Для рядового российского футбольного болельщика, воспитанного на реалиях соккера, понять устройство североамериканских спортивных лиг достаточно непросто. Даже философия пресловутого «потолка зарплат» для многих из нас является туманной, ведь в России, как известно, это ограничение хоть и работает, но есть нюанс. Однако сегодня я буду говорить о другом. Современный футбол, так уж сложилось, имеет, на мой взгляд, в своей управленческой сути три главных базиса — понимание игры, эмоционально-психологическая составляющая, а также математика.

С точки зрения понимания игры все просто: есть опыт, знания, опираясь на которые руководство команд и тренерский штаб совершают определенные действия. Так было, наверное, с момента появления спорта.

Благодаря эмоционально-психологическому аспекту спортивный мир не раз был свидетелем падений и взлетов. Здесь и конфликт звезды с фанатами, поскольку долгое время данный игрок был им ненавистен, и зашкаливающая мотивация у андердога, и абсолютная апатия коллектива, которому уже все равно, кому и с каким счетом проигрывать. Касаемо же футбола, многие из нас могут вспомнить странные выборы клубов на драфте. И это особенно актуально накануне ближайшего мероприятия.

Что до математики, она пришла в спортивный мир не так давно, однако с развитием цифровых технологий и возможностей собирать и обрабатывать все большее количество данных стала доминировать и здесь. В конечном счете, управление футбольным клубом мало чем отличается от управления магазином — в свободном рынке, регулируемом адекватными законами без фантазий контролирующих органов есть лишь один ориентир — прибыль. И чем больше ты побеждаешь, тем больше твоя прибыль.

«Каролина» брала Кэма Ньютона под первым номером не только потому, что он был самым лучшим квотербеком на драфте с футбольной точки зрения, нет, они сделали это, поскольку Кэм был лучшим для маркетинга. То же самое касается «Денвера» и Тибоу, «Кливленда» и Мэнзела, да и много кого еще. Однако найти баланс между популярностью, влекущей за собой рост продаж, и пользой для  побед команды не так легко.

Именно поэтому среди персонала клубов НФЛ можно встретить большое количество представителей менеджмента, административного офиса. Эти люди, подобно механикам и конструкторам в Формуле-1, собирают и создают то, что будет принимать участие в соревновании. Нет, этого не делают тренеры. И здесь еще один момент: без диалога между тренерским и административным офисами невозможно достичь успеха. Такой диалог есть в Новой Англии, лучший результат побед за последние 25 лет, включая несколько Супербоулов, там тоже есть. Безусловно, с моим утверждением можно поспорить, сказав, что у «Патриотов» всем заправляет Билл Биличек, но я не советую вам сообщать тренеру «Нью-Ингленда» новость, из которой он узнает, что стал заниматься еще и финансовыми вопросами.

Именно управление финансами, а не просто деньги, крайне важны для клубов НФЛ. Есть жесткие ограничения по контрактам, по максимальной сумме зарплат, и, конечно, зарплата футболистов, выбранных на драфте, также строго прописана.

Рассмотрим, например, то, что я называю «эффектом Кэрролла». Когда Пит возглавил «Сиэтл», я не верил, что ему удастся создать что-то серьезное на Западе НФК. Но он не просто превратил неплохую команду в силу, с которой считаются, он выиграл первое для «Сихокс» чемпионство в истории. Тогда люди, обозревающие экономическую сторону НФЛ, обратили внимание на то, как Кэрролл добился этого благодаря грамотному комплектованию состава. Обладавший прекрасной скаутской базой Пит, проведший много славных и продуктивных лет в «Южной Калифорнии» как в плане титулов, так и знакомств, брал тех, кого считал нужными, постоянно ведя диалог со своим менеджментом.

