рассказал, в чем же смысл.

«Я же не могу прямо во время игры выпить чашечку кофе, чтобы взбодриться, тем более неизвестно, как это может повлиять на желудок. Нюхательная смесь намного удобнее, нашатырь тебя как будто пробуждает. Во время игры неизбежно устаешь, а этот маленький пакетик здорово бодрит», – объясняет Лоуренс.

Вроде бы, все просто и понятно. Но давайте послушаем мнение более компетентных в медицине людей.

***

Раньше нашатырь предписывалось давать женщинам викторианской эпохи, склонным к обморокам. Сейчас ингаляторы приняли вид одноразовых капсул размером с небольшую пластинку жвачки. Каждый пакетик содержит 0,3 миллилитра смеси спирта (35 процентов), аммиака (15 процентов), воды, масел и красного красителя, чтобы вскрытая упаковка отчетливо окрашивалась в розовый цвет. Пропитанная спиртом аммиачная соль испаряется через обертку и дает такой убойный запах, что большинство реципиентов инстинктивно отдергивают голову назад, лишь бы его избежать.

После того, как проходит первое ощущение дискомфорта, вы осознаете, что дыхательные пути не просто очищены и открыты – они будто расширились в несколько раз. Вы бодры и веселы настолько, что это почти граничит с эйфорией. Однако, эта фаза скоротечна: по словам Лоуренса, он ощущает этот прилив на протяжении трех-четырех розыгрышей. Затем наступает совсем другая фаза, сопровождаемая приступами тошноты. Не зря же на бытовых продуктах, содержащих аммиак, написано: «Остерегайтесь вдыхания паров».

«Утверждается, что вдыхание паров солей аммиака повышает концентрацию и внимание. Но многие ли из нас, живущих повседневной жизнью, считают необходимым в разгар тяжелого рабочего дня открыть баночку нашатыря и затянуться несколько раз для тонуса? Первичное применение нашатырного спирта – для чистки поверхностей. Давать тренированному элитному спортсмену нашатырь для улучшения его показателей – это все равно что бросить утопающему кружку кофе», – считает доктор Джозеф Эстваник, сотрудничающий с Американским колледжем спортивной медицины.

Компания, производящая эти капсулы – «James Alexander Corporation»  из Нью-Джерси – постоянно утверждает, что ее продукт предназначен исключительно для лечения и предотвращения обморока. На замечание о том, что препарат активно используют не совсем по назначению в НФЛ, представитель компании не ответил ничего. Игнорирование данной темы вообще является довольно популярной политикой, когда об этом заходит речь. Хотя сами капсулы попадают к игрокам через руки тренеров по физподготовке, Национальная ассоциация тренеров по физподготовке молчит, как рыба, отказываясь обсуждать и саму проблему, и отсутствие официальной методики использования капсул с солями аммиака.

А вот еще одно свидетельство, хоть и косвенное, что применение нюхательных солей опасно. В прошлом их использовали в боксе и том же футболе для того, чтобы скрыть от очевидцев симптомы сотрясения мозга. В 2011 году бывший квотербек НФЛ Терри Брэдшо начал ощущать последствия повреждений мозга, полученных во время карьеры. «Когда я играл за «Стилерс» и у меня начинало звенеть в голове, я делал затяжку соли и возвращался на поле. Мы все так делали», – рассказал он.

По этой причине использование нюхательных смесей было запрещено крупнейшими боксерскими организациями. В НФЛ этого не произошло. Пресс-секретарь лиги Брайан Маккарти утверждает, что медицинский персонал команд НФЛ ни в коей мере не прибегает к солям аммиака для лечения сотрясений и других травм.

«У нас нет доказанных свидетельств влияния солей на выступление атлетов, равно как и доказательств их вреда для организма. Медперсонал каждой команды контролирует все аспекты, связанные со здоровьем игроков», – убежден Маккарти.

Тем временем, препарат уже широко распространился и в среде футболистов-студентов, во всем берущих пример с профи. Эстваник призывает НФЛ запретить нюхательные соли, прежде чем эта привычка не ушла еще дальше, в школьные команды, где уровень медицинского наблюдения явно не так высок и есть огромный риск, что кто-то будет при помощи нашатыря маскировать повреждения мозга, астму или обезвоживание.

***

Игроки НФЛ, кажется, вообще не озабочены возможной опасностью, которую несет в себе эта «невинная» забава. Равно как и тем, что нет научного доказательства того, что соли аммиака действительно работают и хоть как-то улучшают их выступление. Вместо этого они зациклены на ощущениях, которые дает вдох смеси. На самом деле, пары нашатыря раздражают чувствительные мембраны в носоглотке и легких, нарушая нормальный процесс дыхания и вызывая так называемый рефлекс Геринга-Бройера: организм пытается предотвратить переполнение легких и восстановиться до нормы. Аммиак также может гиперстимулировать большой тройничный нерв, идущий от ноздрей к стволу мозга и таламусу. А пока тренеры и врачи остаются скептиками, футболисты клянутся, что пары соли делают их суперменами, пусть и всего на пару розыгрышей.

