Краснодарская команда в силу разных причин стала одним из главных ньюсмейкеров первой половины этого года. Снятие своей заявки в Лиге американского футбола в последний момент, организация собственного регионального турнира, тренировочные лагеря, визит в город известных игроков и тренеров – обо всем этом нам рассказал главный тренер «Бизонов» Георгий Соседский.

«У нас обычно нет проблем с нарушениями и дисциплиной»

— Этот год много радости «Бизонам» не принес – срыв участия в ЛАФ, поражение в финале чемпионата Юга. Сезон еще можно спасти?

— Не согласен, что наш сезон надо спасать. Да, поражение в финале чемпионата Юга меня сильно раздосадовало. Ведь мы проделали большую работу по подготовке команды и игроков. Но мне очень нравится, что на юге такая хорошая конкуренция среди команд. Посмотрите на результаты матчей: любая команда может победить, по ходу турнира лидер таблицы менялся трижды.

Сначала я был очень огорчен, что мы не примем участия в ЛАФ, но потом мы смогли организовать турнир, практически ничем ему не уступающий (в рамках дивизиона). Жаль только, что в Кубке регионов нет участников с юга.

В любом случае, одна из главных задач на сезон – проведение командой 10-12 матчей – будет выполнена. Так что ничего страшного не случилось.

Фото предоставлено Георгием Соседским

— После финала ты говорил о большом количестве нарушений. Получается, перегорели? Или это давняя проблема команды?

— У нас обычно нет проблем с нарушениями и дисциплиной. Игроки достаточно осведомлены о правилах, каждый из них бьется за каждый ярд на поле, и просто так дарить ярды сопернику в наказание за фолы мы не собираемся. Такое количество нарушений для нас недопустимо. Считаю, что некоторые игроки действительно перегорели, даже можно сказать, начали сеять панику.

Мы уже сделали анализ матча, причины поражения нам ясны, их здесь целый ворох и соперник победил по делу. В какой-то момент, когда мы вели в счете и не смогли реализовать выгоднейшую позицию на поле, некоторые игроки, даже лидеры, позволили себе неспортивное поведение. Ярослав Чернов за две неспортивки получил удаление. Считаю, что лидеры, капитаны не имеют права на такое поведение и должны сохранять хладнокровие и самоконтроль в любых ситуациях. Это сказалось на более молодых игроках и мы потеряли контроль игры. Но опять же, это не единственная причина.

— Практика приглашения «легионеров» – Попкова, Григорьева и других – себя оправдала? Они продолжат сотрудничать с командой в будущем?

— Конечно, оправдала! Хотя я большой противник «легионеров». Любой игрок должен каждую тренировку создавать конкуренцию другим игрокам команды и именно на тренировках заслужить место в стартовом составе на матч. Григорьев провел с нами лишь две тренировки, наверное, поэтому мы смогли использовать его потенциал лишь на 10-15%.

Фото предоставлено Георгием Соседским

Попкова я не считаю легионером для нас. В текущем сезоне он провел около двух месяцев в Краснодаре, в сумме больше 30 тренировок с мужской и женской командами, помог сильно разнообразить игру защиты. Также мы вместе делаем большую работу не только на поле.

Уверяю, что вы еще увидите обоих этих игроков в составе «Бизонов» в осенних матчах.

«Выезд в Тбилиси выходил в сумму около полумиллиона рублей»

— Осенние матчи – это Кубок Краснодарского края? Уже есть конкретика по срокам проведения и участникам турнира?

— Да. В этот раз мы точно хотим провести его раньше до наступления холодов, чтобы зрителям было комфортно смотреть матчи. Пока неясна ситуация с командами Сочи и Армавира. Поэтому мы рассматриваем вариант со статусом открытого кубка, чтобы в нем могли участвовать другие команды юга. Например, Ставрополь, Донецк, Волжский.

Но есть небольшая проблема: такие матчи должны проходить в пределах границ Краснодарского края. Делать игровые уикенды и собирать команды в одном из городов? Я противник таких уикендов. Сейчас мы все это обдумываем, в ближайшее время стоит ждать вестей.

— Со «Скифами» вы могли встретиться в ЛАФ-2017. Я правильно понимаю, что и Донецк, и Тбилиси были готовы участвовать в дивизионе «Юг», но этот вариант не устроил «Бизонов»?

