— Тот факт, что судили игру вчетвером, обусловлен финансами?

— Финансами, логистикой и персоналиями. Отправились я из Москвы и трое судей из Челябинска и Озерска – Андрей Яппаров, Сергей Короткий и Кирилл Богданов. Если бы Андрей Сапрыкин мог, думаю, он стал бы пятым. Уральско-астанинское плечо было не таким дорогим. А из Москвы, конечно, затратно.

— Местных судей в Казахстане нет?

— Есть один человек, который сейчас исполняет функции менеджера астанинской команды, – Куаныш Ташкалиев. Он судил матчи Центральной Азиатской лиги, но это не совсем уровень ЛАФ.

— Ситуация, когда жертвуют именно бэк-джаджом, типична?

— Да. Речь идет в данном случае о симметричности. Держать линию важнее, чем возможный пас, потому что линию игрок с мячом старается пересечь абсолютно в каждом розыгрыше, в отличие от паса.

— Были моменты, когда особо остро чувствовалась нехватка бэк-джаджа?

— Не было ситуаций, связанных с интерференцией паса или с эпизодами, поймал или не поймал мяч. Спорных моментов, к счастью, не возникло. Но это не отменяет того факта, что пять лучше, чем четыре. Отсутствие какого-либо судьи – нагрузка на оставшихся. При 5-8 судьях мы бы упустили наверняка меньше. Сейчас я не знаю, что мы пропустили, игру пока не разбирали внутри судейского корпуса.

Лишняя пара глаз позволяет сосредоточиться на наших конкретных обязанностях. Работа бэк-джаджа делится на всех понемногу. При комбинации у каждого судьи свои ключи, свои игроки. Если рефери и ампайр смотрят в основном блок, то лайнсмены – принимающих. Бэк-джадж как раз берет себе принимающих, разгружая коллег.

— Какая-то специфика, местный колорит в Астане ощущались?

— С точки зрения американского футбола – нет.

— Казахстан ближе к российским реалиям, чем Украина?

— Безусловно. Украинский футбол – отдельная тема, которую мы не раз обсуждали, в том числе, с Максимом Шило. Там часть игр чемпионата втроем отрабатывали.

В Казахстане неплохая организация с точки зрения игроков. Поле было неважным – с проплешинами, но с другой стороны, практически полностью размечено. Был огрех касательно мячей – лишь один мяч, к которому пришлось добавлять два композитных, но так решили вместе с командами.

— В судейском протоколе очень много пунктов, которым дается оценка.

— Почти все идеально. Судейская раздевалка была лучшей из тех, в которых я когда-либо был. Две душевых, сауна, диван, кондиционер и телевизор. Более того, там было устройство, ранее ни разу мной не встречаемое: около двери две кнопки – «гости» и «хозяева», с помощью которых можно вызывать команды на поле. Но мы ими не пользовались, конечно.

— Если в следующем году «Волки» останутся в ЛАФ или к ним добавится кто-то не менее экзотичный, поедете или предварительно подумаете?

— Мне все понравилось. Астана как город – это оазис в степи. С нуля созданный, несколько похожий на Дубай, только не так плотно застроен. Или на Грозный. Много высотных зданий. Плюс там сейчас проходит  «Экспо», главный павильон которого – гигантский шар посреди города – называют в народе «Звездой смерти».

В городе очень много хороших новых синтетических площадок, поэтому про тот стадион, где играли, с судьями шутили, мол, огородили трибунами кусок в степи. Арена действующая, там играет соккерная команда, но недавно построили новый крытый 30-тысячник. Там вообще целый спортгородок: еще есть 13-тысячный ледовый дворец, велотрек. Все очень современно.

Единственное что – поездку надо планировать сильно заранее. Мне пришлось лететь с пересадкой в Алма-Ате. По дороге туда я просидел 50 минут на пересадке, обратно – пять с половиной часов. Вернулся совершенно никакой, весь вымотанный. Но с удовольствием съезжу еще раз.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.