Осенью 1998 года я был рад поучаствовать в съемках своей первой передачи The NFL Today на канале CBS. В мае меня уволили «Инглс» после того, как я выменял Хью Дугласа и выбрал на драфте Трея Томаса, Аллена Россума, Джеремайю Троттера, Брэндона Уайтинга и Айка Риза. Я не был расстроен (да, был и еще как) и двинулся дальше. НФЛ только что вернулась на канал после четырехлетнего перерыва, у меня был на руках опыт работы генеральным менеджером, и я чувствовал, что эти сочные байки о плюсах и минусах работы в штабе команды могут быть многим интересны. Но когда я начал отрабатывать свой сегмент с Джимом Нанцем, я чувствовал, что он не разделяет мой настрой. В нашей беседе его голос звучал не так задорно, как в его коронной фразе «Приветствую вас, мои друзья».

Я почувствовал, что он был менее взволнован, чем я и спросил его, что не так. Он сказал: «Послушай, Майкл, все эти вещи по поводу генеральных менеджеров вам интересны и важны, но большинству фанатов и маленькой старушке в Де-Мойне, штат Айова, которые смотрят это шоу — им все равно. Поклонники заботятся только о двух вещах: кто их квотербек и кто их главный тренер. Не генеральный менеджер». Нанц был прав тогда, прав он и по сей день.

Я вспоминаю слова Нанца каждый раз, когда читаю об очередном увольнении генерального менеджера или слышу чье-то мнение по этому вопросу. Мне постоянно приходится напоминать себе, что ГМ – это закулисная фигура, которая должна быть в тени и помогать тренеру добыть больше побед. Он должен следить, чтобы старушка из Де-Мойна была всем довольна. В футболе на первых ролях выступают главный тренер и квотербек. Все остальные должны играть роль второго плана.

Кому-то могло показаться, что увольнение генменеджера «Баффало» Дага Уэйли и всего его штаба сразу же после драфта – это лишь совпадение. В реальности все обстоит несколько иначе. Все уволенные были готовы к этой новости. Они знали, что это лишь часть работы, поскольку, как говорил Хайман Рот в беседе с Майклом Корлеоне во второй части «Крестного отца»: «Мы сами выбрали этот путь». Да, это решение выглядело плевком в лицо фанатам и называлось скоропалительным решением, принятым сгоряча. Нет, ничего горячего в этом решении не было.

Это решение давно назрело. Уэйли удалось сохранить свой пост после отставки прежнего главного тренера «Биллс» Дага Марроуна, который досрочно разорвал с командой контракт сразу после продажи команды новым владельцам. Уэйли пережил и отставку Рекса Райана, но стал очень уязвим для любого нового тренера и стал расходным материалом.

Уволить генерального менеджера прямо перед драфтом значит рисковать утечкой информации, которой владеет Уэйли и его помощники. В узких кругах инсайдеров в НФЛ увольнение Уэйли не было ни для кого секретом. Несколько последних месяцев в должности генменеджера «Биллс» его сохраняло именно желание владельцев оставить в тайне все наработки штаба и скаутов в период перед драфтом. Как-никак, у Уэйли на руках была очень ценная информация. Зачем платить кому-то, чтобы потом наблюдать за тем, как он рассказывает любому встречному о всех ваших тайнах? На самом деле для ребят из столицы нашей страны ответ оказался не столь очевиден. В начале марта «Вашингтон» уволил Скота Маклохана с четким пониманием того, что он будет помогать другим командам своими знаниями о драфте. Они все понимали, но им было плевать. Типичное решение от Дэна Снайдера.

В «Баффало» все было иначе. Я искренне верю, что «Биллс» надеялись, что Уэйли и недавно нанятый главный тренере Шон Макдермотт найдут общий язык и сработаются. Еще на скаутском смотре Макдермотт заявлял: «Я однозначно верю в Дага и его штаб. Они проделали прекрасную работу, и их усилия нельзя не брать в расчет. Но я не тот человек и не тот тренер, который может позволить себе сидеть, сложа руки, и не участвовать в процессе принятия ответственных решений, так что я высокого мнения о его деятельности, но и сам в стороне стоять точно не буду».

Когда владельцы «Биллс» Терри и Ким Пегула впервые встретились с Макдермоттом, то на этом поиск тренера и закончился. Это была любовь с первого взгляда. Они сразу поняли, кто поведет их команду в бой в новом сезоне. Уэйли, скорее всего, был вовлечен в этот процесс в качестве посредника, то окончательное решение обычно все равно принимает владелец. В случае «Баффало» тренера на 100% выбирали супруги Пегула.

Большинство людей, связанных с НФЛ сразу же поняли, что пара Уэйли-Макдермотт вряд ли сможет сработаться. Во многом из-за того, что они никогда не работали вместе, но также и по той причине, что у них совершенно разный футбольный опыт за плечами. Да, оба начали свой путь в футболе со штата Пенсильвания (Уэйли работал в «Стилерс», а «Макдермотт – в «Иглс»), но в плане философии и отношения к игре между ними такая же пропасть, как между Питтсбургом и Филадельфией.

Шло время и становилось все очевиднее, что вероятность того, что эти двое смогут успешно сотрудничать, равна нулю. Для Уэйли нет ничего важнее оценки игроков, Макдермотт же стремится строить команду. Скауты не слишком хорошо знают, как построить команду. Они знают, какой игрок лучше других. Поэтому скауты, сконцентрированные на поиске лучших доступных игроков, похожи на пользователей на фэнтези-драфте. Спустя пару месяцев стало понятно, что развод неизбежен.