— Да, в какой-то момент, уже после утверждения регламента чемпионата Юга, было предложение создания дивизиона с Донецком и Тбилиси в рамках ЛАФ, а потом и об участии Донецка в чемпионате Юга. Такое количество матчей и их цена нас не устраивали. У нас есть определенные обязательства перед спонсорами по количеству домашних матчей, а один только выезд в Тбилиси для нашей команды и персонала выходил в сумму около полумиллиона рублей. Мы уж точно знаем, как лучше потратить такую сумму денег. В дальнейшем мы вели переговоры с «Крестоносцами» о товарищеском матче в Грузии в августе, но тоже не нашли взаимопонимания.

— Соответственно, если ничего в структуре чемпионата и в плане участников ЛАФ-2018 не изменится, вас там не ждать? Будете ли вы предпринимать попытки изменить ситуацию?

— Очень даже ждать! Ждать одного из сильнейших дивизионов в стране, да еще и с интригой внутри. Мы сделаем все, чтобы быть в ЛАФ (или любом другом сильнейшем соревновании России) и подтянуть за собой другие команды юга. Этим вопросом занимается Андрей Васютин и лучше него это не сделает никто.

Для меня непонятна позиция некоторых команд: «Ну вот, мы поучаствовали в ЛАФ, ничего взамен не получили, дальше будем в региональных кубках». Получить что-то взамен – спонсоров, внимание СМИ и болельщиков – это задача менеджмента команды. И этот менеджмент надо так же «тренировать» и заниматься, как и игроков.

Фото предоставлено Георгием Соседским

— Ты ездил в этом году в Москву представлять проект «Бизонов», еще один ваш человек защищал диплом в Италии. Такая практика, когда люди хотят прибавлять в оргмоментах и прикладывают к этому какие-то усилия даже в Премьере редкость.

— Для развития американского футбола в России нужны деньги – это понятно. При этом, я противник того, чтобы взрослые команды спонсировались муниципальными бюджетами. Поддержка должна быть от частных компаний. У меня перед глазами отличный пример от ФК «Краснодар», Сергея Галицкого и Арама Фундукяна.

Поэтому мы уделяем много сил привлечению партнеров и спонсоров. Само собой, нам приходится «отрабатывать» их помощь: выполнять свои обязательства, участвовать в рекламе, промо, ивентах. Для этого уже нужны специалисты. Поэтому наравне с игроками и тренерами, которые должны делать продукт, нужен и персонал, который обеспечит связь этого продукта с «внешним миром».

Когда об американском футболе говорят на уровне MARSPO или баскетбольной Евролиги, это ведь тоже является популяризацией. Например, я участвовал в панельной дискуссии наравне с коллегами из ХК «Спартак» и MasterCard, а после выступления моего мнения по различным вопросам спрашивали коллеги из ХК «Сочи». Но кто я такой? Представь, чего можно достичь, имея нужное образование, связи и правильный вектор в голове.

— Сколько спонсоров или, скажем так, партнеров у «Бизонов» прямо сейчас?

— Мне совсем не нравится слово «спонсор». Учитывая аудиторию американского футбола в России, любая помощь – это не спонсорство, а меценатство или партнерство. Сейчас вот посчитал, получается девять.

Фото предоставлено Георгием Соседским

«Линия нападения, пожалуй, сейчас наше слабое место»

— В Москве ты был и в прошлом году – на сборах национальной команды. Что удалось почерпнуть там?

— В первую очередь хотелось обеспечить игрокам «Бизонов», участвовавших впервые в сборах национальной команды, комфортные условия в дороге и поддержку. Также хотелось установить контакт с менеджментом и тренерами. Главное, что я смог вживую наблюдать за работой тренеров на поле и в классах. Это был отличный опыт для меня. А вот план тренировок, разбитие на базы, дриллы – во многих командах это построено почти одинаково.

— В сборной по сравнению с прошлым годом сменился тренерский штаб. После известного видео игрокам «Бизонов» туда вход заказан?

— Не думаю. Тренерский штат сборной профессионален и объективен, он грамотно может оценить игру и характер игроков. Не думаю, что такой эпизод в действительности может привести к попаданию в чёрный список целой команды. К тому же, после эпизода мы поговорили с Дмитрием Максимовым, и, кажется, нашли общее понимание. А с Новороссийском уже успели сыграть в хороший футбол.

— В планах руководства сборной было создание института скаутов на местах, которые консультировали бы главного тренера по лучшим игрокам региона. На «Бизонов» кто-то выходил?

— Да, у нас эта ответственность лежит на Андрее Васютине, президенте нашей региональной федерации. Так же недавно я общался с Дмитрием Максимовым на счёт того, как будет проходить отбор кандидатов в сборную. Мы сейчас как раз начинаем готовить видео по игрокам, которых, считаем, можно делегировать в сборную.