В итоге, «Сиэтл» взял квотербека в третьем раунде, и это был блестящий ход. На том драфте были проспекты более интересные, чем Уилсон, но, когда меня спросили, хороший ли это парень, взял бы его, я ответил утвердительно. Рассел играл здорово и в «Висконсине», и в «Северной Каролине». Под первыми двумя номерами в 2012-м, то есть на драфте с участием Уилсона, ушли Эндрю Лак и Роберт Гриффин. Мы знаем историю этих парней, сумму их контрактов и то,  как они себя проявили. «Вашингтон», взявший Гриффина под общим вторым номером, руководствовался, в большей степени, лишь эмоционально-психологическими мотивами, что, в конечном итоге, не принесло «Краснокожим» побед. «Сихокс» же в первых раундах усилили защиту, выбрав Ирвина и Вагнера. Квотербек, обычно «сжигающий» большую часть денежных средств клуба, стоил команде из штата Вашингтон относительно дешево.

Порой клубам НФЛ необходимо рисковать, меняться, выбирать в самом верху драфта, чтобы взять тот единственный элемент, которого ранее не хватало в чемпионской мозаике. Но иногда, как это было в 1987-м, им можно взять то, что есть у других, заплатив за это приемлемую цену. На драфте-1987 «Тампа-Бэй» выбрали под общим первым номером обладателя Хайсмана из университета Майами Винни Теставерди, с которым хотели покорить НФЛ. «Сан-Франциско» увидели для себя перспективу и, отдав выборы во втором и четвертом раунде, получили человека, который удачно заменит самого Джо Монтану, Стива Янга.

Нельзя забывать и о том, как с развитием современных технологий изменилось информационное пространство, сделав доступным за несколько кликов мышки то, что еще пару десятилетий назад было тяжело узнать. В океане этой медийной шумихи затаились настоящие хищники, акулы, которые терпеливо ждут большую добычу, медленно плывущую жертву, что соблазнится и сделает ошибку. Речь идет о футбольных агентах. Я приведу вам всего один пример — Блэйн Гэбберт. Даже я, человек, смотрящий огромное количество студенческого и школьного футбола, включая низшие дивизионы, особо не помнил этой фамилии всего за несколько месяцев до драфта. «Да, играет такой в «Миссури», наверное, возьмут в 4-5 раунде, может и вовсе не позарятся», — думал я.  Но затем в прессе, одна за одной, начали появляться хвалебные оды в адрес этого квотербека, который за считанные дни оказался в топ-листах всех известных обзоров проспектов драфта-2011. И уже к самому драфту в мозгу абсолютно каждого человека, интересующегося футболом, между Блэйном Гэббертом и первым раундом драфта НФЛ стоял знак равенства. Это была отличная работа, но не Гэбберта, как квотербека, а его агента. «Джексонвиль» попался, и товар был продан.

Вообще все эти движения с молодыми талантами, их рейтинги, оценки, публикации в СМИ больше походят на фондовую биржу, чем на процесс реальной оценки футболиста. И, как мы знаем, порой котировки на биржах, под воздействием определенных сил, совершают довольно странные движения. Также и с игроками. Кто-то скатывается вниз из-за травмы, кто-то, являясь хорошим и отзывчивым парнем, решает напоследок перед выпуском выпить и сходить повеселиться, а затем читает обвинение в изнасиловании либо, как минимум, домогательстве, а про кого-то выходит хвалебная ода от заслуженного скаута из Омахи, лет 50 назад угадавшего будущего члена Зала славы. Часто за написанием такой оды стоит агент футболиста.

Словом, драфт НФЛ, в условиях жестких финансовых правил, целой науки комплектования команды и огромного количества информации, часть из которой, включая статистику, необъективна, больше походит на покерный стол, где собрались абсолютно разные по своему характеру, умениям, интересам и даже настроению игроки.

Я бы хотел поговорить о пяти наиболее интересных таких игроках с моей точки зрения.