«Ну и что, пусть это всего лишь плацебо, зато нюхаю где хочу и законом не запрещено», – в таком плане, должно быть, думают футболисты. «Вонь такая, как будто тебя в лицо ударили. Если ты собираешься выйти на поле и приложить кого-то, тебе нужно быть к этому готовым в любом случае, а порция этой соли просто немного приводит в чувство», – говорит лайнбекер «Рэмс» Коннор Барвин.

Увлечение проникло и прижилось в других видах спорта, причем самых разнообразных. Ведущий игрок сборной США по соккеру Лэндон Донован не выходит на газон без предварительного употребления капсулы соли. На рынке товаров для тяжелоатлетов уже даже появились особые, усиленные варианты смеси с экстравагантными названиями, которые вольно можно перевести как «Торкнись моментом силы» или «Проснись, засранец». Соли аммиака очень популярны в НХЛ, кроме, разве что, Бостона: однажды Тайлер Сегин отбросил использованную капсулу на трибуну и случайно попал болельщику в стакан с пивом.

Многие из ведущих игроков НФЛ (да и не только игроков) засветились на фотографиях во время приема порции бодрости. Бретт Фарв, Пейтон Мэннинг, тренер «Бенгалс» Марвин Льюис… Один бывший тренер прикинул, что более 80 процентов игроков лиги пользуются нашатырем, реже или чаще. Бывший защитник «Джайентс» и телеэксперт Майкл Страхан называет похожую цифру – от 70 до 80 процентов. Если бы препарат использовался по назначению, в случае обмороков, то за сезон в команде расходовали бы лишь несколько капсул. По факту же, только за один матч игроками одной команды употребляется больше сотни штук.

Естественно (странно даже, что мы об этом заговорили только сейчас), в соцсетях не могли не сравнить нюхающих соль игроков с наркоманами. Кадр из матча «Далласа» против «Аризоны» на третьей игровой неделе: абсолютно отстраненный Иезекиль Эллиот сидит на скамейке, в то время как на него изо всех сил орет тренер раннинбеков Гари Браун. «Грин-Бэй» – «Чикаго»: Клэй Мэттьюс, с глазами как у Голлума, делает несколько неторопливых вдохов от заветного белого пакетика. Том Брэди, о замороченности которого над здоровым образом жизни ходят анекдоты и легенды, тот самый Том, который ни за что на свете не отравит организм смертоносным помидором, всего несколько лет назад наравне с остальными игроками «Пэтриотс» возбуждал активные центры собственного таламуса парой капсул с солью. «Мы все это делаем, это что-то типа общей фишки квотербека и ресиверов», – признался Брэди в эфире бостонской радиостанции, когда камеры поймали его на горячем.

 

В распространении этой привычки есть еще один уродливый момент. Огромное моральное давление на игроков привело к тому, что они не брезгуют никакими методами для достижения преимущества любой ценой. Пусть мизерного или даже мнимого, но преимущества. Цена всего одной ошибки, постоянная угроза получить травму, обязанности по миллионным контрактам вынуждают спортсменов искать уловки, какими бы глупыми и отвратительными они не казались. В начале прошлого века довольно успешный бейсбольный питчер Пад Гэлвин на полном серьезе употреблял в пищу, кхм, семенные железы обезьян (интересно, где только он их добывал). Через какое-то время появилась выжимка из пантов оленя. Теперь вот нюхают соль.

В НФЛ всегда был такой подход. Если немного кофеина до игры – хорошо, то шесть банок «Ред Булла» еще лучше. Если слегка намазать руки спреем «Stickum» для лучшего сцепления с мячом – хорошо, то почему бы не вылить несколько флаконов? Поэтому, если прошел слух, что капсула соли поможет дышать, бежать и крушить, будьте уверены – за матч уйдет добрый десяток. «Это классический пример того, как устроено мышление игрока НФЛ. Если один парень делает что-то и при этом совершает успешное действие, пусть даже по совпадению, на следующей неделе из чистого суеверия то же самое будут делать все поголовно», – рассказывает бывший тренер НФЛ с 30-летним стажем.

Так что, все дело в психологии?

«Это может давать психологический эффект независимо от того, есть ли реальный физический. Если тот же Эллиот уверен, что нюхательная соль работает, это поможет ему набирать ярды», – говорит доктор Роберт Канту, бывший президент Американского колледжа спортивной медицины.

Не всегда. Как мы уже видели, в игре против «Рэмс» соль Зику не очень-то помогла. За 36 секунд до конца матча «Даллас» должен был набирать десять ярдов на четвертой попытке, чтобы сохранить шанс на победу, но вынос в исполнении Эллиота был остановлен на 39-ярдовой отметке. Всего в одном вдохе от заветной желтой линии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: ESPN