— К тем игрокам, которые уже вызывались, кто-то добавится?

— Да, обязательно отправим резюме еще на пару человек.

— В межсезонье у «Бизонов» сменился квотербек. Как это сказалось на игре команды, нападении и ее пасовом футболе, в частности?

— Межсезонье мы провели с таким планом: Артем Кашкин – QB №1, Александр Фугаев – QB №2. То есть, с обоими игроками проводили одинаковые занятия в классе на теории, оба игрока хорошо подготовлены. Но у Кашкина был такой рабочий график, который не позволял быть на всех наших тренировках. Поэтому за пару недель до матча против «Тавров» в чемпионате Юга мы приняли волевое решение о том, что Фугаев должен стать стартовым квотербеком, а Кашкина сдвигаем на позицию принимающего.

Я считаю, что это было ключевым решением в этом сезоне и оно на 100% оправдало себя. Уже после матча с «Таврами» мы подправили схемы в нападении и оба игрока отлично проявили себя в оставшихся матчах. Наше нападение намного сильнее, чем в прошлом сезоне. Будем еще прибавлять.

Фото предоставлено Георгием Соседским

— У вас довольно обширный тренерский штаб. На какую позицию человека объективно не хватает?

— Да, считаю что тренерский штаб это сильное место нашей команды. У нас даже есть специалист, – мой брат Владимир Соседский – отдельно тренирующий новичков. Он подтягивает их до уровня, чтобы они могли тренироваться уже на позициях с основной командой.

Линия нападения, пожалуй, сейчас наше слабое место. Вот здесь нам очень нужен хороший тренер.

— Впереди масштабный тренировочный лагерь. Сколько уже поступило заявок на данный момент? В каком качестве ты будешь принимать участие в нем?

— На сегодняшний день у нас более 130 заявок. Кроме команд из России будут участники из Украины, Белоруссии и даже из Китая.
Наша цель сделать лучший лагерь в России.

Я один из организаторов. На поле буду в роли shadow coach у Алексея Кокотова (он будет тренером линии нападения) и Талиба Уайса. Вообще, весь тренерский штаб «Бизонов» будет впитывать знания у более опытных тренеров, пока те будут работать.

Фото предоставлено Георгием Соседским

«Планируем открыть секции при двух-трех школах Краснодара»

— Вы плотно взялись за девушек. Как там всё движется? Какие перспективы?

— Да, у нас получился действительно крутой старт с женской командой. «Бизоны» достигли определенных медийных успехов в городе, и это было очень подходящее время для набора женской команды. Охват был такой, что мы даже не смогли засечь все источники. Местные ТВ, радио, онлайн-СМИ. Спустя полгода из 50 игроков остались 30. Сейчас лето и часть игроков уехали из города, но костяк из 20 игроков стабильно посещает тренировки. Я поддерживаю следующий показатель: 75% игроков должны посещать 75% тренировок.

Мы не спешим бросать их в бой, работаем согласно изначально утвержденного плана. За эти месяцы им уже удалось поработать под началом Алексея Кокотова, Дмитрия Попкова и Владислава Григорьева. Для них в предстоящем лагере будут отдельные тренировки. А осенью уже будет первый домашний турнир. И мы выставим две команды, чтобы все получили как можно больше опыта. После этого начнем готовиться к контакту и лагерю сборной к началу 2018 года.

Мы верим, что этот турнир должен придать импульс развитию женских команд при других южных клубах. Несколько лет назад Тони Аллен, тренируя чемпионский состав Черного Шторма, сказал: «Женская команда – это необходимость. Их будущие дети – это ваши будущие игроки». А еще всегда можно рассчитывать на помощь девчонок в организации матчей и мероприятий. И лично меня работа с ними сильно вдохновляет.

Фото предоставлено Георгием Соседским

— Когда по аналогичной схеме будете работать с юниорами?

— Уже с осени. Работа с юниорами – это большая ответственность. Мы сознательно откладывали этот вопрос по ряду причин. Одна из них – это необходимость тренерских кадров с соответствующими бумагами. В Краснодаре это под строгим контролем. Планируем открыть спортивные секции при двух-трех школах в разных частях города.

В Новороссийске только что прошел первый Кубок Краснодарского края по флаг-футболу среди юниорских команд. Там участвовали три местные команды и две команды из Севастополя. Отличные соревнования получились! Мы будем так же опираться на опыт наших соседей. Вообще, я очень рад, что на юге есть общий вектор на созидание среди разных команд. В том числе, и в вопросах подготовки юниоров.

