Светлана Халявина (Ярославль — Санкт-Петербург)

— Прежде чем выходить на бровку с камерой, нужно хотя бы примерно понимать, что происходит на поле. Помню свои первые матчи: со всех сторон большие мужики бегут, а я стою, рот раскрыла — куда камерой крутить, не понимаю. А вот когда вникла в суть игры и стала разбираться в правилах, всё сразу встало на свои места.

Честно, книгу правил ни разу не читала — всё как-то само пришло с опытом. Да у меня и выбора особо не было. Когда я пришла в футбол, наша книга ещё не вышла, а в интернете всё очень сложно. А на практике быстро разобралась, что куда — за это спасибо моим «Бунтарям». После каждого выездного матча в автобусе им допрос устраивала из серии «а фамбл — это когда мяч потеряшки?».

Сложности? Сложности — разве что погодные. Не знаю, как для других фотографов, а для меня идеальные условия — это когда небо в тучках. Оно тогда работает как большущий софтбокс. Свет на поле ровный, мягкий и снимать можно почти с любой точки одинаково красиво и хорошо. Дождь, кстати, тоже люблю. Сильный такой. Стеной. Тогда кадры эффектные получаются. Не люблю солнце. С ним всегда какие-то проблемы. Во-первых, для меня это означает, что работать я могу лишь на одной бровке (и это не всегда бровка своей команды), так как  ненавижу снимать в «контровике» — картинка получается в большинстве случаев не особо вкусная, а меня это не устраивает совсем. Да и есть у нас поля, расположенные в жилых «коробках» — на полполя поля жарит солнце, а половина в тени. Количество брака увеличивается в разы.

Ксения Дубова (Москва)

— Я никогда не зацикливалась на каком-то одном виде — снимала все подряд, куда был доступ. Когда мне Сергей Литвак предложил попробовать пофотографировать американский футбол, я не смогла удержаться от соблазна освоить и понять еще один спорт…

На самом деле, это неправда. Я целый год сопротивлялась его ненавязчивому влиянию, прежде чем сдаться. Зато сейчас я могу уверенно сказать, что фотогровать американский футбол мне нравится. Люблю зеленую поляну, свежий воздух, экшн на поле, атлетизм игроков, эмоции тренеров… Здесь азарт и общее настроение отдельной команды заразительны для любого, стоящего рядом — и для меня в том числе. Так что побольше позитива, спортсмены!

Чтобы получить хорошие снимки с игры, нужно просто уметь фотографировать, но чтобы регулярно создавать по-настоящему динамичные картинки, вроде тех, что делают ведущие американские фотографы в НФЛ, нужно намного больше! Во-первых, не менее двух фотокамер с объективами для съемок дальних и близких объектов, чтобы быть готовым в нужный момент сделать кадр с любого участка поля. Во-вторых, понимание игры (что меня немного беспокоит, ведь ни один матча НФЛ я так и не осилила до конца) и знание индивидуальных особенностей игроков нашей ЛАФ. В-третьих, быстрота реакции, так как розыгрыш развивается настолько стремительно и непредсказуемо, что промедление стоит упущенного момента — как на поле, так и на бровке, а на повторении на бис надеяться не приходится! После каждой игры меня преследуют неснятые мною кадры.

Хорошо снимать игру в парах. Некоторым клубам в этом плане очень повезло: когда у команды два и более фотографов, открываются нереальные возможности для создания хорошего фоторепортажа. Впрочем, таким преимуществом тоже надо уметь распорядиться: какой, например, смысл располагаться двум фотографам на одной бровке? Куда полезнее было бы разбежаться на разные стороны и наделать много разных спортивных карточек. Эх, где бы мне найти такую пару?..

Есть неудобства, с которыми приходится мириться. Например, когда в один день две игры на разных стадионах в одно время. Или плохое освещения на некоторых стадионах на вечерних играх. Или отсутствие табло. Да,  представьте себе: мне нужно табло! А еще — матерщина. Я недавно очень неприятно удивилась, когда попала под самый настоящий шквал нецензурной лексики. Насколько я могу судить по личному опыту, брань уже давно не является частью спортивных баталий и в большом спорте сошла на нет — так чем же вы хуже?