«Браунс» ищут варианты опуститься

С того самого момента, как в Кливленде решили сыграть в «Манибол», оценивать поведение этой команды с позиции обычных футбольных действий бесполезно. Так, ESPN уже поставили «Браунс» «C-» за работу на рынке свободных агентов, посчитав приобретение Брока Освайлера неоправданным. Но до 2020 года осталось не так много времени, и, к тому же, никто не отменял того факта, что он может заиграть. «Кливленд» не теряет ничего, а вот приобретает еще одного равноценного квотербека и может найти что-то на будущее.

«Браунс» не собираются выигрывать в ближайшее время. Это видно. Математически героические 7-9 выглядят не столь выгодно, как выборы наверху драфта, позволяющие взять либо еще одну потенциальную звезду, либо поменяться.

И здесь возникает главный вопрос: «А зачем вообще «Кливленду» сейчас брать первыми»? Какая в этом выгода? На этом драфте нет яркого квотербека, а у «Браунс» никто не уступает ни Дешону Уотсону, ни Митчу Трубиски. Ради маркетинга? Но вышеназванные парни не столь медийны, как Роберт Гриффин, не говоря уже о Кэме Ньютоне.

Может, Майлс Гаррет и классный защитник, но он не стоит первого номера и зарплаты для первого номера. Я согласен, что команда из Огайо ужасна в защите, успев потерять тот потенциал, что был всего несколько лет назад, когда она была крайне неприятна для соперника. Более того, по данным различных статистических ресурсов, на приз одного из самых быстро регрессирующих футболистов серьезно претендует корнербек Джо Хэйден.

Но есть и хорошие новости. Защита команды, где большинству игроков нет и 27, является не только молодой, но и перспективной. Клуб переходит обратно на «4-3», ищет варианты, нанял в качестве координатора защиты Грега Уильямса, который отлично знает свое дело, доказав это работой с другими командами НФЛ, и имеет все ресурсы, необходимые для уплотнения ростера.

Дезмонду Брайанту в декабре будет 32, и вряд ли он, являясь хорошим ди-эндом, вписывается в картину строящейся франшизы, учитывая, что в 2018-м отправляется на рынок свободных агентов. Однако Карл Нэссиб, Эммануэль Огба, Ксавьер Купер и Нэйт Орчард пока не сказали своего слова. Эти парни совсем недавно в лиге, кто-то пришел в прошлом году, все они молоды, все были звездами в студенческом футболе и заслуживают второго шанса. К тому же, такую компанию можно разбавить одним-двумя новыми ди-эндами.

Аналогичная ситуация и в других линиях, где у «Кливленда» много молодых, талантливых, но пока не раскрывшихся игроков. Сегодня «Браунс» имеют все, чтобы продолжать наполнять состав перспективными игроками. При всем уважении, Хью Джексон выглядит как тренер, с которым комфортно несколько лет посидеть в самом низу, потом попрощаться, и начать новую жизнь с новой командой и новым тренером.

Соломон Томас из «Стэнфорда» и Таккарист Маккинли из УКЛА выглядят отличной альтернативой Гаррету внизу первого раунда.

«Атланта» должна быть агрессивной

Многие говорят о правиле, когда финалист Супербоула проваливает следующий сезон. Что ж, «Фэлконс» имеют один из самых привлекательных составов в НФЛ и вполне могут нарушить данную закономерность.

Сегодня много говорят на тему того, что «Атланте» необходим сильный кандидат в линию обороны. Что же, они могут пойти за первым номером, и я не шучу.

Майлз Гаррет выглядит игроком, способным сделать, мягко говоря, неидеальную защиту клуба из Джорджии более солидной. Это лучший защитник, звезда, возможно, последний элемент, которого не хватает в чемпионском пазле команды Дэна Куина. На первый взгляд, обмен с «Кливлендом» для «Фэлконс» выглядит несерьезным, но давайте посмотрим на это внимательнее.

У «Браунс», как я уже говорил, молодой и перспективный состав, от которого руководство в ближайшие год-два явно не ждет побед — там просто пока нет стабильного стартового квотербека. У «Атланты» таковой есть, с нападением у нее вообще полный порядок.  Хорошие же ди-энды выходят на драфт каждый сезон, поэтому коллектив из Огайо может найти что-то еще более интересное в следующем году.