Новый человек на посту главного тренера означает, что новый босс принесет с собой новые правила, новые методы ведения бизнеса, новую культуру. Помните, как в первом сезоне «Клана Сопрано» дядя Джуниор становится новый боссом Северного Джерси, и его подручный Майки Палмиси врывается на квартиру, где идет карточная игра и, шарахнув кого-то башкой об стол, произносит: «Вечеринка окончена. Джуниор Сопрано – новый босс и плевать он хотел на старые порядки!»

Макдермотт сказал то же самое, как только впервые появился в Орчард-парке. Он был очень откровенен насчет своих взглядов по поводу работы организации. Он сел напротив Терри Пегула и Уэйли и выложил все начистоту. Он не пытался изжить кого-то с его поста, но видел в таком подходе наиболее подходящий путь к успеху. Он не собирался быть главой лишь для своих ассистентов. Он пришел в новый клуб со своей метлой и явно собирался мести ею по-новому. Макдермотт решил взять пример с дяди Джуниора — быть лидером не только на словах.

Как только в команде появляется новый тренер, то игроки должны как можно быстрее понять, что они работают напрямую с главным тренером и ни с кем иным. Никаких обходных путей. Я работал в клубе, где система работала иначе, и, поверьте мне, работала она так себе. Я провел почти 10 лет в «Рэйдерс», где игроки работали больше на владельца, чем на тренера, и из-за этого возникали неразрешимые проблемы. Хаос был неотъемлемой частью атмосферы в клубе. Но НФЛ в этом смысле больше напоминает военизированную организацию, где все шестеренки крутятся только когда вся власть командования личным составом находится у главного тренера.

В футболе успешное партнерство между тренером и генеральным менеджером сильно зависит от прочной связи и понимания на философском уровне. Я был более эффективен в качестве работника штаба под руководством Билла Беличика, поскольку мы разделяем с ним видения того, что необходимо для достижения успеха в НФЛ. После сотрудничества с Биллом у меня был опыт ужасный опыт работы с… даже не буду называть имя, поскольку мне больно об этом вспоминать.

Без взаимопонимания между тренером и менеджером организация далеко не уедет. Пит Кэрролл отлично сработался с Джоном Шнайдером в «Сиэтле», Тед Томпсон – с Майком Маккарти в «Грин-Бэй», а «Стилерс» умудряются наладить хорошие отношения между любым генменеджером (сейчас это Кевин Колберт) и тренером Майком Томлином.

В элитных организациях НФЛ, которые я называю «Великолепной восьмеркой» («Питтсбург», «Грин-Бэй», «Нью-Ингленд», «Сиэтл», «Канзас-Сити», «Денвер», «Балтимор», и «Джайентс»), царит порядок и выстроена четкая структура. Между разными департаментами минимизированы все разногласия и споры. В проблемных ситуациях вопросы решаются согласованно и не происходит такого, что виноватым оказывается «другой отдел». Когда начинается «поиск крайнего», то тут уж пиши пропало – тренеры будут срываться на скаутов, скауты будут обвинять во всех смертных грехах тренеров. Но проблема в том, что владельцы крайних искать не будут, и ситуация закончится печально для всех участников. Выживших не останется.

В «Баффало» уже 15 лет нет необходимой для выступлений на высочайшем уровне структуры. Частично в этом есть вина прежнего владельца Ральфа Уилсона, который был очень консервативен в отношении построения клуба и считал, что тренеры должны тренировать и скауты – искать талантливых игроков. Такой подход популярен в бейсболе, и в бейсболе он работает. В футболе все обстоит несколько иначе, и фанаты «Биллс» ощутили это на своей собственной шкуре. Супруги Пегула, похоже, тоже это наконец-то осознали.

Попытка поменять ситуацию к лучшему началась с назначения Макдермотта, который тут же решил воспользоваться правилами Энди Рида по части ассистентов. Макдермотт понимает важность того, чтобы вся организация работала по единому своду законов и правил. Убедитесь сами, прочитав его слова после драфта: «Мы будем использовать такой подход, при котором вся работа будет строиться вокруг одного стержня, и все наши действия будут выдержаны в едином стиле и будут соответствовать одной стратегии. Мы все должны четко знать, что мы делаем, зачем мы это делаем, и как мы это делаем».

Хорошие новости для «Биллс». Возможно, у них появился шанс зацепить «Пэтриотс» за хвост. И дела их могут пойти в гору не потому, что Уэйли был некачественным специалистом, а потому, что он бессистемно набирал в команду хороших игроков, но не строил команду. Генеральный менеджер в клубе НФЛ и владелец фэнтези-команды – это не одно и то же. У менеджера должно быть внятное понимание того, без каких элементов команда не сможет добиться успеха. Если тренер и генменеджер по поводу этих элементов придерживаются разных мнений, то в клубе будет царить неразбериха. И она неминуемо приведет к поражениям.

Нанц давным-давно мне сказал, что всем плевать на то, кто твой генеральный менеджер. Им есть дело только до того, кто занимает должности главного тренера и стартового квотербека. Судя по всему, «Биллс» определились с первым. Дальше дело за малым.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: The Ringer