Ну и есть неудобства, которые сама себе искусственно создаешь: тяжелый рюкзак, набитый фототехникой и всяким хламом, с которым приходится перемещаться по Москве на общественном транспорте, или когда в пасмурную погоду нет зонтика, потому что от него пришлось избавиться перед сборами на игру как от лишнего балласта, чтобы облегчить рюкзак…

А в остальном, все просто замечательно! Ах да, уважаемые судьи, мы тоже очень ценим вашу работу и как только можем, стараемся вам не мешать!

Правда-правда!

Екатерина Никулина (Челябинск)

— Фотографией я занимаюсь очень давно, а репортажная съемка американского футбола — мой любимый вид съемки и любимое занятие! Я уже несколько лет сотрудничаю «Челябинскими Танками».

Чтобы качественно передать всё, что происходит на поле во время матча нужна очень серьёзная подготовка. Во-первых, нужно быть готовой к погодным условиям. Для жары и яркого солнца важно выбирать правильный ракурс съемки и подходящую одежду, а в холодную и дождливую погоду нужно иметь при себе зонт, водонепроницаемый чехол или пищевую пленку для защиты техники. Себя, соответственно, тоже стоит утеплить двойными штанами и шапкой. В ветреную погоду непременно нужен штатив.

Во-вторых, нужно заранее знать, кого ты снимаешь. Я хорошо знакома со многими игроками «Танков», и у каждого из них есть свои просьбы и фишки в получении классной фотографии. Кто-то от игры к игре требует себе новую аватарку, кто-то прячется от объектива, а кто-то и во время розыгрыша успевает позировать для меня. Главное — следить и знать своих игроков!

В-третьих, выбор точки съемки. У меня очень сочные получаются кадры, когда я располагаюсь сидя или лежа на поле. Этот ракурс придает спортсменам более мощный и грозный вид, делает их выше, массивнее и даже яростнее.

В-четвёртых, очень важна скорость! Надо уметь следить за игрой, быстро передвигаться по бровке и за ее пределами. Ловить моменты не только на поле, но и на трибунах.

Дарья Конкина (Нижний Новгород)

— Впервые мне довелось снимать футбол в Пензе в мае прошлого года. «Рэйдерс 52» встречались с «Фениксами». Честно признаться, вышло у меня так себе. И тем более я благодарна своему наставнику, известному нижегородскому фотографу Сергею Литваку — с тех самых пор и по сей день он помогает мне развиваться, подсказывает, исправляет ошибки. С той первой игры прошёл всего год, но сегодня я уже стала полноправным членом команды фотографов, которые работаю с ФАФР, освещают игры. Я очень рада быть частью этого большого дела — продвигать, популяризовать этот прекрасный спорт.

Снимать американский футбол очень интересно — это невероятно зрелищный спорт: скорость, мощь, столкновения, тачдауны; один яркий момент за другим. Во-вторых, работа на играх очень здорово развивает осознанный подход к съемке и скорость реакции — нужно очень чётко представлять себе, что ты снимаешь, кого ты снимаешь, почему ты снимаешь. Нудно знать правила игры — кстати, в сложности футбольных правил для меня был особый азарт, именно своей сложностью, может, футбол меня и покорил.

Разумеется, не последнюю роль играет техника. В спортивной репортажной съёмке чем длиннее фокус, тем лучше; мой любимый объектив — 70–200 мм. Ещё в американском футболе важна скорость серийной съёмки камеры, ведь при 10 кадрах в секунду вероятность упустить удачный момент куда ниже, чем при двух–трёх.

Но самое главное в том, чтобы щёлкнуть затвором в нужное время в нужном месте. Ведь репортажная съёмка — это отнюдь не сухая фиксация событий.

Это самовыражение и творчество.

В статье использованы фото Сергея Курзанова, Сергея Литвака и Максима Мордвинцева.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.