Я также не думаю, что цена подобного обмена будет слишком велика – «Кливленд» освобождает место в платежной ведомости, где появились сложности  из-за контракта Освайлера, если того не удастся куда-либо спихнуть или он вдруг не заиграет, а «Фэлконс» возьмут очередного туза в свою колоду.

Ценой данной сделки, по моему мнению, может быть что-то вроде первого номера «Браунс» в обмен на первый номер «Атланты» этого и следующего года, плюс какие-то движения с обеих сторон в плане низовых раундов.

«Пэкерс» не будут консервативны

Последний раз, когда генеральный менеджер клуба из Висконсина Тед Томпсон был действительно агрессивен, «Грин-Бэй» получил в свои ряды Би Джея Раджи и Клэя Мэттьюза, людей, ставших неотъемлемой частью чемпионской защиты «Пэкерс».

Сегодня ситуация у подопечных Майка Маккарти не самая хорошая — клуб продолжает, как это происходит уже долгое время, отпускать стартовых защитников, пытаясь закрыть дыры в составе футболистами, взятыми в середине драфта, а вся надежда в успешном выступлении ложиться на плечи Аарона Роджерса.

И уже который раз в плей-офф находится нападение, буквально уничтожающее «Грин-Бэй». В прошлом сезоне это была «Атланта». Выиграть трофей Ломбарди без боеспособной защиты вряд ли получится, так как в матчах на вылет заканчиваются встречи с клубами уровня «Чикаго Беарс».

Первые два пика команде жизненно важно тратить на корнербеков, но проблема в том, что к этому моменту вряд ли будут доступны Маршон Латтимор и Гареон Конли из «Огайо Стэйт», а также Марлон Хампфри из «Алабамы». По остальным игрокам этой позиции, выходящим на предстоящий драфт, есть вопросы.

Томпсону необходимо взять хотя бы одного из вышеназванных парней, а лучше двоих. Как это будут делать «Пэкерс», я не знаю. Вся проблема будет заключаться в том, что «Грин-Бэй», традиционно консервативный и на рынке свободных агентов, должен сохранить достаточно выборов на следующие сезоны — у клуба серьезные проблемы с составом: нет явного первого вертикального ресивера, который бы не ронял мячи, нужно усиление линий нападения и защиты.

Если честно, то не могу предсказать действия Тэда Томпсона. Ясно лишь одно — в очередной раз оставаясь пассивным, генеральный менеджер «Пэкерс» лишь усугубит ситуацию в команде. Возможно, мы увидим что-то похожее на обмен 2009 года, но тогда «Грин-Бэй» выбирал девятым. И спокойно забрал Раджи, не потратив на Мэтьюза выборы в первом раунде следующих годов: взял Клэя под общим двадцать шестым номером после того, как отдал «Патриотам» выбор во втором и два пика в третьем раунде.

На этом драфте клуб из Висконсина будет не так богат на пики, а это значит, что ему придется заплатить куда больше, если, конечно, Томпсон не решит опускаться и пробовать наполнить состав менее раскрученными и талантливыми игроками. Консервативное поведение без активных движений вверх либо вниз, на мой взгляд, скажется на перспективах «Грин-Бэй» негативно.

«Сан-Франциско» борется с искушением

«Фотинайнерс» выбирают вторыми и наверняка думают о том, чтобы взять Дешона Уотсона или Митча Трубиски. Это хорошие квотербеки, к которым они проявляют, судя по информации прессы, интерес. Однако проблема в том, что оба они будут недоступны для 36-го выбора, но и вряд ли уйдут раньше 10-15 пиков.

Идеально для «Сан-Франа» было бы опуститься в район именно 10-15 пиков, пусть и пожертвовав при этом выбором кого-то из пары ди-энд Соломон Томас — корнербек Маршан Латтимор, которых в Калифорнию активно сватают различные футбольные аналитики.