Фото предоставлено Георгием Соседским

— Под занавес сезона во многих командах ЛАФ, в том числе, в Премьер-дивизионе были проблемы с составом, а некоторым игрокам не хватало мотивации. Тебе это знакомо по «Бизонам»?

— Удивлен был увидеть такую проблему на уровне команд Премьера. У нас была нехватка игроков в самом начале 2017 года. Мы увлеклись набором персонала в офис команды, их развитием и провели неудачную кампанию по набору новичков. В то же время сразу несколько ветеранов повесили бутсы на гвоздь. Пришлось срочно придумывать новые способы, как привлечь новичков, при этом, хорошо физически подготовленных. К концу чемпионата в нашем ростере было 42 игрока + Попков и Григорьев. Средняя посещаемость тренировки за июль – 31 человек. Большое преимущество в южных матчах при 40-градусной жаре!

Я придерживаюсь следующих цифр: 75% игроков должны посещать минимум 75% тренировок. Но как заставить тренироваться игроков, когда в 100 км от Краснодара есть Черное море? Создать такую культуру внутри команды, где пропуск тренировки почти приравнивается к позору. Когда есть конкуренция на позициях, пропускающий тренировки игрок, каким бы хорошим он ни был, не выйдет в старте, если он пропускал тренировки. Я считаю, что если игрок «входит» в сезон, он обязан пройти его с командой до конца и выкладываться в каждом матче, не оглядываясь на турнирную таблицу.

Также важно, что на выездные игры едет такое же количество игроков, как и на домашние. За это я благодарен каждому «Бизону». Имея календарь матчей заранее, каждый может подстроить свои планы, график отпусков.

«Есть желание попробовать себя в роли комментатора»

— Давай перейдем непосредственно к тебе. Твое игровое прошлое выпало на времена, когда у «Бизонов» было только становление. Сейчас на поле выйти не тянет?

Фото предоставлено Георгием Соседским

— Совсем не тянет. Я реалист и прекрасно понимаю, что любой наш игрок, тренирующийся в команде хотя бы один год, уже лучший игрок, чем был я. Сейчас мы – тренеры – передаем им свой опыт. Потом эти игроки станут лучшими тренерами, чем мы сейчас, и смогут вырастить более успешных игроков. Это естественный процесс.

Да, я лучше понимаю происходящее на поле, благодаря опыту каждый розыгрыш для меня является длительным действом, когда я успеваю заметить многое. Но у меня уже давно нет скорости для успешных действий на поле, мое время прошло. Я никогда не выделялся физикой, но даже сейчас я стараюсь быть примером для игроков: работа в тренажерке, разминка на поле, выполнение дриллов.

— Брат остается в тренерском штабе? Бывает такое, что после матчей он тебе с глазу на глаз может «напихать» за неудачный плейколлинг и т.п.?

— Конечно, остается. Он тренирует новичков, подтягивает их до общего уровня игроков. Также он отвечает за сбор статистики по матчам. Мы обычно обсуждаем с ним матчи в понедельник в офисе, у нас уходит на это минут 20.

Плейколлинг нападения не обсуждаем. Я это делаю с квотербеками и капитанами нападения на теории с разбором прошедшей игры.

— Он тоже болеет за «Иглс»?

— Нет, мы с ним вообще очень разные. Он давний болельщик «Сихокс» и во время сезона в НФЛ мы регулярно обсуждаем с ним матчи наших команд. Когда «Филадельфия» играет против «Сиэтла», мы обязательно смотрим вместе.

Фото предоставлено Георгием Соседским

— Есть понятное объяснение, почему за «Иглс» переживает Василий Добряков и некоторая часть выпускников ДЛАФ. Какова твоя история болезни?

— Да, я с большим удовольствием читал эту историю Добрякова. Еще в раннем детстве начал болеть за хоккейных «Флайерс» – по воскресеньям была обзорная передача на ТНТ про НХЛ. Потом подсел на «76-х» с Айверсоном и Мутомбо. Параллельно с этим моя старшая сестра преподавала в колледже в Миннесоте, а летом иногда привозила своих студентов в Россию. Общаясь с ними, узнал многое о культуре.

А в 2004-м впервые увидел и первый футбольный матч – и это сразу был Супербоул. За кого болеть, выбор не стоял. Естественно, это были «Иглс». Естественно, с тех пор неоднозначное отношение к «Пэтриотс».

С тех времен смотрю все матчи. Последние лет пять – только в прямом эфире. Есть даже желание попробовать себя в роли комментатора или приглашенного эксперта. Если что, буду готов к пенсии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.