Генеральный менеджер команды Джон Линч серьезно поглядывает на новоиспеченного национального чемпиона из программы, базирующейся в Южной Каролине, а также на мозг атаки «Северной Каролины», и это выглядит вполне логично. Играя в дивизионе с «Сиэтлом» и «Аризоной», приходится сталкиваться с элитными защитами, а у «Сан-Франциско» явно беда с созиданием. Не добавляет уверенности и нынешний состав — помятый ветеран Брайан Хойер и пока не тянущий на стартового квотербека Мэтт Баркли.

Люди, давно следящие за футболом, видели много нелепых выборов в первом раунде драфта, и задача Линча не сделать еще один такой. Джон, являясь живой легендой НФЛ, работает в этом амплуа первый год, что может стать помехой адекватным решениям.

«Сан-Франциско» нужен квотербек. У них высокий второй номер на драфте, но ни Трубиски, ни Уотсон не стоят перспективы получения лишних пиков и потенциально сильного усиления. Это действительно непростое решение. Эра Харбо окончена, и надо идти дальше. «Фотинайнерс» нужна свежая кровь, нужен новый квотербек, но и усилить остальные позиции также критично.

Выбор защитника будет разумным, но слишком осторожным, выбор квотербека – безрассудным, а вот обмен вниз, я считаю, станет наилучшим решением в сложившейся ситуации.

Выбор «Иглс» Кристиана Маккафри поможет им взлететь

«Филадельфия», получившая на прошлом драфте солидного стартового квотербека, продолжает строить команду, способную принести городу, где хранится декларация независимости, первое чемпионство в истории. Пробегая по драфт-мокам различных аналитиков, я заметил, что среди футбольных специалистов нет единого мнения, кого возьмут «Иглс» под общим 14-м номером. Что же, фондовый рынок игроков продолжает свои движения, то поднимая, то опуская котировки различных игроков.

Я не в курсе, что будут делать «Орлы», но им стоит задуматься над выбором Маккафри, может, не под общим 14-м, а ниже, но они должны это сделать.

Карсон Вентц в свой дебютный сезон показал, что является отличным квотербеком для консервативного нападения, опирающегося на короткий и средний пас. Плейбук команды был построен так, что Вентц без устали лупил пулями по краям поля, находя там кого-то из партнеров. При такой модели игры в «Филадельфии» удачно оказался титулованный ветеран Даррен Спролс, но ему уже 33 года, а Райан Мэттьюз, другой раннинбек, куда более слабый на приеме, не сможет заменить Спролса. К тому же, самому Райану уже 29.

Прошедший съезд скаутов показал нам МакКафри во всей красе, а некоторые аналитики даже включили его в список лучших слот-ресиверов предстоящего драфта. Кристиан, обладающий великолепным пониманием игры, футбольной этикой, а также прекрасно работающий с мячом в поле и имеющий хорошие навыки ловли, действительно выглядит крайне привлекательным для «Иглс».

Другой вопрос — стоит ли Маккафри общего четырнадцатого пика. Многие скажут, что нет, потому как такая цена за раннинбека является большим риском. Но Вентцу необходим плеймейкер-универсал, способный взять на себя разные функции на поле. Само присутствие Кристиана будет путать защиту, заставлять ее перестраиваться, гадать, чего ждать от очередной комбинации «Орлов».

«Филадельфия» создала симпатичную и интересную команду, но ей не хватает совсем немного. Выбор Маккафри, в любом случае, будет риском. Однако этот риск затем может многократно себя оправдать. Решится ли тренерский штаб «Иглс» на ходы, которые позволят им заполучить одного из самых ярких бегущих студенческого футбола? Наверняка они думают об этом.

На этом все. Драфт совсем скоро, я обозначил для себя пять наиболее интересных команд на нем. Хотя, конечно, для фанатов самыми интересными являются выборы именно их клубов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.